Турция надвое сказала

16 апреля в Турции состоялся референдум о внесении поправок в конституцию страны. Чуть более половины его участников поддержали предложения власти, одобрив таким образом трансформацию государства в сторону президентской республики. Впрочем, голосование также показало, что турецкое общество остается политически расколотым.

Турция надвое сказала | ФОТО Depo Photos ZUMA/ТАСС

ФОТО Depo Photos ZUMA/ТАСС

Неслучайный марш

Консервативная Партия справедливости и развития (ПСР) практически безраздельно находится у власти с 2002 года. Однако лишь в последние годы вопрос о конституционной ревизии стал для турецких властей столь актуальным. Попытаемся понять, почему.

Всякий раз с 2002 года на законодательных выборах ПСР одерживала победы, уверенно обходя оппонентов и, как правило, обеспечивая себе комфортное парламентское большинство. За эти 15 лет исламо-консерваторы лишь расширили свою социальную и электоральную базу, заполучив новых сторонников в разных социальных слоях и демографических группах населения.

Для этого имеются солидные социально-экономические и внутриполитические основания. Практически все время пребывания ПСР у власти турецкая экономика показывала самые позитивные индикаторы, нередко рост валового внутреннего продукта (ВВП) достигал двухзначных цифр. Инфраструктурные проекты заметно изменили облик этой «евразийской» региональной державы. Количество бедных в процентном отношении заметно сократилось.

Однако попытка военного путча в середине июля прошлого года показала, что до полной стабильности Турции еще далеко. Независимо от того, кто этот путч на самом деле устроил (скептики активно намекают на его постановочный характер). А последовавшая победа действующей власти во главе с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом беспрецедентным образом укрепила авторитарные тенденции, уже давно пробивающиеся в турецком государстве. Это проявилось, в частности, в увольнении тысяч светски настроенных учителей, вузовских преподавателей, работников судебной системы и госслужащих. Всего работу в государственных инстанциях потеряли свыше 76 тысяч человек, а более 37 тысяч граждан по обвинению в причастности к попытке госпереворота лишились свободы. Власти повели жесткую борьбу против независимых СМИ, неправительственных организаций, усилили влияние на судебную систему.

В условиях нарастающих социально-экономических и финансовых проблем (замедление темпов роста, снижение уровня потребления, ухудшение деловой активности, усиление инфляции), жесткого противостояния государства и курдских сепаратистов на юго-востоке страны и все еще актуальной для Турции проблемы обустройства миллионов сирийских беженцев реальные и потенциальные вызовы для «партии власти» лишь усиливаются. И марш по пути к «президентализму» в исполнении Эрдогана и его соратников в этой связи выглядит не случайным.

В чем суть поправок в конституцию?

В первую очередь в том, что они действительно направлены на трансформацию политического режима Турции к президентской форме. Именно президент, согласно таким нововведениям, становится главой не только государства, но и правительства. Он сам может назначать и увольнять министров и вице-президентов (а пост премьера вообще упраздняется), организовывать референдумы, объявлять режим чрезвычайного положения. Отстранить главу государства с занимаемого поста может только парламент, но лишь при наличии большинства в три пятых.

Но на этом «бонусы» для законодательной власти и заканчиваются. В соответствии с изменениями, отменяется право парламента допрашивать министров и призывать правительство к ответу, уходит в прошлое и обязанность министров устно отвечать на запросы депутатов.

Конституционные поправки также усиливают гражданский контроль над вооруженными силами, ослабляя их автономию по отношению к исполнительной власти.

Правые «за»,
левые «против»

Возглавлялась кампания правыми партиями (девятимиллионной ПСР и крайне правой Партией националистического движения; хотя справедливости ради следует сказать, что немалая часть активистов ПНД заняли противоположную позицию), тогда как против конституционных поправок выступили прежде всего турецкие левые (основная оппозиционная Народно-республиканская партия - НРП - и выражающая интересы курдской общины Демократическая партия народов, ДПН).

Как отмечал в ходе агитационной кампании сам Эрдоган, «новая конституция даст возможность быстрее действовать исполнительной власти, откроет дорогу для принятия оперативных решений законодательной власти и укрепит судебную власть». Соратник Эрдогана глава правительства Йылдырым в свою очередь считает, что «новая президентская система уничтожит терроризм, ускорит экономический рост и создаст новые рабочие места».

Опросы общественного мнения, проведенные перед голосованием, показывали, что Эрдогана поддерживают религиозные и малообеспеченные слои населения, уровень жизни которых значительно вырос за время правления Партии справедливости и развития. В то же время наиболее активно поддержали кампанию избиратели в возрасте от 18 до 44 лет, большое количество сторонников внесения изменений в конституцию оказалось среди жителей Стамбула. В итоге свои голоса в поддержку поправок отдали жители преимущественно сельских районов центральной Турции и северных регионов страны.

Но голосование 16 апреля не было единодушным. При очень высокой явке населения (в референдуме приняли участие свыше 85% избирателей) конституционные инициативы власти поддержали лишь 51,4% проголосовавших. Можно сказать, что политически сегодня Турция расколота надвое.

Как считает оппозиция, предлагаемая властями реформа ущемит права парламента и чрезмерно расширит полномочия президента. Во время агитационной кампании председатель левоцентристской НРП Кемаль Кылычдароглу заявил: «Все сознательные люди, любящие свою страну, должны выступить против конституционных изменений. Мы не можем позволить разрушить будущее наших детей и Турции».

Итоги воскресного плебисцита показали, что левые и светские силы в Турции все-таки не сломлены. Более 48% избирателей выступили против «президентализации» государства, несмотря на то что в массмедиа во время агитационной кампании явно преобладали правые.

Когда кругом враги и противники

Уже давно классиками марксизма была подмечена связь реакционной внутренней политики и агрессивности во внешней политике отдельных государств. Современная Турция, увы, подтверждает данный тезис. ПСР и ПНД в своей кампании за конституционные поправки делали ставку не только на внутренние вызовы (курдская проблема, адаптация беженцев, угрозы терактов или нового переворота), помочь справиться с которыми, по мнению правых, должен переход на рельсы президентской республики. В ходе агитационной кампании Эрдоган и его сподвижники также нещадно эксплуатировали тему сильной и процветающей Турции, независимой державы с самостоятельным международным курсом. Между тем у Анкары сегодня действительно немало внешнеполитических проблем.

Например, со своими прямыми соседями. У Турции очень сложные взаимоотношения с Ираном и Ираком. Анкара открыто вмешивается во внутрисирийские дела. Да, операция «Щит Евфрата» в конце марта была вроде бы завершена, однако турецкая армия продолжает военные действия на севере Сирии, не скрывая при этом своей стратегической задачи - отстранение режима Асада от власти. Однако на самом деле прямую угрозу Турции несут прежде всего такие силы, как «Исламское государство» (запрещенная в РФ террористическая организация), в рядах которого, по некоторым данным, воюют сегодня свыше 2 тысяч турецких граждан.

После летней попытки переворота еще больше ухудшились отношения Анкары с США и Европейским союзом. Если с Вашингтоном какое-то сближение при Дональде Трампе и происходит (по крайней мере недавней бомбардировке американцами военного аэродрома под Хомсом официальные власти Турции рукоплескали), то в отношениях с Евросоюзом мы наблюдаем явный тупик. Об этом, к примеру, говорит голосование Европарламента за резолюцию, призывающую прекратить переговоры с Турцией о ее вступлении в ЕС.

Что же касается современного состояния российско-турецких отношений, то надо сказать, что надежды некоторых экспертов на их потепление сбылись далеко не во всем. Здесь по-прежнему немало проблемных линий: Сирия, курдский вопрос, статус Крыма и т. д. В прошлом месяце Турция отменила паромное сообщение с Крымом и запретила базирующимся там российским судам заходить в свои порты. Была введена и «заградительная» пошлина на экспорт российской пшеницы...

Совершенно очевидно, что хоть с парламентской, хоть с президентской системой Турции в ближайшее время придется решать немало сложных проблем. Как в области внутренней политики, так и в международной сфере.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии