Шпионский обмен

На приграничном КПП «Куничина гора» в Псковской области на мосту через реку Пиузу 26 сентября произошел обмен осужденного у нас за шпионаж эстонца Эстона Кохвера на отбывающего в этой балтийской стране наказание за передачу секретных данных России бывшего сотрудника МВД Эстонии Алексея Дрессена.

Шпионский обмен  | ФОТО Andrey–Popov/shutterstock.com

ФОТО Andrey–Popov/shutterstock.com

Сюжет об обмене, показанный телеканалом «Россия», внешне очень напомнил известную сцену из кинофильма «Мертвый сезон». Хотя там шли навстречу друг другу киношные герои, а здесь настоящие шпионы.

Ветераны российских спецслужб в один голос утверждают, что обмен провалившихся разведчиков – это рутинная операция, давно практикуемая между разведками всего мира.

Правда, в основном она не афишируется и тем более не показывается по телевидению. Прошедшее же в субботу событие стало явлением международной жизни и предметом обсуждения мировой общественностью.

Возможно, это произошло потому, что на Западе и в России по-разному оценивали задержание и дальнейшее осуждение Эстона Кохвера.

По сообщениям ФСБ РФ, Кохвер был задержан в сентябре 2014 года в Псковской области со спецтехникой для скрытой записи, пистолетом и 5 тысячами евро. По оценке российской спецслужбы, с его задержанием была «пресечена операция департамента полиции безопасности МВД Эстонии». Спустя год Псковский областной суд признал Кохвера виновным в шпионаже, контрабанде, ношении оружия, а также в незаконном пересечении госграницы и осудил на 15 лет заключения. Свой срок он начал отбывать в Бутырской тюрьме.

Поскольку суд над Кохвером был закрытым, так как дело содержало секретные сведения, никаких подробностей о его деталях не было известно. Правда, адвокат Марк Фейгин, который сегодня защищает украинскую летчицу Савченко, нанятый Эстонией для защиты Кохвера, рассказал, что тот сразу после задержания признал себя виновным и согласился на сделку с ФСБ (после оглашения приговора, как стало известно, разведчик от признания вины отказался).

Со своей стороны, эстонские власти заявляли, что Кохвер был похищен неизвестными на территории Эстонии недалеко от пограничного пункта «Лухамаа» на границе с Псковской областью и под угрозой оружия доставлен в Россию. Местная полиция безопасности утверждала, что ее сотрудник «выполнял служебные обязанности по предотвращению трансграничного преступления, связанного с контрабандой».

Обвинительный приговор резко встретили на Западе. США, ЕС и НАТО в один голос требовали от России освободить заключенного, на что российские дипломаты назвали подобные требования попыткой политизировать уголовное дело.

А вот история с 48-летним Алексеем Дрессеном такого международного резонанса не получила. Из источников в российских спецслужбах известно, что бывший офицер департамента полиции безопасности МВД Эстонии на протяжении почти двух десятилетий по заданию российской контрразведки за вознаграждение добывал информацию о деятельности разведывательных органов США и Великобритании в Балтийских странах. Благодаря его материалам были разоблачены агенты ряда иностранных разведок, действующих на территории России, стали известны заказчики многочисленных антироссийских акций в странах Балтии.

Суд над Дрессеном состоялся три года назад. Он тоже был закрытый, осужденный получил самый длительный срок в истории Эстонии по данной статье «государственная измена» – 16 лет. Его он отбывал в Тартуской тюрьме.

В эстонской прессе сразу после оглашения приговора по делу Эстона Кохвера появились публикации, в которых делались предположения, что вскоре его обменяют на какого-либо российского разведчика. Среди нескольких имен называлось и имя Алексея Дрессена. Сроки у обоих разведчиков почти одинаковые, статьи обвинения похожи. Дело оставалось за политической волей с обеих сторон.

И эта воля была проявлена достаточно быстро – эстонский президент Тоомас Ильвес помиловал Дрессена, а президент России Владимир Путин удовлетворил прошение Кохвера о помиловании. Остальное было продемонстрировано по телевидению.

Сейчас на Западе, и прежде всего в самой Эстонии, пытаются представить дело так, что «твердолобая Москва» пошла на обмен только благодаря международному давлению на Россию и из-за того, что Кремль не ожидал столь острой реакции на рутинное вроде бы дело.

Такая оценка «шпионского обмена» имеет явно односторонний характер. Россия не идет на уступки из-за внешнего давления, история с санкциями тому подтверждение. Москва и раньше не оставляла на произвол судьбы своих разведчиков, попавших в тюрьму. Случай с «Дрессеном – Кохвером» не исключение.

Скорее, удивляет скорость, с которой произошел обмен, ведь приговор по Кохверу едва вступил в силу. Вполне вероятно, она диктуется политическими обстоятельствами, ведь сегодня на заседании ассамблеи ООН планируется выступление российского президента, как считается, с важными внешнеполитическими предложениями. Впрочем, это никак не меняет сути дела – обмен произошел, и это хорошо как для российской, так и для эстонской стороны.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (5553) от 28.09.2015.


Комментарии