Что делать с путевкой, если поездка сорвалась из-за коронавируса?

Ростуризм опубликовал рекомендации, поясняющие порядок действий сторон в том случае, если путевка на отдых была приобретена и оплачена, но поездка сорвалась из-за коронавируса. Их суть проста: несмотря на наличие у туриста безусловных прав на требование возврата денег, в первую очередь стоит рассмотреть возможность переноса тура на другие сроки.

Что делать с путевкой, если поездка сорвалась из-за коронавируса? | Фото: Pixabay / JESHOOTS-com

Фото: Pixabay / JESHOOTS-com

В частности, руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Зарина Догузова рекомендует бизнесу всячески содействовать туристам в переносе сроков путешествия и находить решения, максимально учитывающие взаимные интересы обеих сторон. «Туроператоров и отели прошу оказать максимальное содействие в переносе времени поездки, по возможности не меняя условий отдыха, - говорится в подписанном главой Ростуризма документе. - Очень рассчитываю, что предпринимаемые меры позволят россиянам уже предстоящим летом свободно путешествовать». При этом даже Ростуризм по максимуму старается избежать формулировок, связанных с возвратом денег за уже забронированный тур: все понимают, что выплаты туристам в полном соответствии с законодательными нормами, скорее всего, приведут к разорению многих компаний.

Что говорит о такой ситуации закон? Если в стране, куда отправляется путешественник, его жизни и здоровью угрожает опасность, он вправе расторгнуть договор - об этом прямо говорится в ст. 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ». Там же указано, что при условии расторжения договора до начала поездки деньги должны вернуть полностью, а после начала путешествия - часть стоимости тура в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг. «За исключением фактически понесенных расходов (ФПР)» - так это звучит официально.

Кроме того, в ст. 32 закона «О защите прав потребителей» указано, что «потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору». Есть и конкретный срок урегулирования ситуации: ответ на отправленное в адрес туроператора в письменном виде требование о возврате денежных средств должен быть получен в течение 10 дней. Если его нет, это является поводом для обращения в контролирующие органы (включая Роспотребнадзор) и подачи заявления в суд.

Однако во время состоявшейся на днях онлайн-конференции, в которой участвовали специалисты Ростуризма (в том числе и Зарина Догузова) и Роспотребнадзора, а также сотни глав общественных организаций и компаний, представители «низов» прямо заявили: если процесс пойдет в полном соответствии с буквой закона, уже после 10 апреля в России начнут массово разоряться небольшие турфирмы. «Сложилась ситуация, при которой агент оказался крайним, - заявила, например, генеральный директор компании «Южный экспресс» (Екатеринбург) Евгения Белецкая. - После 10 апреля нам придется отвечать за деньги, которые мы взяли у туристов и отдали операторам. Но возвращать нам нечего». Увы, уже есть случаи, когда туристы, требуя обратно деньги, прибегают к физическому насилию: некоторые агенты (а большая часть из них - женщины) боятся работать, поскольку недовольные клиенты, не стесняясь в выражениях, им открыто угрожают.

В этой связи Сергей Иванов, председатель госкомитета по туризму Татарстана, предложил наложить мораторий на норму, согласно которой турист может получить деньги в течение 10 дней. «Сейчас федеральные операторы пытаются заставить региональные агентства подписать документы, согласно которым ответственность за деньги клиента будет разделена. И это вопрос номер один, - считает он. - Если крайними в сложившейся ситуации окажутся агенты - большая часть из них обанкротится».

По мнению Иванова, турист должен понимать, что сейчас наилучший выход не требовать деньги обратно, а депонировать их в счет будущей поездки. Как он, так и другие эксперты уверены: если начиная с середины апреля суды станут массово принимать и рассматривать иски клиентов турфирм, вынося полностью соответствующие букве закона решения, подавляющая часть компаний пойдет по миру, так как попросту неспособна выполнить их в полном объеме.

Впрочем, действия существующих норм никто не отменял. И каждый сам решает, на каких условиях договариваться с турфирмой, которая взялась организовать отдых, но сделать этого по независящим от нее причинам не смогла.

#туризм #путешествия #путевка #коронавирус

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 056 (6654) от 06.04.2020 под заголовком «Туристов призвали к компромиссу».


Комментарии