Колумбийский парадокс

Как уже сообщалось, Нобелевская премия мира в этом году присуждена президенту Колумбии Хуану Мануэлю Сантосу. Вместе с главой группировки «Революционные вооруженные силы Колумбии» (FARC) Родриго Лондоньо Эчеверри по прозвищу Тимошенко (не в честь экс-премьера Украины, а в честь советского маршала) при посредничестве кубинского лидера Рауля Кастро 27 сентября он подписал в городе Картахене соглашение о прекращении полувекового вооруженного конфликта в этой южноамериканской стране. Но дальше ситуация стала развиваться неожиданным образом.

Колумбийский парадокс | ФОТО Joege Sanz Pacific Press via ZUMA Wire

ФОТО Joege Sanz Pacific Press via ZUMA Wire

После церемонии подписания исторического документа мало кто сомневался в том, что этот договор будет поддержан гражданами страны на референдуме. Но голосование 2 октября принесло неожиданный результат: против мирного договора высказались порядка 6,4 млн человек (50,21% участников голосования). Почему же колумбийцы в большинстве своем не одобрили прекращение длящейся с 1964 года гражданской войны, унесшей, по различным данным, жизни от 240 до 320 тыс. человек?

«FARC была креатурой братьев Кастро, - говорит «Ъ» лидер кубинской оппозиции Карлос Альберто Монтанер. - Гавана вооружала повстанцев, доставляла им оружие. Она причастна к похищениям видных колумбийских политиков - Хуана Карлоса Гавирии, брата бывшего президента Сесара Гавирии, и Хайме Бетанкура, брата бывшего президента Белисарио Бетанкура. Сначала повстанцы их захватывали, а затем выпускали на свободу при содействии Фиделя Кастро. Колумбийские лидеры были благодарны кубинскому руководству, не поняв, что попадали в ловушку. Похожий «посреднический» трюк Гавана использует и теперь».

Господин Монтанер убежден: «нет» на референдуме в Колумбии, как это ни парадоксально, открывает путь к установлению подлинного мира в этой стране. Такую позицию разделяют многие латиноамериканские политики и политологи. Результаты волеизъявления, считают они, отражают глубокое недоверие населения к марксистским повстанцам, которые сеяли террор и насилие в стране, а также нежелание гражданского общества прощать им эти преступления и фактически объявлять амнистию.

Эксперты сходятся во мнении: выход из создавшегося положения должен найти президент Хуан Мануэль Сантос. Именно от него ждут шагов, которые помогут предотвратить новый виток гражданской войны еще на ближайшие полвека. Примечательно, что лидер FARC Родриго Лондоньо настаивает на мирном соглашении, даже несмотря на итоги общенационального голосования. Он заявил, что группировка поддерживает решение использовать в качестве оружия «только слова».

Свою поддержку мирному процессу в Колумбии выразили министры иностранных дел шести стран Латинской Америки. В своем совместном заявлении главы МИД Аргентины, Бразилии, Мексики, Парагвая, Уругвая и Чили поздравляют колумбийское правительство и FARC с решением прекратить огонь, что имеет первостепенное значение, и отмечают, что «мир - это ценность, которая достигается посредством усилий и настойчивости». Они уверены, что итоги референдума 2 октября, на котором «колумбийский народ высказался о мирных соглашениях», не должны «означать отказа от мира или возвращения к конфликту». Кроме того, министры заявили о решительной готовности помочь колумбийскому народу в «решении задач по достижению мира, который принесет большее процветание и единство» этой стране и всему региону.

«Результаты референдума - лучший пример того, какую роль играет в колумбийской политике пресса, - констатирует обозреватель «Ленты.ру» Алексей Куприянов. - За мир проголосовали области, затронутые войной, и столица страны - Богота. Против - крупные города, где войну видели только по телевизору. Они-то и перетянули чашу весов в пользу войны. Злым гением мирного процесса считают бывшего президента Альваро Урибе, развернувшего активную кампанию против соглашения. «Вы хотите мира на условиях FARC?» - риторически вопрошал он, напоминая о тех, кого партизаны годами держали в заложниках ради выкупа, о многочисленных жертвах и преступлениях повстанцев, которые, согласно соглашению, уйдут от ответственности.

Во многом в провале референдума виновато само правительство, пустившее дело на самотек: большинство колумбийцев даже не читали опубликованный договор и поверили ярким речам Урибе. Но проблема не только в этом: колумбийские власти наступили на собственные грабли. Год за годом, пытаясь заручиться поддержкой общества, они через СМИ демонизировали партизан, объясняя, что с FARC невозможно договориться и что альтернативы силовому решению вопроса не существует. Вот люди в это и поверили».

Журналист Валерия Луиселли из испанской El Pais называет экс-президента Урибе «по своей реакционности превосходящим австрийских правых». Она пишет: «Логика сторонников Урибе: мирные договоренности вместо наказания освобождают боевиков FARC от всякой ответственности. Те, кто сказали «нет», согласны с тем, что в истории человечества есть добрые и злые люди, а правом казнить или миловать обладают лишь те, кто пишет эту историю. Иными словами, они руководствуются принципом «око за око», возведенным в ранг государственной политики. Многие сомневаются в способности FARC стать цивилизованной оппозицией и вообще перейти от войны к миру. Ведь в последние годы «Армия народа» имела репутацию полукриминального формирования, зарабатывающего на торговле кокаином».

Тем не менее власти обещают вернуть FARC из военного коммунизма в мирный капитализм. По соглашению правительства с партизанами, каждый демобилизовавшийся партизан получит $684 в качестве разовой выплаты. Также в течение двух лет бывший повстанец будет получать 90% от минимальной заработной платы. На сегодняшний день это около $211. Если бывший армеец захочет заняться бизнесом, то сможет получить под свой проект $2720.

«Самое главное заключается в том, как убедить простого колумбийца, что его сосед, который воевал в течение 50 лет, будет мирным. А ведь он занимался и похищением людей, и наркотрафиком - это был целый бизнес. Бюджет FARC, по некоторым оценкам, составлял около 500 миллионов долларов в год. Они владели огромными суммами, контролировали существенную часть территории и обложили налогом землевладельцев, сами занимались наркотрафиком. И как теперь отказаться от этих легких и существенных денег?» - говорит в интервью РИА «Новости» заместитель директора по научной работе Института Латинской Америки РАН Владимир Сударев.

«И правительство, и повстанцы сейчас делают все, чтобы сохранить достигнутые договоренности, - отмечает обозреватель «Ленты.ру» Алексей Куприянов. - И Сантос, и Тимошенко уже объявили, что переговоры на Кубе вскоре продолжатся, а до тех пор в стране действует перемирие.

Остается надеяться, что им удастся добиться успеха. Если между партизанами и властями будет заключен мир, колумбийский сценарий может послужить основой для урегулирования многочисленных конфликтов по всему земному шару (недавно колумбийский опыт, к примеру, испанским и французским властям предложила использовать баскская ЭТА). Если же Богота и сельва не договорятся, шанс на это будет утрачен».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (5819) от 28.10.2016.


Комментарии