Как защитить свои права, если вас обманул мошенник?
ФОТО pixabay
«В последние годы обман пенсионеров приобрел, на мой взгляд, массовый и систематический характер. К нам с женой регулярно приходят люди, называющие себя то водопроводчиками, то газовиками, то электриками. Впечатление, что мы попали в какую-то общую базу данных для жуликов.
У всех этих работников один и тот же обряд: знакомятся с состоянием труб, электропроводки или счетов квартплаты; рассказывают об опасностях неисправных систем; звонят куда-то по телефону, договариваясь о том, чтобы провести у нас ремонт по льготным расценкам; и, наконец, сообщают, что случайно у них остался последний прибор или рядом оказались мастера, которые помогут нам избежать аварий.
Внешне хорошие искренние ребята. Поэтому мы относимся к их хитростям снисходительно. Но 18 августа прошлого года пришли контролеры тепла из ООО «Теплоконтроль». Они, совершив традиционный обряд, все-таки уговорили меня поставить на батареи приборы контроля тепла. Якобы чтобы потом я мог платить за него по фактическому расходу. Затем заявили, что раз приборы уже установлены, невозможно обойтись без заключения договора.
Я подписал договор, заплатил часть требуемой суммы (6 тыс. руб.) и поставил условие, что полная оплата (40 тыс. руб.) будет только после постановки приборов на учет. Однако в ЖКС № 2 Центрального района мне сказали, что приборы учета тепла в районе не используются.
В Интернете я нашел координаты, как я полагал, Роспотребнадзора и отправил туда сообщение об этих «контролерах». Вскоре мне позвонили и пригласили на консультацию в офис на Невском проспекте. И я оказался... в частной юридической фирме (название и координаты редакции известны), где меня убедили, что «Теплоконтроль» может потребовать через суд полную оплату по договору плюс пени. Мне предложили помощь в расторжении договора. Я согласился.
Были составлены и направлены: жалоба в управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Петербургу (кстати, это и есть Роспотребнадзор. _ Ред.), заявление в Главное управление МВД России по Петербургу и претензия в ООО «Теплоконтроль».
Роспотребнадзор дважды ответил, что жалоба перенаправлена в областное управление, так как фирма, о которой идет речь, зарегистрирована в Мурине. То есть не на территории Петербурга.
МВД вызвало меня, и его сотрудник лишь уточнил детали. И все.
«Теплоконтроль» не ответил.
Тогда в юрфирме меня убедили подать иск к этой компании, за что с меня взяли круглую сумму. Впрочем, обещали, что деньги мне потом вернут ответчики.
На первом же заседании в судебном участке № 206 судья дал мне понять, что я опростоволосился, так как ради возврата шести тысяч рублей заплатил юристам большую сумму, которую никто мне не вернет. Величину этой суммы пока не называю, чтобы скрыть размеры моей глупости».
Вячеслав Владимирович Т., пенсионер, Центральный район
Вячеслав Владимирович написал это письмо до решения суда, которое состоялось в середине марта (в силу пока не вступило и может быть обжаловано ответчиком): требования истца частично удовлетворены. А именно: мировой судья постановил, что компания-ответчик должна вернуть 6 тыс. руб., выплаченных истцом, 3 тыс. руб. за моральный вред, штраф 4,5 тыс. руб. за невозврат денег в добровольном порядке и 15 тыс. руб. судебных расходов. В совокупности, стало быть, 28,5 тыс. руб.
Трудно даже представить себе выражение лица Вячеслава Владимировича, которому юридические услуги обошлись (теперь уже можно сказать) в... 192 тыс. руб. Переведя дыхание, пенсионер решил подать еще один иск: уже против юридической фирмы. Но вот вопрос: не понадобятся ли ему теперь услуги других юристов?
Надо сказать, что ныне резко возросло количество жалоб в Роспотребнадзор на услуги юрфирм. В основном потребители высказывают претензии по поводу навязывания дополнительных юридических услуг (разумеется, за дополнительную плату), а часто и сокрытие достоверной информации о размерах платы и о самих услугах. Вызывает изумление, когда вдруг обнаруживается, что в договор включены условия, по которым гражданин отказывается от прав, данных ему законодательством. Также граждане часто жалуются на то, что юристы клятвенно обещали им выигрыш в суде, а затем с треском проигрывали: прямо в зале суда истец вдруг узнавал, что у него нет законных оснований требовать того, о чем говорится в его исковом заявлении.
В Роспотребнадзоре рассказали очередную «юридическую» историю. Гражданин пожаловался на индивидуального предпринимателя К. А. О., который, по мнению заявителя, нарушил его права при оказании юридических услуг: обещал бесплатную консультацию по поводу размера пенсии, а сам убедил клиента в необходимости заключить договор на оказание услуг. Заверил, что в результате пенсию пересчитают, так как в течение нескольких лет Пенсионный фонд гражданину якобы недоплачивал. Услуга была оценена юристом-индивидуалом... в 60 тыс. рублей.
Оценивая ситуацию, в Роспотребнадзоре отметили, что с самого начала консультант имел возможность оценить правомерность требований пенсионера, так как тот принес с собой все документы. И сразу выяснилось бы, что у гражданина нет оснований для увеличения пенсии. К тому же ПФР разъяснил ему положения закона.
Ничего не получив, пенсионер направился к «своему» юристу и обнаружил, что фирма К. А. О. закрылась. Тогда-то гражданин и пошел в Роспотребнадзор.
Управление обратилось в мировой судебный участок № 104: подало иск о защите прав потребителя. И судья встал на сторону гражданина. В решении записано: взыскать с юриста в пользу потребителя выплаченные им 60 тыс. руб., неустойку 982 руб., расходы на отправку досудебной претензии в размере 257 руб., 5 тыс. руб. в качестве компенсации морального вреда, штраф 33 тыс. руб. Всего более 99 тыс. руб.
Теперь было бы неплохо довести решение до исполнения. Сделать это должны судебные приставы: либо взыскать деньги со счета ответчика, либо наложить арест на его имущество, цена которого сопоставима с суммой взыскания.
Вот на этом-то этапе защита прав потребителя, увы, притормаживает, а чаще вовсе останавливается. То ответчика не найти, то его вечно нет дома, а потому невозможно оценить его имущество, то нет банковского счета или на нем находится микроскопическая сумма...
Служба судебных приставов добросовестно роет землю при необходимости взыскивать алименты со злостного неплательщика. А вот обманутым потребителям приходится либо проявлять большую настойчивость, либо самим охотиться за обидчиками, либо довольствоваться моральным удовлетворением от решения суда.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 61 (6899) от 08.04.2021 под заголовком «Юрфирмы на доверии».
Комментарии