Приднестровский узел
На исходе нынешней весны резко обострилась ситуация вокруг непризнанной Приднестровской молдавской республики (ПМР).
С одной стороны, власти Молдавии по формальным причинам начали препятствовать въезду в страну российских военнослужащих, направляющихся в Приднестровье. С другой – украинская верховная рада денонсировала военное соглашение с РФ о перемещении
через свою территорию и воздушное пространство российских грузов и военнослужащих в ПМР. Таким образом, приднестровский анклав и пребывающий там российский воинский контингент оказались в условиях фактической блокады со стороны двух недружественных режимов. Сложившуюся в этом регионе непростую обстановку активно комментируют эксперты.
ФОТО Attila JANDI/shutterstock.com
Многих аналитиков поражает граничащая с цинизмом откровенность президента Украины Петра Порошенко о стремлении разморозить приднестровский конфликт. По итогам своей недавней встречи с президентом Румынии Клаусом Йоханнисом украинский лидер заявил буквально следующее: «Отдельное внимание мы уделили событиям в Республике Молдова, в частности в ее Приднестровском регионе, и договорились о координации наших действий по Приднестровью для того, чтобы способствовать размораживанию конфликта и помочь суверенной и независимой Молдове восстановить свою территориальную целостность и реинтегрировать Приднестровский регион в Молдову».
Эксперт фонда «Народная дипломатия» представитель экспертно-аналитического клуба «Будущее сегодня» Сергей Простаков констатирует: «Являясь одним из участников урегулирования приднестровского конфликта, Украина демонстративно в одностороннем порядке приняла решение, напрямую ведущее к изменению условий достигнутых международных договоренностей. В данной ситуации Киев выполняет сразу две задачи. Во-первых, ввиду невозможности решить донбасский конфликт силовым путем власти страны ищут возможность нацелить уже запущенную военную машину в другом направлении. Во-вторых, фактически не являясь самостоятельной страной, Украина выступает как инструмент геополитического давления Запада на российские интересы в причерноморском регионе».
По словам Простакова, безнаказанность Киева после многочисленных нарушений им международных договоренностей и пример вооруженного конфликта в Южной Осетии 2008 года дают основания полагать, что Украина, которой потакает Запад, идет на крайне рискованное обострение ситуации. Эксперт отметил, что при этом ни в экономическом, ни в военном плане Киев к нему не готов.
С Простаковым солидарен председатель республиканского движения ПМР «Признание» Вячеслав Тобух. «Последние действия Киева и Кишинева по блокированию российской миротворческой миссии в Приднестровье согласованы и направляются из одного центра», – говорит он. По мнению Тобуха, эти действия направлены на выдавливание России из Приднестровья, а если не получится, то может быть запущен военный сценарий: для этого в Одесской области в районе Котовска концентрируются украинские военные подразделения. При этом Тобух не исключает повторения грузинского конфликта 2008 года в румынско-украинском исполнении.
«Как известно, власти Молдавии неоднократно заявляли о неэффективности миротворческой миссии в Приднестровье, предлагали изменить формат миссии, сделать ее гражданской. Запрет Украины на транзит в Приднестровье может послужить поводом для изменения миротворческого формата в Приднестровье или вообще его прекращения», – цитирует Интерфакс координатора управления генеральных инспекторов Минобороны генерала армии Юрия Якубова. Однако опасаться реального снижения готовности российских миротворческих сил обеспечивать порядок и мир на территории, находящейся в их зоне ответственности, не стоит. «При любой ситуации Министерство обороны, Генеральный штаб будут находить решения для обеспечения российского контингента, включая миротворцев, всем необходимым», – подтвердил Якубов. У российского оборонного ведомства есть возможности по доставке необходимых грузов даже в условиях неконструктивной позиции Запада.
«Сейчас, когда Украина прервала все соглашения с Россией в сфере военно-транспортного сообщения, включая транзит грузов через украинскую территорию, Министерству обороны ничего не остается, как обеспечивать всем необходимым российские формирования по воздушному мосту, с помощью самолетов военно-транспортной авиации», – рассказал генерал армии.
Как бы предвидя такое развитие событий, Украина, вероятно, в качестве некоей угрозы перебросила под Одессу в поселок Черноморское зенитно-ракетные комплексы С-300. Один из российских военных экспертов, согласившийся прокомментировать ситуацию на условиях анонимности, считает, что если украинское руководство не придет в чувство в ближайшее время, то вполне возможно, что группировку российских миротворцев в Приднестровье будут снабжать в режиме «ни мира, ни войны», устроив украинским ВВС бесполетную зону в Одесской области без какой-либо физической агрессии.
По мысли эксперта, современные средства радиоэлектронной борьбы, которых нет у Украины, но есть у РФ, способны просто-напросто «выключить» и закрыть для полетов украинской авиации район от Измаила до Херсона. При этом устройства, которые могут устроить такой радиоэлектронный «сабантуй», будут находиться в международных водах. Если же какие-либо военно-транспортные самолеты РФ пролетят 70 км в воздушном пространстве Украины и приземлятся в Тирасполе – то стоит ли винить «заблудившиеся» экипажи? Самое главное в этом сценарии – то, что у нас в ВТА есть экипажи, умеющие ориентироваться и летать в условиях радиослепоты и отсутствия связи, а в украинских ВВС таких пилотов нет. Отсутствие бетонной полосы в Тирасполе тоже не особенно большое затруднение. Что же касается С-300, то эксперт заверил, что в таких условиях «ископаемый» комплекс С-300ПС просто не будет работать, тем более против наших самолетов.
Это, как видим, чисто военные аспекты возможного решения возникшей проблемы. Что же касается политики, то тут мнения аналитиков во многом расходятся. Оценивая поведение Кишинева, директор Центра стратегической конъюнктуры военный эксперт Иван Коновалов замечает, что если для Украины блокада Приднестровья является «лишним инструментом» давления на Россию, в том числе по вопросам урегулирования ситуации в Донбассе, то Молдавия не решилась бы на такой шаг, если бы не имела на это карт-бланш от Запада. Таким образом, разрешение нового приднестровского кризиса будет зависеть от взаимоотношений России с западными «партнерами», делает вывод этот аналитик. И подчеркивает: сохранение миротворческой миссии с участием РФ принципиально важно для поддержания мира в регионе: «Многие понимают, что присутствие пусть и небольшого, но воинского российского контингента в Приднестровье обусловило то, что столько лет на этой территории не вспыхивало никаких конфликтов».
«Впрочем, если Россию вынудят, то есть очень простой выход – признание независимости Приднестровья. И тогда господам на Западе придется еще раз начать раскладывать новый пасьянс. И тогда мы будем иметь право усилить свою группировку, а приднестровская армия, которая очень неплохо подготовлена, станет нашим прямым союзником со всеми вытекающими отсюда последствиями», – заявляет Коновалов.
Генерал-полковник Леонид Ивашов, специализирующийся на геополитических исследованиях, считает, что против Кишинева, отважившегося на блокаду, необходимо ввести дополнительные санкции, попутно выдворив из России молдавских гастарбайтеров.
Как представляется заместителю генерального директора Информационно-аналитического центра МГУ Александру Караваеву, в действиях Киева и Кишинева прослеживается желание проводить согласованную политику в целях укрепления своих позиций относительно евровыбора. «В рамках такого рода стратегии, наверное, было бы логично принятие даже более радикальных и продолжительных мер, в том числе в области экономической блокады Приднестровья», – говорит он. В то же время, как ему кажется, такая радикализация не вполне выгодна самой Молдавии. «Между Москвой и Кишиневом продолжаются консультации по поводу режима нахождения Молдавии в зоне свободной торговли СНГ, – напоминает Караваев. – Но, так как Молдавия подписала соглашение об ассоциации с ЕС и постепенно вступает в расширенную зону свободной торговли с Евросоюзом, здесь возникают серьезные противоречия». Тем не менее, по его мнению, возможность переговоров между Кишиневом и Москвой еще не закрыта.
«Это один из ответов в рамках многофакторной игры вокруг Донбасса, – рассуждает в унисон с Караваевым замдиректора Института постсоветских и межрегиональных исследований РГГУ Александр Гущин. – И, возможно, Москве придется каким-то образом договариваться с Кишиневом. Потому что быстрого невоенного пути решения назревшей проблемы нет».
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (5477) от 11.06.2015.
Комментарии