Эхо арабской весны

Вооруженный конфликт в Йемене, в котором с одной стороны выступают повстанцы-хуситы из шиитского движения «Ансар Алла» и лояльная экс-президенту Али Абдалле Салеху часть армии, а с другой – войска изгнанного ими президента Абд Раббу Мансура Хади, не только не утихает, а разгорается с новой силой. Выступившая на стороне Хади коалиция арабских стран во главе с Саудовской Аравией с 26 марта осуществляет авиаудары по районам Йемена, которые контролируют хуситы. А 2 сентября саудиты вторглись на территорию Йемена, начав таким образом серьезную наземную операцию против хуситов. Этот новый виток эскалации ожесточенного противостояния на Аравийском полуострове, естественно, не прошел мимо внимания экспертного сообщества.

Эхо арабской весны  | ФОТО Benduhan/shutterstock.com

ФОТО Benduhan/shutterstock.com

Комментируя начало наземной операции в регионе, член Комитета Совета Федерации по международным делам Игорь Морозов заявил, что «боевые действия в Йемене превращаются в полномасштабную войну. Это уже не гражданская война и не борьба за власть в рамках одного отдельно взятого государства. Иностранная интервенция со стороны соседних государств только усилит тот беспорядок, который даже с натяжкой давно нельзя называть «арабской весной». Российский сенатор также отметил, что интервенция не ограничится участием только Саудовской Аравии и ОАЭ. «На мой взгляд, США будут подталкивать к этому и другие страны, чтобы весь регион пылал и дальше», – резюмировал он. По мнению Морозова, России как постоянному члену Совета Безопасности ООН и влиятельной силе на Ближнем Востоке следует немедленно отреагировать созывом заседания Совбеза всемирной организации. «Решать указанную проблему можно только там, ведь нарушаются установленные ООН нормы миропорядка, которые на протяжении 70 лет сдерживали агрессию отдельных государств», – заключил эксперт.

«События этого года показали, что конфликт уже превратился в затяжной. Удастся ли сейчас, после начала наземного вторжения, быстро сломить сопротивление повстанцев-хуситов, сказать крайне сложно. Они йеменцы, а этот народ всегда имел репутацию хороших воинов. Хуситы могут уступить некоторые территории, но вряд ли интервенты смогут закопать их в песок», – говорит востоковед Марианна Беленькая. По ее словам, с самого начала вооруженного конфликта, да и сейчас единственным способом его решения являются переговоры. «Но договариваться о принципах мирного урегулирования в Йемене очень непросто: в самом государстве очень разношерстная политическая картина, к тому же здесь переплетены интересы зарубежных стран».

Говоря о степени вовлеченности в йеменский конфликт еще одного влиятельного в регионе государства – Ирана, эксперт отметила, что Тегеран вряд ли будет помогать хуситам вооруженным путем. «Скорее всего, будет помощь в политической и финансовой сферах. Может быть оказана поддержка оружием, но, чтобы вводить войска... скорее всего, это исключено», – считает Беленькая.

По ее прогнозам, по мере усиления хаоса в Йемене и в случае ослабления позиций хуситов в этой стране на юге Аравийского полуострова будут усиливаться позиции запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство» (ИГ) – точно так же, как это происходило в прошлом году в Сирии.

Эксперт по Ближнему Востоку Али Ризк считает, что военное вторжение Саудовской Аравии на территорию другого государства незаконно, но Эр-Рияд это не беспокоит, поскольку его самому влиятельному западному союзнику то же самое сошло с рук. «Полагаю, оценивать законность подобных действий давно уже не актуально. Многие государства не считают этот вопрос важным и не учитывают его в своих действиях. При администрации Буша был создан прецедент проведения таких операций – война в Ираке. Именно после нее некоторые страны решили, что могут по своему усмотрению вести военные действия на чужой территории», – отмечает Али Ризк. «Эта война спровоцировала целую серию вторжений. Поэтому сейчас мы наблюдаем, как Саудовская Аравия вторгается на территорию Йемена и наносит авиаудары, которые в результате приводят лишь к усилению позиций радикальных исламистов в Йемене и росту количества жертв среди мирного населения», – утверждает Ризк.

По мнению первого вице-президента Академии геополитических проблем Константина Сивкова, развитие ситуации в Йемене убедительно показало, что «бомбежками и авиационными налетами политические задачи решить невозможно». «Чтобы разгромить хуситов, у коалиции нет других средств, кроме вторжения», – отмечает он. При этом аналитик сомневается в боевых качествах вторгнувшейся в Йемен армии: «Стоит еще отметить, что сами саудиты как солдаты не очень. Сказываются и недостаточный опыт, и отсутствие подготовки. Поэтому отправку наземных войск можно расценивать как вынужденную меру, которая свидетельствует об одном – саудитам сколотить коалицию так и не удалось».

Не прибавит уверенности Эр-Рияду и фактор высокой мотивации его противников. Йеменские племена состоят в непростых отношениях друг с другом, но к чужакам относятся откровенно враждебно. Это осознают сейчас и экс-президент Салех, и президент Хади, полагает глава Института Ближнего Востока Евгений Сатановский: «Салех в свое время провел против хуситов три войны. И давил их, кстати, тогда именно генерал Хади. Так что никаких теплых чувств к Хади у них нет. Как и в южных племенах, там вообще все контролирует или «Аль-Каида» (запрещена в России. – А. Р.), или местное самоуправление».

Сатановский напоминает также, что большим провалом для Саудовской Аравии обернулось «спонсирование» сторонников Хади техникой и оружием. «Саудитам оказалось легче самим вступить в боевые действия, чем ждать, пока дружественные силы научатся воевать, – говорит он. – Местные наемники не умеют управлять танками и БТР, то есть техники тоже нужны из Саудовской Аравии». Эксперт уверен, что переброшенные в Йемен войска окажутся деморализованы потерями личного состава: «Они люди в основной массе состоятельные. Кой черт им гибнуть за нищий Йемен? Там ничего нет: нищее население, которое их ненавидит, и только наркотик кат позволяет им продержаться и не перерезать весь полуостров. Так что эта наземная операция – довольно глупая идея».

Зачем же тогда при столь призрачных шансах на победу Эр-Рияду понадобилось вторжение в Йемен? «У саудитов и их союзников исключительно геополитическая задача. Им необходимо взять под контроль плацдарм. Остальное – второй план», – отрицает гипотезы о контроле над нефтью или торговыми путями как истинной цели войны Константин Сивков.

«Саудовцы боятся потерять контроль над самой территорией Йемена. Это контроль над рынками вооружения, наркотиков, нелегалов, – объясняет предпринятый отчаянный шаг саудитов Сатановский. – Выход ситуации из-под контроля может взорвать весь полуостров. В рамках «арабской весны» они поставили на Салеха, но просчитались. Ставка на исламистов тоже провалилась». «Ближний Восток сейчас – это Британия времен Шекспира – типичная феодальная ситуация, – резюмирует арабист. – Никому нельзя доверять, один готов предать другого и занять его место».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (5552) от 25.09.2015.


Комментарии