Филипп Лам: «Мы хороши командой»

Футбол меняется к лучшему. В 1980-х годах на мастеров вроде Диего Марадоны соперники охотились – в каждой команде имелись специалисты грубой игры. Дрожь охватывает, когда видишь иные фрагменты тех матчей, но в те времена было так принято – цель оправдывала средства.

Филипп Лам: «Мы хороши командой» | Фото imago sportfotodienst/ТАСС

Фото imago sportfotodienst/ТАСС

Сегодня умышленные удары по ногам и жестокие подкаты сурово наказываются, благодаря чему вся эта грязь практически исчезла с футбольного поля. И принятые в этом направлении санкции были встречены всем миром на ура – игроки ведут себя теперь дисциплинированно, грубые нарушения если и встречаются, то исключительно как вынужденная мера. Теперь уже средства оправдывают цель, и за такого рода развитие хочется поблагодарить всех участников процесса.

Этот пример показывает, насколько важно соблюдение правил, учитывающих общие интересы. Ради чего мы вообще играем в футбол? Ради славы, почета, успеха, в том числе финансового? Ради того, чтобы получить удовольствие и стать участником яркого зрелища? Но прежде всего, чтобы общаться друг с другом и научиться сосуществовать вместе.

Основа основ – общая правовая база. В футболе есть двое ворот одинаковых размеров напротив друг друга, и только одному человеку в каждой команде позволено брать мяч в руки. Для «Порту» действует то же правило офсайда, что и для «Челси». А если судья не увидит явный пенальти в пользу венгров, болельщики сочтут это такой же несправедливостью, как если бы это случилось со шведами. А споры будут всегда, что подтверждают нынешние дискуссии по поводу новой трактовки правил игры рукой или целесообразности фэйр-плей. Абсолютной справедливости не будет никогда.

Правила есть, конечно, и в баскетболе, и в настольном теннисе, и даже на песенном конкурсе «Евровидение». Но нигде они не имеют такого глубокого воздействия, как в футболе, в этом всенародно любимом виде спорта, сметающем все границы. Люди по всему миру играют сами и будут смотреть за тем, как играют другие, – в мае в финале Лиги чемпионов и летом на чемпионате Европы. Эти два соревновательных формата – один для клубных команд, другой для сборных – дополняют друг друга к взаимной выгоде.

В более чем 120 странах футбол был и остается самым популярным видом спорта, а в Европе вряд ли найдется хоть одна страна, где он не стоит на первом месте. Не случайно последний раз чемпионом мира неевропейская сборная становилась почти двадцать лет назад. А уж в клубном футболе Европа и вовсе просто Силиконовая долина спорта. Только бренды здесь называются не «Фейсбук», «Амазон» и «Гугл», а «Реал», «Ювентус», ПСЖ, «Арсенал», «Барса», «Бавария», «Сити» и «Юнайтед». Благодаря цифровизации и глобализации у них появились поклонники по всему миру. У моей «Баварии» фанаты есть сегодня и в Оберпфаффенхофене, что в 20 км от Мюнхена, и в Шанхае. Все эти бренды развиваются, становятся все более известными и успешными.

Таким образом мы пришли к тому, что требует обсуждения – а кто может участвовать в этих соревнованиях? Сейчас как раз эти большие клубы инициируют создание в Европе суперлиги из 16 – 20 команд. Появление такой элитной компании, естественно, вызывает протесты у остальных. Но что плохого в том, что клубы хотят соревноваться с равными по силам? Создание немецкой бундеслиги в 1963 году сопровождалось такими же опасениями, а она с годами стала моделью успеха.

Я вижу определенный шарм (оставим пандемию в стороне) в чемпионате, который должен этим летом пройти в двенадцати европейских городах, симпатична мне и космополитическая идея, лежащая в основе Евролиги. На сегодняшний день участвовать в ней смогут клубы только из пяти или шести стран, это будут непосредственные учредители из Мадрида, Манчестера, Мюнхена, Парижа или Лондона. Но почему со временем к ним не смогут присоединиться команды из Брюгге, Санкт-Петербурга, Афин, Копенгагена или Праги? Потенциальным инвесторам, безусловно, интересны и эти места. Но, конечно, актуальные выгодоприобретатели текущего момента – те самые футбольные топ-бренды – несут особенную ответственность за будущее турнира и всей футбольной Европы. Как один из руководителей Евро-2024, я хочу аккумулировать эту дискуссию. Объективный взгляд болельщиков и СМИ будет очень кстати.

Важен и еще один момент: каждая страна, каждый клуб должны сохранять свои самобытность и своеобразие, больше того – максимально подчеркивать их. Футбол Италии имеет одни сильные стороны, Испании, Англии или Германии – другие. Зависит это в том числе и от культуры этих стран. На нашем континенте были такие совсем не похожие друг на друга чемпионы, как Дания, Греция, Голландия, Чехословакия, Советский Союз и Португалия. Свой характерный футбол у Польши, Венгрии и Австрии. Изысканную игру демонстрировали в свое время «Аякс» (Амстердам), киевское «Динамо», «Црвена Звезда» из Белграда, лиссабонская «Бенфика» и МТК (Будапешт). В ряду выдающихся спортсменов есть футболисты из Болгарии, Финляндии, Румынии, Уэльса и Норвегии. Именно в этом многообразии и кроется сила Европы.

ОТ РЕДАКЦИИ 

Евро-2020, который из-за пандемии был перенесен на лето этого года, как известно, пройдет в необычном формате – сразу в 12 европейских городах. Чемпион станет известен только в июле, но уже началась подготовка к следующему первенству континета. Евро-2024 примет Германия, турнир пройдет в традиционном формате, но общеевропейская идея присутствовать тоже будет. Спортивный директор Евро-2024 Филипп Лам, известный в недавнем прошлом футболист, капитан «Баварии» и сборной Германии, чемпион мира 2014 года, начинает общение с болельщиками через ведущие европейские СМИ. Игрок, который за всю свою карьеру не получил ни одной красной карточки, будет делиться тем, что узнал и увидел на футбольном поле. Помогать Ламу будет журналист популярной у немцев «Цайт» Оливер Фритч, от России в проекте участвуют «Санкт-Петербургские ведомости» как главная газета города, которому предстоит примать матчи первенства континета в этом году.

#футбол #спорт #игра

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 60 (6898) от 07.04.2021 под заголовком «Мы хороши командой».


Комментарии