Долговая драма

Недавно греческий парламент одобрил закон о третьем плане международной помощи, рассчитанном на три года. Но уже 20 сентября в стране состоятся досрочные выборы в парламент. Так что до спокойствия жителям Эллады еще далеко...

Долговая драма  | ФОТО Elena-Schweitzer/shutterstock.com

ФОТО Elena-Schweitzer/shutterstock.com

С деньгами, но
без финансового суверенитета

Минувшим летом «греческая проблема» оказалась на первом месте у всего Европейского союза. Многонедельные тяжелые переговоры между правительством Греции и международными институтами, включающими ЕС, Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Международный валютный фонд (МВФ), привели к новому сложному кризису, на кону оказалась платежеспособность страны и ее будущее в еврозоне. Референдум 5 июля, на котором более 60% греков отвергли предложения кредиторов, лишь усугублял кризис.

Однако стороны все же пошли на компромисс, и в середине июля Афины и кредиторы заключили соглашение. Греции была предоставлена быстрая финансовая помощь, и угроза неминуемого дефолта была снята. Затем греческий парламент одобрил серию законов, необходимых для запуска очередной масштабной программы международного кредитования. В итоге был в спешном порядке выработан уже третий начиная с 2010 г. план помощи Афинам. Рассчитанный на трехлетний период, он предполагает оказание поддержки в общем объеме 86 млрд евро; при этом первый транш (36 млрд евро) поступил в греческую казну уже в августе, что позволило правительству страны выплатить часть долга ЕЦБ.

Хотя международные кредиторы тоже пошли на уступки греческим партнерам (растянув, например, срок выплаты кредитов и процентов по ним), все-таки именно правительство Греции уступило в первую очередь. Оно было вынуждено заставить свой народ выпить «горькую пилюлю» во имя сохранения страны в зоне евро. Так, правительство страны обязалось поднять с 13 до 23% НДС, ликвидировать налоговые привилегии для «туристических» островов, взять на себя болезненные обязательства по снижению пенсий и зарплат в общественном секторе. Как считают многие наблюдатели, после июльского соглашения с международными институтами Греция еще в большей степени лишилась своего финансового суверенитета.


В спирали жесткой экономии

Уже много раз сказано, к чему привело Грецию безудержное заимствование внешних кредитов и следование неолиберальной политике. Страна оказалась с долгом 320 млрд евро и 26-процентным уровнем безработицы (притом что каждый второй молодой житель Греции не имеет постоянного дохода). С 2009 г. валовый внутренний продукт (ВВП) сократился на четверть.

Именно финансовые проблемы, экономические бедствия и социальные тяготы привели к тому, что в январе 2015 г. триумфальной победы на парламентских выборах добилась СИРИЗА, Коалиция радикальных левых. Ее молодой лидер Алексис Ципрас жестко критиковал прежнюю власть за неумелые действия и обещал согражданам восстановить национальное достоинство греков, а также положить конец политике «жесткой экономии».

Но еврокредиторы, держащие на коротком поводке финансовую систему страны, и не думали отступать. Ведь возможный выход Греции из еврозоны и отказ платить по долгам сильно ударили бы по имиджу и престижу ЕС. Кабинет Ципраса вынудили взять на себя такие обязательства, которые говорят о том, что греческое правительство не только согласилось и дальше видеть в лице ЕС и иных международных кредиторов «супервайзеров» для своей финансовой и экономической системы. По сути, произошел фактический отказ от анонсированных ранее планов реализации смелой левой политики в социально-экономической сфере. Очевидно, что новые десятки миллиардов евро иностранных кредитов не пойдут на борьбу с бедностью и помощь молодым безработным и малоимущим. Зато они явно будут работать на сохранение Греции в парадигме неолиберальной системы.


Партийный раскол

На референдуме 5 июля большинство греческих избирателей сказали твердое «нет» новым социальным сокращениям. Социологический анализ итогов референдума показывает, что они носили явно «классовый» характер: если в рабочих кварталах и небольших городах против предложений иностранных кредиторов выступили свыше 70% избирателей, то в наиболее богатых районах Афин за то, чтобы принять условия Брюсселя, голосовали также семь из десяти избирателей. Сегодня очень многие из тех, кто в начале июля по призыву Ципраса отверг предложения Брюсселя, чувствуют себя обманутыми: достигнутая 13 июля договоренность с международными кредиторами мало чем отличается от прежнего текста, против которого они голосовали неделей раньше.

Впрочем, само правительство А. Ципраса все эти полгода нахождения у власти ничего не делало, чтобы подготовить общество к возможному «плану B», предполагающему возвращение к собственной валюте – драхме. Надо полагать, референдум был в спешке затеян лишь для того, чтобы надавить «силой общественного мнения» на ЕС и иных кредиторов.

Но в итоге оказалось, что к мнению народа Ципрас не прислушался. Более того, заключая соглашение с кредиторами, пошел против своей же партии. В результате после подписания 13 июля соглашения Ципрас де-факто лишился в парламенте большинства: всякий раз при ратификации нового договора, соглашения или закона, предусматривающего очередные меры «жесткой экономии», более 30 депутатов от СИРИЗА или демонстративно воздерживаются от голосования, или голосуют против. В итоге партийный раскол привел к тому, что Ципрас подал в отставку, в стране было сформировано техническое временное правительство и на 20 сентября в Греции назначены досрочные парламентские выборы. Между тем часть наиболее радикальных кругов партии СИРИЗА во главе с бывшим министром энергетики Панайотисом Лафазанисом решили порвать с командой А. Ципраса и в конце августа создали собственное движение – «Народное единство».

Парадокс ситуации, однако, заключается в том, что на сегодня именно Ципрас остается самым популярным в стране политиком, а СИРИЗА, хоть и ослабленная, с рейтингом 26 – 28%, сохраняет статус наиболее популярной партии. После июльского референдума от своих постов отказались лидеры двух самых многочисленных оппозиционных партий, ранее все время сменявших друг друга у руля власти, – правоцентристской «Народной демократии» и социал-демократического ПАСОК.

Но вряд ли сбудется главная цель Ципраса и СИРИЗА улучшит результат, достигнутый на январских выборах. Вполне возможно, что в случае досрочных выборов свою часть политических дивидендов получит «Народное единство» (сейчас его рейтинг оценивается в 10% поддержки), а также «фланговые» силы греческой политики – Коммунистическая партия, которая изначально указывала на то, что Ципрас в итоге уступит диктату Брюсселя, и откровенно националистическая «Золотая заря», обвинившая левое правительство в предательстве национальных интересов.


Москва – Афины:
ожидаем новые сближения

Греческая долговая драма вызвала неподдельное сочувствие в российском обществе. Между нашими народами существуют глубокие исторические и культурные связи, взаимные симпатии, что дает основание надеяться на дальнейшее развитие двусторонних отношений.

После того как зимой в Греции образовалось правительство во главе с А. Ципрасом, новые власти неоднократно заявляли, что необходимо совершенствовать и развивать греческо-российские связи. Еще до прихода к власти СИРИЗА подвергала жесткой критике введение европейских санкций против России. Они бумерангом ударили и по греческим товаропроизводителям, хотя, учитывая общие финансовые проблемы этой страны, не слишком болезненно: так, потери греческих аграриев от введения Россией эмбарго на поставку европейских сельхозтоваров оценивается примерно в 30 – 35 млн евро. Но ведь есть и иные потери: в прошлом году общий двусторонний товарооборот снизился на 40%, на 15% снизилось количество российских туристов, отправляющихся на отдых в Грецию.

Правительство Ципраса не могло в одностороннем порядке отказаться от антироссийских санкций: они были введены всем ЕС. Но греческий кабинет немало сделал для того, чтобы не допустить в 2015 году ужесточения со стороны Брюсселя санкций Евросоюза. И одновременно в меру возможностей пытался продвигать двусторонний формат отношений.

Здесь речь идет прежде всего о недавно достигнутой договоренности о строительстве на территории Греции продолжения газопровода, известного в своем проектном названии как «Турецкий поток». Строительство может начаться уже в 2016 году. Если все пойдет по плану, то греческая сторона получит от россиян кредит на строительство в два миллиарда евро.

Впрочем, что произойдет в этой стране в 2016-м и с каким правительством она будет через год, сегодня точно сказать нельзя. Ведь, даже получив новую программу финансовой помощи, Греция на сегодня осталась самой проблемной и наиболее задолжавшей страной Евросоюза.


Очевидно, что новые десятки
миллиардов евро иностранных кредитов
не пойдут на борьбу с бедностью и помощь
молодым безработным и малоимущим.
Зато они явно будут работать на сохранение
Греции в парадигме неолиберальной системы.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 174 (5547) от 18.09.2015.


Комментарии