Эхо мундиаля. Что приобрела РПЛ после ЧМ-2018 по футболу

ЧМ-2018 вызвал взрыв популярности футбола, поставив под сомнение известный тезис Леонида Слуцкого о том, что Россия - нефутбольная страна. Действительно ли благодаря мировому празднику удалось совершить революцию и россияне начали массово следить и за своим внутренним футболом?

Эхо мундиаля. Что приобрела РПЛ после ЧМ-2018 по футболу | Фото: pxhere.com

Фото: pxhere.com

Проще всего оценить динамику посещаемости. В 2014 - 2017 годах она находилась на ужасающе низком уровне (10 - 11 тысяч в среднем за матч), но уже в прошлом сезоне на волне ожидания чемпионата мира заметно выросла (13 971), а к началу нынешнего чемпионата страны в августе-сентябре взлетела до 20 тысяч, а это уровень Франции и Голландии, еще недавно казавшийся недостижимым.

Правда, к зимнему перерыву статистика оказалась не столь внушительной - после 17 туров средняя посещаемость составляет 17 023 человека. Но тут уж ничего не поделаешь - ходить на стадионы в ноябре-декабре в большинстве российских городов готовы только самые ярые поклонники футбола. Разумеется, если оставить за скобками теплую петербургскую арену и несколько южных городов.

Так или иначе, серьезный рост налицо, вот только фактически мы наблюдаем взрыв посещаемости лишь в тех городах, где к ЧМ-2018 появились новые современные стадионы - Самаре, Екатеринбурге и особенно в Ростове-на-Дону, который сейчас борется за вторую строчку в рейтинге посещаемости с московским стадионом «Спартак».

Однако ровно ту же картину мы наблюдали и до чемпионата мира с появлением других арен - «Спартака», «Краснодара», ЦСКА и особенно «Зенита» (почти 50 тысяч за матч). Ясное дело, что люди с интересом идут на новые стадионы и ценят комфорт, который их там ждет. Казань, например, тоже принимала мундиаль, но обошлась старым стадионом - и никакого прироста зрителей у «Рубина» нет. Не видно никакого роста и в городах, которые мундиаль обошел стороной. Так, «Анжи» и «Оренбург» в этом сезоне собирают в среднем меньше 5 тысяч зрителей, а грозненский «Ахмат» просто «рухнул» - меньше 10 тысяч в среднем, тогда как годом ранее было больше 15 тысяч!

Возможно, в этом тоже есть своеобразное эхо мундиаля, правда, с обратным эффектом - налюбовавшись новыми аренами и оценив их комфорт, люди не хотят посещать старые. Потому для премьер-лиги сейчас жизненно важно, чтобы ее покидали самые непосещаемые команды, а на смену им приходили клубы с аренами, построенными к ЧМ-2018.

Тем более что даже в ФНЛ новые стадионы имеют неплохую аудиторию, если не считать сочинский «Фишт» - питерское «Динамо» переехало на юг и превратилось в «Сочи», но своим в городе пока не стало, собирая от двух до трех тысяч зрителей. Получше ходят в Калининграде (4 - 7 тысяч), несмотря на отвратительную игру «Балтики». А вот в Нижнем Новгороде, Волгограде и, что интересно, Саранске нередко собирается по 20 тысяч и даже больше. Напомним, выбор столицы Мордовии как хозяйки ЧМ-2018 многие критиковали, но пока получается, что средства были вложены не зря. На выход в элиту «Мордовия», правда, пока не претендует, а вот «Нижний Новгород» и «Сочи» шансов не потеряли - они делят 4 - 6-е места.

В общем, ресурсы для роста посещаемости у премьер-лиги есть в низшей лиге. А что насчет телеаудитории? Здесь провести сравнения почти невозможно, поскольку с нового сезона резко изменилась система показа. В последние годы зрители привыкли, что все важные матчи транслирует общедоступный канал «Матч ТВ», однако теперь на нем можно увидеть в основном рядовые встречи, что должно побуждать неравнодушных к футболу зрителей подписываться на платный канал «Матч Премьер», где можно видеть российский футбол в полном объеме.

Получается, холдинг «Матч ТВ» вернулся к той же системе, что продвигал его предшественник «НТВ плюс», делая упор на платный контент. Ничего не поделаешь, против законов экономики не попрешь, так происходит во всем мире. Похоже, бесплатными трансляциями нас баловали исключительно ради привлечения интереса к футболу перед чемпионатом мира, а после него - никакой халявы. Попутно холдинг резко усилил борьбу с пиратскими трансляциями в Интернете - найти их стало гораздо труднее. И эта активность приносит плоды: телеаудитория «Матч Премьер» резко выросла. «Если к началу чемпионата у нас было 68 тысяч подписчиков, то за четыре месяца мы нарастили эту цифру до 430 тысяч», - рассказал в конце декабря президент РПЛ Сергей Прядкин.

Рост, конечно, впечатляющий, однако пока этого все равно недостаточно, чтобы приносить реальный доход премьер-лиге - отчисления от телевидения у нас на сегодня на два порядка ниже, чем в Англии. К тому же нужно понимать, что за этот рост холдингу «Матч ТВ» пришлось платить потерей рейтингов на главном канале с уходом оттуда лучших матчей РПЛ.

И все равно есть сомнения относительно того, надолго ли этот футбольный бум в России после мундиаля. В основном потому, что качество самого продукта оставляет желать лучшего - людям трудно продать товар второго сорта после того, как им понравился первый, а во время мундиаля мы любовались футболом экстра-класса. Очевидно, что лига должна и гораздо лучше работать с календарем, чтобы уменьшить количество «морозных» матчей. Ясно и то, что многим клубам стоит гораздо больше работать со зрителями, а телевизионщикам улучшать качество трансляций. И все-таки самое главное - сам футбол, многие команды должны играть иначе. Нынешний российский футбол - чуть ли не самый схематичный, оборонительный и скучный в Европе. Например, по средней результативности (2,25 гола за матч) РПЛ без вариантов уступает всем ведущим чемпионатам, не говоря уже о таких веселых лигах, как швейцарская и голландская, где забивают больше трех мячей за игру.

Собственно, и в России более зрелищные команды собирают больше зрителей на трибунах. И наш футбол давно стал бы ярче, если бы финансовое благополучие команд напрямую зависело от количества болельщиков, а не от бюджетов и госкорпораций...

#футбол #ЧМ-2018 #рпл

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 008 (6361) от 18.01.2019 под заголовком «Эхо мундиаля».


Комментарии