Забастовка по-французски

Социальная обстановка во Франции накаляется все сильнее. К массовой забастовке, которую объявили недавно железнодорожники, уже присоединились сотрудники авиакомпании Air France, студенты и даже мусорщики. Все они протестуют против ликвидации социальных завоеваний, которую собирается осуществить нынешнее правительство страны.

Забастовка по-французски | Фото Le Pictorium BarcroftMedia/ТАСС

Фото Le Pictorium BarcroftMedia/ТАСС

По мнению французской прессы, аналитиков и местных оппозиционных политических деятелей, задан серьезный тон конфликту, что может грозить проблемами для власти. Даже вроде бы нейтральная Deutshe Welle в своем редакционном комментарии, вышедшем на прошлой неделе под весьма характерным заголовком «Забастовки во Франции: на кону будущее президента Макрона», на полном серьезе рассуждает о предстоящей битве французского президента с профсоюзами, исход которой решит не только будущее реформы рынка труда, но и политическую судьбу Макрона.

Действительно, нынешние демонстрации трудящихся объединили «белые, серые и синие воротнички» в своем протесте против власти. И это не случайно. Ведь Эммануэль Макрон, изменив в прошлом году трудовое законодательство, пытается сейчас стимулировать развитие экономики страны путем либерализации рынка труда и уменьшения социальной защищенности работников. Реально экономика Франции ныне находится в застое. В 2016 году, по данным официального статистического агентства ЕС Евростат, средние темпы роста ВВП страны составили около 1,1%. Это меньше, чем у соседней Германии, где ВВП вырос на 1,8%, и хуже средних показателей по еврозоне и ЕС в целом (1,7 и 1,8%, соответственно). С безработицей ситуация еще плачевнее. По данным того же Евростата от марта прошлого года, уровень безработицы во Франции составил 10,1%. Это выше, чем в среднем по ЕС. Еще больших значений данный показатель достигает только в Греции, Италии, Испании, Хорватии и на Кипре. Как отмечала Европейская комиссия в феврале 2016 года в докладе, посвященном Франции, предшествующие три года экономика страны находилась в состоянии застоя и выход на рост ВВП в районе 1% был для нее уже существенным достижением.

Реформы, конечно, назрели. Проблема состоит в том, что команда Макрона предлагает выходить из ситуации за счет усиления бизнес-сообщества и наступления на социальные гарантии трудящихся. В сентябре 2017 года президент Пятой республики своим указом внес в трудовой кодекс страны изменения, резко упростившие процедуру увольнения работников и ограничившие роль профсоюзов при заключении трудовых контрактов. В октябре 2017 года Макрон заявил о планах сократить 120 тысяч государственных служащих в ближайшие пять лет, что вызвало массовые акции протеста. Все эти меры были поддержаны ЕС как средство усиления социальной мобильности и снижения издержек бизнеса и государства.

«Эти реформы отражают потребности работодателей, стремящихся сократить свои издержки и переложить их на трудящихся», - считает директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. Эксперт выражает сомнения, что «перестройка» по методу Макрона приведет страну к желаемому результату. «Общая логика неолибералов состоит в том, что чем более либерален рынок, чем менее он регулируется и чем меньше прав у работников, тем динамичнее будет развиваться бизнес и тем больше будет экономический рост, - полагает Кагарлицкий. - Проблема в том, что это не подтверждается фактами. Нет вообще никакой мировой статистики, которая бы подтверждала эту теорию, это чистая идеология».

Нынешний виток протестной активности во Франции связан как с уже начавшимися реформами, так и с планами правительства по дальнейшему сокращению социальных расходов и гарантий. «Недовольство транспортников вызвано изменением статуса государственной компании французских железных дорог, - отмечает ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров. - Меняется также и социальный статус работников этой компании». Дело в том, что еще с 1940-х годов сотрудники французского железнодорожного монополиста SNCF были приравнены к государственным служащим и пользовались особыми льготами, в частности, ранним выходом на пенсию. Теперь льготы хотят отменить, а саму компанию реформировать в ответ на требование ЕС открыть рынок транспортных услуг для конкуренции. Государственные служащие в свою очередь недовольны планами масштабных сокращений, а авиадиспетчеры требуют повышения зарплат. «К этому добавляется недовольство пенсионеров, которым подняли налоги», - продолжает Федоров.

Такое социальное движение газета Le Monde называет не просто противостоянием с правительством, но и знаковым моментом для исполнительной власти. От этой забастовки во многом будет зависеть и судьба Макрона после его президентской пятилетки. Ведь год назад он пришел к власти, обещая кардинальные изменения, реальную программу, направленную на устранение барьеров для развития страны. Уступка Макрона забастовщикам может подорвать его образ реформатора. В противном случае, если он победит улицу, это даст ему свободу действий в дальнейшей подготовке реформ, в частности пенсионной, по общему мнению экспертов, не менее взрывоопасной.

По словам аналитиков, протесты будут менять настроения во французском обществе. Сейчас около 57% граждан страны недовольны политикой Макрона. Об этом свидетельствуют данные опроса общественного мнения, проведенного социологической службой Ifop для издания Le Journal du Dimanche 19 марта нынешнего года. 54% французов неудовлетворительно оценили и деятельность премьер-министра Эдуарда Филиппа. В феврале 2018-го недовольных политикой президента и премьера было 55 и 50%, соответственно.

«Безусловно, эта ситуация будет способствовать увеличению популярности французских левых и росту влияния партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен, которая эти реформы решительно не поддерживает», - отмечает руководитель Центра политэкономических исследований Василий Колташов. Однако, как подчеркивает аналитик, в целом у социалистических сил отсутствует внятная программа действий.

«Ле Пен получит больше политического капитала, - считает эксперт. - У нее есть определенная стратегия и понимание того, как должна развиваться страна. Что эта Франция должна быть не неолиберальной, а национальной и в то же время ориентирующейся на сотрудничество с Россией и Восточной Европой, нацеленной на создание новых связей, которые помогут французской экономике преодолеть кризис».

#Франция #забастовка #социальная обстановка

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Столица  Израиля: Тель-Авив или Иерусалим?
19 Января 2018

Столица  Израиля: Тель-Авив или Иерусалим?

Общего мнения по поводу того, какой город следует признать столицей Израиля, у россиян пока не сложилось.

73 вопроса о насущном
16 Июня 2017

73 вопроса о насущном

Президент РФ Владимир Путин в 15-й раз вышел на «Прямую линию» с россиянами.