Взяли вправо

Как мы уже сообщали, в минувшее воскресенье в Венгрии состоялись очередные парламентские выборы. Третий раз подряд абсолютное большинство в государственном собрании после них завоевала партия ФИДЕС, лидером которой является премьер-министр страны Виктор Орбан.

Взяли вправо | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

На что ставил Орбан

Перед голосованием 8 апреля различные оппозиционные лидеры призывали «пассивных избирателей» принять участие в этих выборах, чтобы наконец положить конец правлению «автократа Орбана». Явка, по венгерским меркам, и в самом деле оказалась рекордной (проголосовали 68% избирателей), но помогло это... «партии власти».

Представители конкурирующих друг с другом трех списков социал-либерального и центристского спектра набрали в совокупности около четверти голосов. Ведущие позиции в «проевропейской» оппозиции сохранит Венгерская социалистическая партия (ВСП), но уровень ее поддержки и депутатское представительство заметно снизились. Это говорит о том, что характерный для Европы упадок социал-демократии не обошел стороной и Венгрию.

Статус второй по влиянию партии (19,5% голосов) достался Движению за лучшую Венгрию - «Йоббику», имеющему откровенно ультраправую, ксенофобскую и расистскую идеологию (с этой партией даже порвал отношения французский Национальный фронт). Но о том, что Венгрия наряду с Польшей является в Евросоюзе одной из наиболее «правых» стран, свидетельствует в первую очередь убедительная победа ФИДЕС - Венгерской гражданской партии, выступающей в связке с Христианско-демократической народной партией. За победителей отдали голоса 48,5% избирателей, что принесло консерваторам 134 мандата из 199 мест в государственном собрании.

ФИДЕС, являясь на европейской арене союзником немецких христианских демократов внутри Европейской народной партии, представляет собой национал-консервативную политическую силу. Основу идеологии этой партии составляют постулаты национального суверенитета, поддержка семейных ценностей, сохранение культурного наследия.

В данной кампании 53-летний Виктор Орбан открыто критиковал европейские институты и вмешательство ЕС в жесткую национальную иммиграционную политику. Очевидно, эта ставка себя оправдала - даже в среде молодежи, значительная часть которой высказалась за консерваторов. Но в пользу ФИДЕС были и реальные социально-экономические перемены.

Экономика дает плоды

В одной из предвыборных листовок Венгерской социалистической партии говорилось, что «орбаномика не приносит позитивные плоды». Итоги парламентских выборов опровергают этот тезис. Статистические данные, если смотреть на них непредвзято, говорят о том, что в социально-экономическом отношении Венгрия за последние годы сделала явный шаг вперед. Экономический рост в 2016-м составил два процента и продолжился в прошлом году. Уровень инфляции в стране вообще составляет менее процента, а безработица все последние годы неуклонно снижалась, дойдя до отметки 5% трудоспособного населения. Объективные данные показывают, что увеличивается потребление домохозяйств, растут и инвестиции в разные сферы экономики. Размер валового внутреннего продукта на душу населения в стране вырос до 11,4 тысячи евро в год.

Венгрии действительно есть чем гордиться в экономическом плане. Агропромышленный комплекс, машиностроение, фармацевтика - это те самые секторы, что успешно вышли из глобального кризиса и демонстрируют хорошие показатели роста. Экономика страны с каждым годом привлекает все больше инвестиций, чему способствует удачное с точки зрения транспортного фактора географическое положение государства. Из европейских партнеров по ЕС наиболее активно кредитуют венгерские предприятия немцы. К слову, только по линии структурных фондов Евросоюза на 2014 - 2020 гг. Венгрии выделено на различные проекты около 25 млрд евро. Одновременно Будапешт совсем недавно рассчитался с Международным валютным фондом по траншу, полученному в период глобального финансового кризиса.

«Правая» внутренняя политика действующего правительства, конечно же, соответствует капиталистическому мировоззрению. Пресловутая «орбаномика» означает на деле снижение налогового бремени на физические лица, либерализацию рынка труда и трудового законодательства. Но Орбан - адепт не глобального, а национального капитализма, поэтому для внутренней политики венгерских властей характерно следование идеям протекционизма. Безусловно, в рамках ЕС это очень трудно (а в полноценном варианте и вряд ли возможно!), однако венгерские национал-консерваторы действительно как могут защищают национальный рынок и национальных товаропроизводителей. Исполнительная власть имеет целую линейку программ по предоставлению субсидий и дополнительной господдержки фермерам, работающим пенсионерам, лицам, имеющим частичную занятость, жителям депрессивных регионов. Не стоит поэтому удивляться, что ФИДЕС продолжает сохранять солидную и достаточно разнородную в социальном плане электоральную базу. Среди его избирателей и успешные крупные предприниматели, и мелкий бизнес, и фермеры, а также немало рабочих и служащих.

Неудобный политик

Когда в политике правящих кругов идеология занимает важное место, это, как правило, отражается и на внешнеполитическом курсе. Применительно к Венгрии эксперты классифицируют этот курс как «консервативный рационализм».

Безусловно, внутри ЕС Орбан уже давно имеет репутацию неудобного политика, которого председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер публично, хотя и в шутку, окрестил «диктатором». Брюссель постоянно обвиняет венгерские власти то в наступлении на свободу системы юстиции, то в попытках ликвидировать «оппозиционные» вузы. Орбан как не собирался, так и не собирается соблюдать предписания европейских инстанций по размещению на территории своей страны беженцев с Востока и юга. И, к слову, эта жесткая позиция пользуется широкой поддержкой населения.

В то же время никто всерьез в Будапеште не ставит под вопрос евроатлантические обязательства Венгрии. Виктор Орбан, кстати, был одним из немногих лидеров в ЕС, кто публично желал в 2016 году победы Дональду Трампу, «нелиберальная» Венгрия очень успешно взаимодействует в военно-политическом плане с Вашингтоном и Лондоном, хотя одновременно Орбан заявляет: «США имеют важное значение, но для внешней политики страны не первостепенное».

Гораздо важнее для Будапешта центральноевропейское направление. Здесь основными приоритетами являются разносторонние отношения с Германией (на эту страну, ключевого коммерческого партнера, приходится более 27% внешнеторгового оборота Венгрии), а также участие - наряду с Польшей, Чехией и Словакией - в Вишеградской группе (годовое председательство в ней сейчас осуществляет как раз Будапешт).

Приоритетно для венгерского правительства и балканское направление. Венгрия последовательно выступает за убыстрение темпов приема в ЕС западнобалканских стран, особенно Сербии и Черногории. Тут проявляется и традиционно декларируемая Будапештом защита национальных общин Венгрии в соседних странах, в частности, в Румынии, Сербии, Словакии. А в последнее время это особенно заметно в политических отношениях с Украиной, которые заметно деградировали после того, как Киев решил отменить принятый при Януковиче закон о региональных языках.

О рационализме венгерских консерваторов говорит и то, что они готовы к развитию разносторонних отношений с «коммунистическим» Китаем, чьи компании все охотнее инвестируют в венгерскую экономику. В частности, именно китайцы активно вложились в строительство современной железнодорожной магистрали Белград - Будапешт.

Без «поиска скелетов»

Что касается российско-венгерских взаимоотношений, то Будапешт, похоже, в отличие от польских властей не озабочен «поиском скелетов». И тут мы вновь сталкиваемся с «консервативным прагматизмом» Орбана и его команды. Глава венгерского правительства в официальном заявлении несколько лет назад отметил, что для обеспечения устойчивой безопасности, спокойствия и мира для Венгрии «мы должны полагаться на две державы, которые присутствуют в Центральной Европе мощно и в долгосрочной перспективе». Орбан имел в виду Германию и Россию.

Безусловно, современная Венгрия - лояльный член НАТО и ЕС. Однако при этом венгерский национал-консерватизм абсолютно не страдает какими-либо антироссийскими фобиями. Виктор Орбан не раз публично раздавал похвалы общественной модели РФ и лично Владимиру Путину. Объективно многие внешнеполитические демарши Будапешта (например, в отношении Украины) вполне близки точке зрения Москвы.

Кроме того, имеется очень хороший потенциал для двусторонних отношений в торгово-экономической области. Между нашими странами действует свыше 60 разнообразных межгосударственных соглашений. В первой половине прошлого года взаимный товарооборот заметно вырос; в 2016-м он составлял 4,3 млрд евро. Из Венгрии в нашу страну идут машины и оборудование, продукция химической промышленности, фармацевтические товары. С другой стороны, Россия поставляет в Венгрию 70% потребляемой этой страной нефти и почти две трети требующегося газа. Такие российские компании, как «ЛУКОЙЛ», «Роснефть» и «Транснефть», активно работают на местном рынке. Наши компании поставляют и ядерное топливо для венгерских АЭС. Думается, несмотря на непростые времена во взаимоотношениях России и стран евроатлантического сообщества, сотрудничество Москвы и Будапешта в ближайшие годы вполне может набирать обороты.

#ФИДЕС #Венгрия #выборы

Комментарии