Формула интриги. Как гоночный турнир стал шоу с запутанными правилами

Британец Льюис Хэмилтон не смог завоевать свой рекордный, восьмой, чемпионский титул в «Формуле-1», уступив в спорной ситуации на заключительном круге последнего в году «Гран-при» Абу-Даби» Максу Ферстаппену из Нидерландов. Развязка сезона получилась яркой и драматичной, но превращение соревнований в шоу с запутанными правилами и порой непоследовательными решениями нравится далеко не всем любителям автоспорта.

Формула интриги. Как гоночный турнир стал шоу с запутанными правилами | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

В современном спортивном мире яркая обертка порой гораздо важнее начинки, поэтому владельцы «Формулы-1» наверняка, как и многочисленные болельщики, подустали от гегемонии «Мерседеса» и его первого пилота Хэмилтона. Чтобы поднять рейтинги, можно менять форматы, вводить квалификационные спринты, но прежде всего требуется реальная борьба за титул между двумя совершенно разными и при этом равными соперниками. Формулический мир до сих пор вспоминает сражение почти полувековой давности Ники Лауды и Джеймса Ханта, воспетое в фильме «Гонка». Тогда в сезоне-1976 плейбой Хант сражался с умным и расчетливым Лаудой и завоевал титул в драматичной финальной гонке сезона.

Вот только сейчас, почти полвека спустя, рассчитывать на такое фантастическое стечение обстоятельств, приведшее к драматичному финалу, достаточно рискованно. В мире спорта такие вещи обычно не пускают на самотек, помогают интриге, раз уж она появилась. Многократный чемпион Хэмилтон на «Мерседесе», который стремился превзойти рекорд Михаэля Шумахера, наконец-то встретил достойного соперника в лице вундеркинда (в сентябре ему исполнилось 24 года, что, по меркам автоспорта, совсем немного) Ферстаппена. Ко всему прочему гонщики еще и полные антагонисты. Хэмилтон не чужд гламуру, пишет музыку, защищает права меньшинств, борется за экологию, интеллигентен и при этом по-прежнему расчетлив и быстр. Ферстаппен зациклен на гонках и победах, он воспитывался отцом (в прошлом тоже автогонщиком) в спартанских условиях с прицелом как раз на титул в «Ф-1». В общем, колоритные персонажи, и общее у них только одно – оба прекрасные гонщики. При этом совершенно разного стиля – Хэмилтон обычно «включает» агрессию, только когда этого требуют обстоятельства, Ферстаппен всегда идет напролом, рискуя авариями.

И вот с самого начала чемпионата они начали борьбу с переменным успехом. До поры до времени не сталкивались, но ситуация была «исправлена» в Сильверстоуне (Ферстаппен улетел в стену, а Хэмилтон получил штраф, но все равно выиграл), а затем в Монце (Макс торпедировал Льюиса и получил штраф, оба сошли). Руководители команд сначала обменивались словесными шпильками, затем перешли на более жесткую риторику. При этом доставалось стюардам и гоночному директору Майклу Маси, которые порой принимали необычные решения и выписывали странные штрафы.

Создавалось даже впечатление, что все это делается не в угоду какой-то из команд, а исключительно для телерейтингов – зрителю интересна борьба за титул до последней гонки. Если это действительно так, то надо отдать должное организаторам – финал получился поистине голливудским. Перед финальной гонкой у соперников было одинаковое количество очков, Ферстаппен опережал соперника только по победам. Лидер «Ред Булл» выиграл поул, но проиграл старт, затем попытался обогнать Хэмилтона, что едва не закончилось аварией.

Британец избежал столкновения, срезав трассу, за что ему могли, по идее, выписать штраф. Но наказывать не стали, в результате чего Льюис создал комфортный задел и спокойно ехал к восьмому титулу. Однако такой простенькой развязки не произошло – за несколько кругов до финиша в аварию попал Николас Латифи из «Уильямса», все пилоты собрались за машиной безопасности, причем Ферстаппен сменил покрышки на новые. В этот момент на гоночного директора напирали (переговоры транслировались в эфире) оба босса команд, требуя совершенно противоположного. И Маси, что называется, «поплыл» – сперва запретил круговым обгонять, затем разрешил и назначил рестарт. В итоге у Хэмилтона на изношенной резине почти не было шансов, Ферстаппен прошел его, выиграл гонку и свой первый титул, который, впрочем, какое-то время оставался под вопросом – «Мерседес» бомбардировал протестами. Однако до судов, похоже, дело не дойдет, в «Мерседесе» уже поздравили Макса с титулом, причем Льюис по-джентльменски сделал это сразу же после финальной гонки.

Будет крайне любопытно наблюдать за продолжением их соперничества в следующем году, когда в «Формуле-1» к тому же изменится технический регламент. Россиянин Никита Мазепин, пропустивший финальную гонку сезона из-за коронавируса, очков не набрал, но, возможно, в следующем году и он сам будет готов лучше и машину получит более быструю. Уже известно, что петербуржца Роберта Шварцмана, который в минувший уик-энд стал вице-чемпионом «Формулы-2», мы в 2022-м в «Ф-1» не увидим. Где он продолжит карьеру, пока неизвестно.

«Формула-1». Чемпионат мира-2021. Итоговый личный зачет. 1. М. Ферстаппен (Нидерланды, «Ред Булл») – 395,5; 2. Л. Хэмилтон (Великобритания, «Мерседес») – 387,5; 3. В. Боттас (Финляндия, «Мерседес») – 226; 4. С. Перес (Мексика, «Ред Булл») – 190; 5. К. Сайнс (Испания, «Феррари») – 164,56; 6. Л. Норрис (Великобритания, «Макларен») – 160. ... 20. Н. Мазепин (Россия, «Хаас») – 0. Кубок конструкторов. 1 «Мерседес» – 613,5; 2 «Ред Булл» – 585,5; 3. «Феррари» – 323,5; 4. «Макларен» – 275, 5; «Альпин» – 155; 6. «Альфа Таури» – 142... 10. «Хаас» – 0.


#турнир #гонки #Формула-1

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (7072) от 15.12.2021 под заголовком «Формула интриги».


Комментарии