Что угрожает Таджикистану

В начале осени в центре внимания международной общественности и СМИ оказался Таджикистан: в республике в очередной раз произошел вооруженный мятеж группы военных во главе с заместителем министра обороны генералом Абдухалимом Назарзода. В ночь на 4 сентября было совершено два вооруженных нападения – на центральный аппарат Минобороны страны в Душанбе и ОВД города Вахдат, что в 20 км от таджикской столицы. Были убиты милиционеры, захвачен большой арсенал оружия и боеприпасов.

Что угрожает Таджикистану  |

Многие политологи отмечают весьма странный характер внезапно вспыхнувшего в стране конфликта. «Это было бы похоже на попытку военного переворота, если бы генерал Назарзода объявил о своих целях или каким-то образом объяснил свои действия, – говорит российский эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов. – Скажем, он пришел к выводу, что режим президента Рахмона уже давно изжил себя и является тормозом на пути развития страны. Или заявил, что его действия – ответ на оскорбительную для простых мусульман политику давления на них, ограничения их права соблюдать свои традиции, в конце концов – месть за гибель молодого таджика, жестоко избитого милиционерами в Вахдате... Но 51-летний генерал с высшим образованием, выпускник московской Военной академии, ничего этого не сделал, поэтому осуществленное под его руководством иначе чем бандитским нападением не назовешь. В стране, еще не изжившей трагедию кровопролитной гражданской войны, такие потрясения наносят ужасные травмы национальному самосознанию. Неудивительно, что ни один таджикский оппозиционер не выразил публично поддержку генералу, что бы ни происходило с ним дальше – он уже политический труп».

Аналогичное мнение высказывает политолог эксперт российского Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко: «Если верить правоохранителям Таджикистана, генерал Назарзода планировал мятеж в течение нескольких месяцев. Однако тогда тем более выглядит странным отсутствие каких-либо деклараций и заявлений со стороны лидера восстания, разъяснений целей и задач мятежа, его политической программы. Такого рода пояснения просто необходимы, если авторы восстания рассчитывали привлечь на свою сторону различные социальные группы».

«Происходящие события все-таки больше напоминают бандитские разборки, поскольку государственные перевороты такими малыми силами и разрозненными действиями не совершаются. Конечно, нельзя исключать и того, что за генералом Назарзода кто-то может стоять, а все эти акции имеют заказной характер и являются попыткой расшатать почву под властной верхушкой страны, – отмечает таджикский политолог Шариф Абдуллаев. – Судя по тому что власти до сих пор официально не оглашают истинные мотивы произошедшего, эти действия направлены непосредственно против президента страны. Возможно, все это связано с переделом имущества или влияния на определенные сферы бизнеса».

«Ситуация в Таджикистане сложная и противоречивая, – констатирует руководитель Центра стратегического развития стран СНГ Института Европы РАН Александр Гусев. – С одной стороны, идут разборки местных элит. При определенной слабости президента Эмомали Рахмона на политическую сцену пытаются выйти радикальные элементы. Но они в значительной степени финансируются из-за рубежа, причем необязательно со стороны террористов из запрещенной в России группировки «Исламское государство». Учитывая близость Афганистана, имеющего с Таджикистаном сотни километров общей границы, можно предположить и влияние талибов на местных радикалов, говорит эксперт.

«Используя нестабильное положение внутри страны, они будут раскачивать ее ради своей выгоды, что противоречит интересам Москвы, для которой Душанбе является стратегическим партнером», – резюмирует политолог.

Об интересах России в этом регионе напоминает и директор Евразийского коммуникационного центра Алексей Пилько: «То, что произошло в Таджикистане, – это топорная попытка госпереворота. Подчеркиваю, она именно топорная. Я даже сомневаюсь, что в этой акции участвовали какие-то зарубежные спецслужбы, это внутренняя кухня. Все сделано непрофессионально и особой поддержки в обществе не получило, поэтому на политический строй Таджикистана эта акция никак не повлияет. Гораздо опаснее то, что подобные вещи вообще происходят в стране. Это значит, что есть определенные внутриполитические проблемы, с ними необходимо что-то делать. Главная опасность таджикскому правительству исходит не от какого-то бывшего замминистра обороны, возомнившего себя перспективным государственным деятелем. Она исходит от «Исламского государства», радикалов, экстремистов, набирающих силу талибов в соседнем Афганистане. И наконец, от того, что мы находимся в глобальной рецессии. Тот факт, что Россия испытывает определенные проблемы в экономике, для Таджикистана – катастрофа. Наша страна чихает, а большая часть республик бывшего СССР кашляет и с температурой 40 градусов сваливается в грипп. При нарастающих социально-экономических неурядицах и росте экстремизма иметь слабый политический режим – это очень большой риск для будущего Таджикистана».

Таджикскими неурядицами, по мнению этого эксперта, могут воспользоваться действительно серьезные деструктивные силы. «Влияние того же ИГ в Афганистане растет стремительными темпами, многие полевые командиры, ранее подчинявшиеся «Талибану», просто переходят на сторону ИГ, – напоминает Пилько. – Сейчас все внимание приковано к Сирии, Ираку, где разворачиваются боевые действия, но все забывают, что «Исламское государство» вышло далеко за пределы этих двух стран. Его интересы простираются от северной Индии до Марокко. Это сила, с которой придется считаться. Если она обратит свое внимание на Таджикистан, а все предпосылки к этому есть, таджикскому правительству выйдут боком все их, на первый взгляд, мелкие внутриполитические проблемы. И для нас это тоже представляет определенную угрозу. Россия очень крепко стоит в Таджикистане. Самая крупная российская военная база за пределами нашей страны находится именно там. Мы не можем оставить Таджикистан, в противном случае эта зона нестабильности с юга может дойти до Сибири и заодно обрушить центральноазиатские государства, которые представляют своеобразную буферную зону. Здесь и Россия может быть затронута – если «взорвется» Таджикистан, она окажется втянута в войну».


Тем временем

Спецоперация силовых структур по уничтожению преступной группировки экс-замминистра обороны Абдухалима Назарзоды в Таджикистане продолжается, сообщил вчера пресс-центр МВД и общественных связей государственного комитета национальной безопасности страны. Как говорится в сообщении, 13 сентября в ходе проведения специальных совместных мероприятий в Рамитском ущелье Вахдатского района сотрудниками МВД, ГКНБ и другими силовыми структурами республики были задержаны три активных члена преступной группировки Абдухалима Назарзоды.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (5544) от 15.09.2015.


Комментарии