Сами себя напугали

Наплыв беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки – едва ли не самая популярная тема, обсуждаемая европейскими СМИ в последние месяцы. Не остались в стороне и наши финские коллеги. С тревогой говорят они о том, что миграционные потоки нарушили покой их некогда тихой страны. В 2015 году в Финляндию приехали на 850% больше мигрантов, чем в 2014-м. Заявления на получение статуса беженца подали 32,5 тысячи человек. Осенью каждую неделю регистрировались по 4 тысячи беженцев – примерно столько раньше приезжали за год. Около тысячи прибыли из России. Казалось бы, немного. Но почему-то именно эта составляющая миграционного потока вызывает в Финляндии особое беспокойство.

Сами себя напугали | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

В интервью телепрограмме Ykkosaamu члены Европарламента Юсси Халлаахо и Петри Сарвамаа заявили, что мигранты являются рычагом давления в российской внешней политике. Последний уточнил, что в отношении Финляндии это давление осуществляет... ФСБ. Логика простая – беженцев через границу пропускают пограничники, а они структурно относятся именно к этой службе. «Российские пограничники сейчас не просто решили не останавливать тех, кто пересекает границу без визы, они – часть этого заговора», – заявил европарламентарий газете Helsinki Times.

Агентство STT даже привело слова некоего российского пограничника (фамилия его, правда, не указывается), который сообщил, что доставку беженцев к российско-финской границе осуществляет ФСБ. Она же участвует в принятии решений о пропуске. Преимущество, по его словам, имеют семьи с детьми. Информацию эту 23 января нынешнего года повторил корреспондент газеты «Аамулехти» Юсси Нуккари.

Постоянный секретарь министерства внутренних дел Финляндии, правда, отметил, что на основании сообщения одного российского пограничника нельзя делать далеко идущие выводы. Но с ним не согласился министр иностранных дел Финляндии Тимо Сойни. «Мысль о том, что кто-то с российской стороны организовывает и управляет этим (миграционным потоком. – Ред.), вероятно, правильная», – заявил он государственному каналу Yle.

Комиссар ЕС Йоханнес Хан в интервью газете Die Zeit заявил даже, что большинство беженцев, прибывающих через Россию, отнюдь не с Ближнего Востока, а из стран Средней Азии. Это таджики и туркмены, давно проживающие в России и решившие отправиться в путь не по своей воле. Можно, конечно, предположить, что они просто воспользовались ситуацией кризиса в стране пребывания. Но слишком подозрительно, «что это произошло в момент, когда ЕС и без того находится под сильным давлением». Хан считает, что Россия намеренно отправляет этих людей, чтобы это давление увеличить.

По прогнозам финских властей, в 2016 году из России в страну прибудут около 7,5 тысячи беженцев. Либерально-консервативная газета Keskisuomalainen делает мрачный вывод: очевидно, сотрудничество пограничных органов с преступниками свидетельствует о том, что Россия на примере российско-финляндской границы стремится протестировать внешние рубежи ЕС и его реакцию. Россия хочет продемонстрировать, что она является великой державой и может различными способами ответить на любые попытки ее изолировать.

Сотрудничество с преступниками, согласитесь, серьезное обвинение, нуждающееся в веских доказательствах. В любой цивилизованной стране такая фраза повлекла бы за собой судебный иск за клевету и могла бы обойтись ее автору очень дорого. Но Россию, в силу сложившейся «доброй» традиции, можно бездоказательно и безнаказанно обвинять в чем угодно.

Пока, правда, официальные представители финской полиции и пограничной охраны слухов о «коварной ФСБ» не подтвердили. Но обыватель, запуганный «русской угрозой», примет на веру любую нелепость. Ну как же, ведь даже ребенку известно, что Россия – страна бандитов. Очень может быть, что она теперь подстрекает беженцев разрушать Европу...

Для того чтобы понять, что такие обвинения высосаны из пальца, не надо обладать ни специальными знаниями, ни особо секретной информацией. Поток мигрантов, хлынувший в Европу, организовала отнюдь не Россия. Его породила череда кризисов на Ближнем Востоке и в Северной Африке. То, что эти кризисы провоцируются заокеанскими стратегами, а Россия в них ни в коей мере не заинтересована, также очевидно любому нормальному человеку.

Да, часть беженцев движется в Финляндию через нашу страну (далеко, заметим, не самая большая часть – в прошлом году только через Швецию туда попали более 30 тысяч человек). При этом все происходит строго в рамках российских законов. Люди по всем правилам оформляют туристическую визу в наших заграничных консульствах. Есть ли у них при этом шенгенская виза, Россию не волнует. Запретить им пересечь нашу границу с какой-либо из стран Шенгенской зоны она не может.

Далее – проблемы указанной страны. К тому же, как известно, действующее европейское законодательство позволяет беженцам, прибывающим на территорию ЕС, заявлять прошения о предоставлении убежища даже в случае отсутствия документов о праве на пребывание в Евросоюзе. Претендующие на постоянное проживание полгода (а в некоторых случаях еще дольше) находятся в специальных лагерях для беженцев.

В течение этого времени миграционная служба решает вопрос об удовлетворении их прошений. Кому-то она и отказывает. Из числа прибывших с российской стороны финны в прошлом году вернули обратно около ста человек. Однако доказать, что это «русские агенты», пока никто не смог.

Таким образом, очередную антироссийскую кампанию можно считать провалившейся.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 041 (5658) от 11.03.2016.


Комментарии