А бизнес не спросили. ПМЭФ-2021 оказался непродуктивным для спорта

Петербургский международный экономический форум получился прорывным во многих сферах, но никак не в спортивной. Программа соревнований оказалась богатой и содержательной, а вот в плане остального порадоваться нечему. Значимых соглашений не заключено, о каких-то особо важных переговорах не было даже слухов, а состоявшиеся дискуссии содержательными никак не назовешь.

А бизнес не спросили. ПМЭФ-2021 оказался непродуктивным для спорта | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Показательно, что из руководителей профессиональных спортивных клубов активное участие в деловой программе принял только гендиректор «Зенита» Александр Медведев. Петербургский футбольный клуб как раз более-менее научился взаимодействовать с коммерческим сектором и старается зарабатывать на всех возможных направлениях. По сравнению с западными суперклубами получается пока неидеально, однако для России сине-бело-голубые остаются флагманами.

Казалось бы, где еще спортивным менеджерам вести диалог с серьезным бизнесом, как не на площадке ПМЭФ? Однако если такой процесс и происходил, то довольно незаметно. При этом сами представители спортивной индустрии жалуются на недостаточное внимание бизнеса.

– Смотрю на рекламу банков, смотрю на рекламу сотовых операторов. Ну почему там нет российских спортсменов? – вопрошала руководитель телеканала «Матч ТВ» Тина Канделаки на дискуссии с громким названием «Роль спорта в формировании молодежной политики будущего».

Вопрос остался без ясного ответа. Ни банков, ни сотовых операторов среди участников мероприятия не наблюдалось, да и в целом с бизнесменами там было туго – то ли пригласить забыли, то ли делали это недостаточно настойчиво.

Вместо диалога с бизнесом примерно четверть времени модератор мероприятия Тина Канделаки посвятила разнообразной рекламе собственного телеканала, что вызывало недоумение. Еще четверть времени она и другие участники сетовали на выступление без флага и другие последствия спортивных санкций в отношении России.

При этом, разумеется, обвиняли исключительно нехороший Запад, и никто и словом не обмолвился о том, что наш спорт тоже немножко, самую малость, виноват в случившемся. Если бы в свое время потребление допинга с десятков тонн сократили хотя бы до центнеров, а данные Московской антидопинговой лаборатории чуть меньше подчищали – глядишь, выступали бы сейчас и с флагом, и с гимном, и со всем остальным. Вместо этого доходит до того, что мы обсуждаем политику полной спортивной изоляции. Спорт у нас вне бизнеса, но не вне политики.

– Должны ли мы придерживаться политики открытости или спорт в условиях новой молодежной политики должен сфокусироваться на развитии в условиях автономии и даже изоляции? – спрашивает Тина Канделаки.

Слава богу, руководители российского спорта идею автономности пока не разделяют.

– Сейчас и МОК, и другие организации, и все международные федерации настроены на то, чтобы активно с нами взаимодействовать, – считает министр спорта Олег Матыцин. – Теперь мяч на нашей стороне. Насколько мы грамотно и конструктивно будем этот диалог выстраивать, от этого все и зависит.

Министр спорта вообще оказался одним из немногих участников дискуссии, говорившим конструктивно и даже по основной теме – спорта и молодежной политики. Он отметил важную роль личных примеров, поскольку многие «лидеры, начиная с президента, демонстрируют примеры физической компетентности». Олег Матыцин считает, что «в России созданы предпосылки для формирования имиджа успешного человека через спорт», но посетовал на проблемы со школьным и студенческим спортом и нехватку интеграции с Минобрнауки.

Представителей этого ведомства, как и Росмолодежи, на мероприятии не было. Хотя как без них можно было вообще обсуждать молодежную политику? Так, недостаточное финансирование студенческого спорта, который в западном мире является основой всей спортивной системы, могли прокомментировать только в Минобрнауки.

Также Матыцин отметил огромную роль корпоративного спорта: «Если молодые люди видят, что руководитель компании физически успешный человек, если в компании проводятся соревнования, которые являются частью корпоративной культуры, это становится залогом успешной молодежной политики».

Со всем этим трудно спорить. Если спорт и здоровый образ жизни у нас в последние годы становятся все популярнее, то это не благодаря чиновникам и тем более спортивному телеканалу, а именно за счет влияния бизнес-среды, в особенности IТ-тусовки, где спорт входит в моду на самом массовом уровне. Этому процессу достаточно не мешать, но возникает вопрос: почему компании готовы вкладываться в массовый спорт, но не готовы спонсировать профессиональный, оставляя его на иждивении у государства?

– Это замкнутый круг. Если вы хотите сделать спорт популярным, вы должны создать товар. Значит, вы должны вложить в это деньги. Чтобы вложить деньги, нужно привлечь спонсоров. Чтобы их привлечь, им нужно дать актуальную их интересам систему, – объяснил зампред правления ПАО «НОВАТЭК» и по совместительству вице-президент Российского футбольного союза Денис Соловьев.

Развивать эту тему никто не стал, а жаль – ведь именно она должна была стать главной в спортивной программе ПМЭФ-2021. Государство постепенно уходит от финансирования профессионального спорта, на смену ему должен прийти бизнес, но этому бизнесу нужно создать выгодные условия. Как это сделать – вопрос как раз для совместного обсуждения. Давно говорят, например, о необходимости соответствующих налоговых льгот.

Помимо прочего, конечно, финансовой отдаче мешает и монопольное положение «Матча ТВ». Тему поднял президент Международной федерации бокса Умар Кремлев.

– Когда я начал взаимодействовать с «Матч ТВ», мне сказали: показать бокс 10 миллионов стоит. А я на эти деньги могу два зала открыть! – возмущался функционер. – «Матч ТВ» создавался, чтобы спорту помогать! Во всем мире телеканалы платят спорту деньги, чтобы его показывать! А они и рекламу продают, и со спорта деньги берут.

Ответить на такое обвинение Тине Канделаки было нечего. Вместо этого глава единственного в стране спортивного канала ополчилась на обострившуюся конкуренцию в борьбе за медиаправа. Дескать, другие платформы устраивают не подкрепленную рыночными условиями ценовую гонку, делая положение невыгодным для всех. Оно и понятно: привыкшему к монопольному положению каналу неприятно осознавать, что благодаря новым технологическим платформам снова появилась реальная конкуренция. Но вот спорт от этой конкуренции, хочется верить, все-таки что-то выиграет...

#ПМЭФ #спорт #бизнес

Комментарии