Куда заведет «абэномика»?

Несмотря на то что глава правительства Синдзо Абэ объявил о проведении внеочередных выборов в нижнюю палату парламента, для многих неожиданно, ни оппозиция, да и электорат, толком не сумели разобраться в глубинных причинах такого решения – большинство аналитиков не сомневались, что партия власти одержит очередную победу.

Куда заведет «абэномика»? | ФОТО Sean Pavone/shutterstock.com

ФОТО Sean Pavone/shutterstock.com

Похоже, и сам премьер верил в свою викторию. По крайней мере на предвыборных митингах, проводимых его Либерально-демократической партией, он неоднократно говорил, что уйдет в отставку, если ЛДП не получит конституционного большинства. «Я обещаю сделать Японию страной, которая вновь засияет в центре мира», – не без предвыборного пафоса заявил он своим сторонникам накануне дня голосования.

Японский электорат прогнозы аналитиков и надежды либерал-демократов в минувшее воскресенье полностью оправдал. А Синдзо Абэ еще раз показал, что умеет оценивать политическую обстановку и способен играть на опережение.

Либерально-демократическая партия Японии (кстати, правившая в стране с небольшим перерывом почти семьдесят лет) уверенно победила и на этот раз, получив 290 мест. Ее верный союзник партия «Комэйто» – 35. Вместе они имеют 325 депутатских мандатов, то есть более двух третей. Такой расклад позволяет Абэ сохранить свой премьерский пост, а правящей коалиции беспрепятственно принимать любые решения, вплоть до изменения действующей конституции.

Главная оппозиционная сила – Демократическая партия Японии, хотя и увеличила свое представительство на 11 мест, до 73, сильно отстала и не способна реально противостоять победителям. Ее лидер Банри Кайеда заявил, что уходит в отставку. В актив воскресные выборы могут записать местные коммунисты, почти утроившие свое представительство в палате представителей – с 8 до 21 депутата.

Многие, прежде всего западные СМИ, посчитали победу ЛДП и ее лидера чуть ли не триумфом партии власти и ее вождя, что представляется все-таки преувеличением. Действительно, победители обрели конституционное большинство в парламенте. Но дело в том, что два года назад на парламентских выборах ЛДП со своим союзником партией «Комэйто» завоевали ровно столько же мест – 325. Только на этот раз старшие товарищи получили на 4 мандата меньше, а их младшие соратники увеличили свое представительство на такое же количество руководящих кресел. Причем либерал-демократы потеряли свои мандаты на острове Окинава, где население не согласилось с одним из ключевых предвыборных предложений Абэ – о закрытии американской военной базы.

Другим важным фактором, снижающим высокий градус победы премьера, стала явка избирателей, которая по сравнению с выборами 2012 года сократилась почти на 8% и составила 52%. А это в свою очередь означает, что за «абэномику» (так называют экономический курс премьера) сегодня голосуют меньше рядовых японцев, чем два года назад.

Тем не менее нужно отдать должное политическому чутью японского премьера. Назначая в ноябре внеочередные выборы, он хорошо сознавал, что его личный рейтинг со времени прихода к власти упал с 60% до 42%. Что рядовому японцу совсем не нравится главное предложение и центральное содержание его «абэномики» – увеличение налога с продаж с 5% до 10%, потому что оно бьет по его кошельку, что скандал в правительстве, которое премьер обновил в сентябре и, следуя своему девизу за гендерное равенство, включил в него сразу пять женщин, буквально через полтора месяца покинули сразу две дамы-министра, обвиненные в нецелевом расходовании средств и нарушении закона о выборах.

Наконец, решение о досрочных выборах было объявлено тогда, когда Абэ получил данные по росту ВВП в третьем квартале: этот показатель просел по сравнению с предыдущим кварталом на 1,6%. А стало быть, страна вошла в экономическую рецессию.

Но, похоже, что Абэ серьезно просчитал все эти риски и решил сыграть остро – назначить внеочередные парламентские выборы. И, рискнув, он однозначно выиграл.

Во-первых, японский премьер получил время для продолжения своих реформ. Теперь следующие парламентские выборы должны пройти в стране через четыре года.

Во-вторых, и это, наверное, самое главное, проведя, по сути, референдум по одобрению своей политики, он фактически получил от населения добро на проведение задуманной экономической реформы.

В-третьих, ЛДП и Абэ убедились, что на сегодняшний день у оппозиции нет ни прорывных идей, ни ярких лидеров, способных что-либо предложить в качестве альтернативы проводимой премьером политике.

Сразу после выборов Синдзо Абэ написал в «Фейсбуке»: «Эти выборы были достаточно тяжелыми, но мы получили поддержку очень многих, это очень хороший результат».

Чуть позже перед журналистами премьер заявил, что он намерен полностью сохранить свой кабинет министров, а столь нелюбимый японцами потребительский налог будет повышен до 10%. Правда, не в следующем году, как предполагалось изначально, а через год. Причем при повышении налога правительство не намерено ориентироваться на состояние экономики, как было в этот раз.

Кроме налоговой «горькой пилюли» Абэ припас для населения и «сладкую конфетку», пообещав в наступающем году повысить заработную плату и улучшить условия для малого и среднего бизнеса.

Коснулся он и больного для Японии вопроса – 9-й статьи конституции, запрещающей иметь вооруженные силы и посылать собственные силы самообороны за рубеж. В июле правительство уже приняло резолюцию, которая разрешает посылать их при ряде условий за границу. Теперь Абэ хочет закрепить это положение законодательно.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (5365) от 19.12.2014.


Комментарии