Биалониста Евгения Устюгова лишили всех олимпийских медалей

В разгар коронавирусного кризиса допинговые скандалы вокруг российского спорта ушли на второй план, однако сейчас они снова могут оказаться в центре внимания. На следующей неделе в Лозанне пройдут судебные слушания, на которых российская сторона будет пытаться оспорить четырехлетнюю дисквалификацию. А на этой Спортивный арбитражный суд (CAS) уже лишил всех олимпийских медалей биатлониста Евгения Устюгова и его партнеров по эстафетным гонкам.

Биалониста Евгения Устюгова лишили всех олимпийских медалей | Фото Виталия Белоусова/ТАСС

Фото Виталия Белоусова/ТАСС

Напомню, 25-летний Устюгов блеснул на Играх 2010 года в Ванкувере, выиграв масс-старт и став третьим в составе российской четверки, а четыре года спустя в Сочи он был участником золотой эстафеты. Теперь, получается, вместе с ним Алексей Волков, Антон Шипулин и петербуржец Дмитрий Малышко превращаются в «бывших олимпийских чемпионов». Особенно обидно должно быть Шипулину, который разом лишился обеих своих олимпийских наград. Антон был главным творцом сочинской победы, выдав суперфиниш на последнем этапе, тогда как Устюгов свой отрезок отработал довольно средне. Та сборная России вполне могла победить и без него, однако спорить бессмысленно – это стандартные правила. Точно таким же рикошетом из-за дисквалификации партнера лишился одной из своих золотых медалей великий ямайский спринтер Усэйн Болт.

Ко всему прочему Шипулин с Малышко еще раньше должны были получить статус «бывших» из-за того же Устюгова, но по другому делу. В феврале этого года Международный союз биатлонистов (IBU) признал Евгения и Светлану Слепцову виновными в употреблении оксандролона. Тогда было объявлено, что будут аннулированы все результаты Евгения начиная с лета 2013 года, включая и золото Сочи-2014. Однако до сих пор официально эти медали не отбирали – то ли из-за ковидной неразберихи, то ли в ожидании нынешнего суда.

Теперь же «дотянулись» и до наград 2010 года – наказание настигло спортсмена десять лет спустя. Насколько справедливо – неясно. Во всяком случае адвокат спортсмена Алексей Панич говорит о всевозможных процессуальных нарушениях, начиная отсутствием у Антидопинговой панели CAS необходимой юрисдикции. Доказывать свою правоту российская сторона будет в апелляционном суде CAS, так что шансы вернуть потерянные медали еще есть.

Впрочем, большинству любителей спорта судебное крючкотворство не так интересно – важнее понимать, виновен на самом деле Евгений или нет. Защита Устюгова приводит вроде бы серьезные доводы, которые несколько лет назад убедили даже руководство IBU. Дело в том, что обвинения построены на аномальных показателях биопаспорта спортсмена, а именно – на повышенном уровне гемоглобина. Защита спортсмена утверждает, что дело не в допинге, а в генетических особенностях – уровень гемоглобина у Устюгова повышен якобы от природы. «В IBU Евгения уже по завершении карьеры просили предоставить анализы. Он согласился, и новые тесты показали, что гемоглобин вновь повышен» – объясняет адвокат Панич.

«По паспорту крови я добровольно сдал ряд дополнительных анализов, по результатам которых IBU пришел к выводу об отсутствии оснований для выдвижения обвинений против меня, поскольку аномалии в паспорте объясняются генетически», – подтверждает и сам Устюгов. Однако суд, как видим, эти аргументы не убедили. И есть подозрение, что дело не только в его ангажированности, но и в качестве представленных российской стороной экспертиз. К тому же в карьере Евгения многие вещи внушают сомнения, включая завершение спортивной карьеры после Олимпиады в Сочи. Для биатлонистов 29 лет совсем не преклонный возраст, а для многих это и вовсе время расцвета, когда они только выходят на свой пик. Если добавить сюда тот самый оксандролон, а также данные Московской антидопинговой лаборатории, которые и стали дополнительным основанием для нынешнего преследования, то получается совсем непривлекательная для Устюгова картина.

Против Евгения работает и репутация российского спорта. Мы столько раз закрывали глаза на целые «допинговые эпидемии», что в международных инстанциях уже не верят нашим словам. А к этому добавляется еще и большая политика – антироссийские настроения в западном мире сейчас особенно сильны.

На этом фоне совсем не верится в успех иска Российского антидопингового агентства (РУСАДА) против Всемирного антидопингового агентства (WADA). Напомню, из-за манипуляций с данными Московской антидопинговой лаборатории РУСАДА было дисквалифицировано, российских спортсменов на четыре года лишили права выступать на Олимпийских играх, а страну – принимать крупные турниры.

Зимой иск к WADA выглядел оправданным хотя бы с точки зрения оттягивания сроков дисквалификации – российские власти хотели спасти Олимпиаду-2020. Однако коронавирус сделал эти усилия бессмысленными – мировой спорт все равно ушел на карантин. Задним числом понятно, что выгоднее было бы принять наказание как можно быстрее. Скажем, запрет на проведение крупных соревнований в ковидных условиях вообще стал бы чуть ли не благом...

Конечно, еще лучше выиграть иск и вовсе избежать наказания. Однако на это, похоже, не надеются даже в России. Показательно, что РУСАДА отказалось от открытых слушаний, на которых настаивало WADA, и теперь все будущие претензии в ангажированности будут выглядеть неубедительно. Если вы правы – то чем вам помешает публичность?

#биатлон #спорт #допинг

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 197 (6795) от 29.10.2020 под заголовком «Судьи нам не верят».


Комментарии