Туманные планы леди Мэй

«Джордж Оруэлл говорил, что политики часто используют язык эвфемизмов, риторических вопросов и недоговоренностей. Это же можно сказать и о полемике, ведущейся в Британии после референдума 23 июня. Фраза «брекзит означает брекзит» хорошо послужила правительству в летние месяцы, но теперь исчерпала свой потенциал, - пишет дипломатический корреспондент Би-би-си Джеймс Ландейл. - Целью этой фразы было убедить сомневающихся противников выхода Британии из ЕС в том, что правительство действительно намерено осуществить такой выход. И в ходе пресс-конференции с президентом США Бараком Обамой в Гуанчжоу на саммите G20 британский премьер Тереза Мэй была вынуждена повторить ее».

Туманные планы леди Мэй | Иллюстрация Claudio Divizia/shutterstock.com

Иллюстрация Claudio Divizia/shutterstock.com

«Однако выясняется, что за последние месяцы скрытый смысл этой фразы изменился и стал символом неуверенности британского правительства в том, что в реальности означает «брекзит» для отношений Британии с ЕС, - продолжает английский журналист. - Эта неопределенность отражает раскол во мнениях среди членов кабинета о том, какую форму должна принять договоренность между Британией и ЕС».

Между тем, как пишет на страницах интернет-издания «Дни.ру» Евгений Мышко, «Евросоюз всеми силами пытается заставить Великобританию отказаться от идеи покинуть объединение. Высокопоставленные чиновники в Брюсселе считают, что Лондон свернет свои планы после того, как встретится с реальностью бюрократического кошмара. Руководители ЕС все еще возлагают надежды на то, что Британия не будет исполнять волю народа по выходу из объединения. Дипломаты считают, что если вести переговоры по этому вопросу в более жесткой манере, то Лондон постепенно откажется от своих намерений».

«ЕС продолжит состоять из 28 стран-членов - я ожидаю новый референдум о независимости в Шотландии, который завершится успехом, - говорит председатель комитета по европейским делам бундестага Гюнтер Крихбаум. - Мы должны будем в кратчайшие сроки ответить на заявку дружественной Евросоюзу страны». «Любопытно, что перед прошлым референдумом мейнстримные европейские политики, заинтересованные тогда в сохранении Шотландии в составе Великобритании, наоборот, давали понять, что никакого автоматического членства не будет. Отказ в автоматическом членстве был одной из причин, почему шотландцы проголосовали против независимости Эдинбурга от Лондона», - отмечает политолог Геворг Мирзаян на сайте «Экспресс online».

Не исключено, что в Евросоюзе обсуждают наказание для Великобритании за брекзит. Как писали «Дни.ру», эксперты считают, что Брюссель хочет заставить Лондон почувствовать негативные экономические последствия этого решения. «Европе необходимо продемонстрировать, что ЕС продолжает существовать, что выход Великобритании не приведет к разрушению объединения. Кроме того, Германия и Франция попытаются сделать так, чтобы для Великобритании выход из Евросоюза обернулся неприятными последствиями», - считает директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев.

Ну а на туманном Альбионе, повторим, пытаются отыскать оптимальную форму дальнейших отношений с ЕС. Дипломатический корреспондент Би-би-си Джеймс Ландейл передает: «По результатам одного из заседаний правительства министры согласились с тем, что Британия должна добиваться совершенно особого и уникального соглашения с ЕС: «Это должно означать контроль над количеством въезжающих в Британию из Европы людей, но также и положительный результат для тех, кто занимается торговлей и предоставлением услуг». И вот теперь некоторые решительные сторонники разрыва с Европой интерпретируют это заявление как признак того, что Тереза Мэй пойдет только на такое соглашение с ЕС, которое положит конец массовой миграции из европейских стран. Это не совсем так. Существует разница в установлении контроля над численностью приезжающих в Британию европейских работников и полным запретом на их въезд в страну».

Выступая в телепрограмме «Шоу Эндрю Марра» на телеканале Би-би-си1 с разъяснением своей позиции, премьер-министр Тереза Мэй заявила, что избиратели ясно выразили свое мнение о том, что они не желают продолжения свободного движения людей так, как это происходило в прошлом. Они хотят установления контроля над числом людей, приезжающих из ЕС. «Нет ничего нового в том, что тот или иной политик прибегает к туманным выражениям при описании не совсем сформированной политической линии, - комментирует Ландейл. - Однако Тереза Мэй явно намекнула, что она может проявить гибкость в поисках решения вопроса о новых отношениях Британии с ЕС. «Я не хочу подписываться под определенной моделью, которая описывает доступ к рынку, таможенные союзы и так далее. Я предпочитаю практические поиски наилучших для нас условий торговли товарами и услугами и заключение соглашения, которое было бы для нас максимально благоприятным», - заявила глава кабинета министров в ходе той телепередачи.

В палате общин, однако, премьер-министр явно ушла от ответов на вопросы, как именно ее правительство намерено строить отношения с ЕС после выхода страны оттуда, сообщает Admiral.News со ссылкой на Би-би-си. Депутаты несколько раз спрашивали Терезу Мэй, сохранит ли Британия свободный доступ к единому рынку ЕС и как в таком случае правительство намерено ограничить иммиграцию из Евросоюза, который склонен рассматривать свободный рынок и свободу перемещения внутри Европы только в связке. Мэй отвечала, что Британия под ее руководством выступает за свободную торговлю, а иммиграция будет взята под контроль.

В целом уклончивые ответы Мэй в очередной раз подтвердили, что ее кабинет пока только формулирует планы и позиции относительно брекзита.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (5796) от 27.09.2016.


Комментарии