«Главное — дисциплина и трудоспособность». Тренер — о вольной борьбе

Свои самые юные годы они проводят в борьбе. Не с трудностями, не с жизненными обстоятельствами, а в прямом смысле — на борцовском ковре. И это здорово, считает тренер по вольной борьбе мастер спорта Руслан ГАДИЛОВ (слева на снимке). Он рассказал нашему корреспонденту Олегу РОГОЗИНУ, чем именно хорош этот вид спорта и почему петербургским ребятам надо им заниматься.

«Главное — дисциплина и трудоспособность». Тренер — о вольной борьбе | Фото Сергея ГРИЦКОВА

Фото Сергея ГРИЦКОВА

Руслан Фаридович, посмот­рел тренировку младшей группы под вашим руководством. Главное, что бросилось в глаза: ребята все полтора часа занимаются с удовольствием, во всем вас слушаются. Как этого удается добиться?

— Все приходит с опытом. Некоторых детей приводят ко мне в четыре года, и было бы странно, если после нескольких лет занятий они не воспринимали команды. Но доволен я далеко не всегда: бывает, что команды воспринимают, а приемы плохо выполняют. Приходится и слегка поругать. А удовольствие — от общения в группе, от разнообразия, да и просто от двигательной активности. Это же не на продленке в школе сидеть. Отмечу, кстати, иногда родители перебарщивают с объемом дополнительных занятий, оставляют школьников на продленный учебный день. Лучше бы это время посвятить спорту.

При работе с детьми какая из главных задач первична: привить любовь к спорту или дисциплину?

— Любовь к спорту это, конечно, хорошо, но дисциплина — прежде всего. И многое зависит от родителей. Если мама все время жалеет ребенка, не привлекает его к выполнению каких‑то элементарных домашних дел, разрешает много времени проводить с телефоном, с другими гаджетами, то добиться от него внимания на тренировке, трудоспособности, нацеленности на результат практически невозможно. А если в семье приучают, чтобы кровать за собой ребенок убрал, чтобы у него на столе все было прибрано, с телефоном — только определенное время, тогда и на тренировке он совсем другой, более ответственный к занятиям.

То есть дома и на тренировке подход к ребенку должен быть схожим?

— Это очень важно. Не бывает такого, чтобы дома ребенок ничего не делал, баловался, а приходит в зал, и у него хорошая дисциплина. Это только в фильмах: пришел хулиганистый дворовый мальчик тренироваться и сразу стал чего‑то добиваться. На самом деле такое случается очень-очень редко.

Обратил во время тренировки внимание на единственную девочку в группе, уникальные элементы выполняет…

— Она тренируется каждый день по четыре часа, родители так хотят, и ей самой нравится. У девочек в вольной борьбе есть шансы высоко пробиться, если они будут хорошо заниматься. Взять, к примеру, гимнастику или лыжи, там конкуренция среди девушек очень сильная. А в борьбе сложнее юношам. В южных республиках каждый второй парень занимается борьбой и все хотят стать чемпионами.

У девочек по-другому. В Петербурге сильная и сложившаяся школа по вольной борьбе у девушек, представительницы нашего города выигрывали Кубок России, ­командное первенство страны. Первая российская олимпийская чемпионка по вольной борьбе Наталья Воробьева — из Петербурга. Так что у наших девочек больше шансов показать хороший результат, выйти на высокий уровень.

Когда ребенок приходит заниматься в группу, вы через какое время понимаете, что мальчик или девочка имеют талант, чтобы заниматься борьбой?

— Одной тренировки хватает. Я сам прошел все этапы: от самого начального до побед на высоком уровне, турнирах с составом ­мастеров. Поэтому мне легче увидеть характерные признаки. Тренер в первую очередь смотрит, какой у ребенка хват, как он понимает то или другое упражнение.

Для борьбы главное талант или характер? Или это одно и то же?

— Главное — дисциплина и трудоспособность. Наш трехкратный олимпийский чемпион по вольной борьбе Бувайсар Сайтиев говорит: в достижении победы 99 процентов труда и только один процент таланта. А ему, как вы понимаете, можно верить! К тому ребенку, который трудится, в любом случае — рано или поздно — результат придет.

Можете сравнить свое начало в вольной борьбе и нынешних детей, насколько быстро развивается ваш вид спорта?

— В борьбу я пришел в Набережных Челнах в девять лет. Олег Егорович Егоров— мой первый тренер, потом он стал главным тренером по вольной борьбе Республики Татарстан. Результаты быстро пришли, по юношам выигрывал первенство Татарстана, Приволжского федерального округа, чемпионат России. Победить было непросто, много было ребят из Дагестана, Осетии, Чечни, но удалось дать им бой и выиграть. Позднее окончил училище олимпийского резерва в Петербурге — с дипломом преподавателя по физической культуре и спорту.

Вольная борьба совершенствуется с каждым годом. То, с чем я побеждал в 9 – 10 лет, сейчас дети выполняют у меня в 5 – 6 лет. И то не всегда выигрывают. Смот­ришь чемпионаты России, юноши выглядят гораздо интереснее мужиков. Взрослые боятся допустить ошибку, а у юношей все в динамике — прием за приемом идут. И это радует, вдохновляет на твор­ческую работу.

Интересные ребята есть. Один из моих мальчиков десять турниров за год выиграл, везде побеждал, где бы ни выступал. Получил три отметки «заслуга» за лучшую технику. Есть ребята, которые выигрывали на соревнованиях в разных городах у москвичей, даже у дагестанцев. Но пока сами мы в этих регионах не выступали, а хотелось бы туда выехать. Мои воспитанники дать бой готовы. И это самое главное, в первую очередь для них. Хотя пока о результатах рано говорить, тренирую с младших групп. А зал у нас небольшой. Когда дети будут подрастать, хотелось бы зал больше.

Вы взрослых тоже тренируете, с кем работать проще?

— Взрослый если пришел на тренировку, то выполняет, что тренер сказал, он баловаться не будет. Но в возрасте после 14 лет борьбу осваивать сложно, так как формирование скелета произошло, некоторые приемы уже не освоишь. Борьбой с раннего возраста надо заниматься. С детьми больше устаешь — одна-две тренировки и уже эмоционально выдохся. Ребята балуются, бегают — не без этого. А ты же хочешь им как можно больше дать, поэтому нервничаешь и от этого эмоционально устаешь. Зато когда на соревнованиях они борются, вместе с ними получаешь удовольствие, восстанавливаешь силы, настрой. Понимаешь, тренировки прошли не зря.

Какой путь у ваших ребят? Какое будущее?

— Вольная борьба — вид спорта сложный. Многие начинают заниматься, но не доходят до 15 лет и уходят. Я сам молодой тренер, и у меня еще не было ученика, который дошел бы до 18 – 20 лет. У меня пока такого опыта нет, только свой опыт. Но главное даже не результат. Замечаю, что у некоторых детей моей группы в школе нет друзей. Тяжело им дружить с ребятами, которые не умеют себя вести, матерятся. У них друзья в зале. У нас продолжительность тренировки полтора часа, но я говорю родителям: приводите ребенка в четыре часа дня, а забрать можете в восемь вечера. Пусть общаются в зале, тренируются. Что‑то полезное для себя они здесь точно почерпнут. С сентября по май мы тренируемся в зале. А летом, у кого из родителей есть возможность, формируем выезды на спортивные базы и тренируемся там, спортивная смена 7 – 8 недель.

И надо оценивать наше время. Телефоны, гаджеты… Сами понимаете, дети там смотрят разное. Если ребенок не привязан к спорту, а привязан к телевизору, телефону, то идет в любом случае его деградация. А в спорте, особенно таком, как единоборства, формируется характер, личность, круг общения спортивный. Ребенок приучается к дисциплине, и это уже положительный опыт на всю жизнь.

#борьба #боевые искусства #спортсмены

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 122 (7205) от 07.07.2022 под заголовком «99 процентов труда, один — таланта».


Комментарии