Атлантист против националистки

Теперь бывший министр экономики, глава движения «На марше», поспорит за президентское кресло в Елисейском дворце с лидером «Национального фронта» во втором туре выборов, который состоится через две недели, в воскресенье, 7 мая.

Атлантист против националистки | ФОТО Han Bing /ZUMA/ТАСС

ФОТО Han Bing /ZUMA/ТАСС

Характерной приметой этих выборов стал тот факт, что на этот раз исход первого тура практически полностью совпал с прогнозами социологов: вся четверка лидеров среди 11 кандидатов получила ровно те результаты, которые предсказывали им опросы. Что на фоне явных провалов соцслужб на президентских выборах в США, а еще ранее в оценке «брекзита» в Великобритании выглядит чуть ли не главной сенсацией первого тура.

Победу в нем одержал Эммануэль Макрон, получивший 23,8% голосов избирателей, второе место оказалось у Марин Ле Пен - 21,4%. Экс-премьер страны и лидер правых республиканцев Франсуа Фийон занял третье место, заручившись поддержкой 19,9%, чуть отстал от него руководитель крайне левого движения «Непокорившаяся Франция» Жак-Люк Меланшон - 19,6%. Отметим также провал правящих социалистов, за представителя которых Бенуа Амона проголосовали лишь 5 с небольшим процентов населения.

Беглый взгляд на эти цифры позволяет сделать два напрашивающихся общих вывода. Первый: традиционные системные партии страны - правые республиканцы и левые социалисты, которые на протяжении десятилетий находились у власти, сменяя друг друга, на этот раз потерпели полное фиаско. Их представители не попали во второй тур и не будут участвовать в борьбе за Елисейский дворец. А это означает, что французы устали от старого политического бомонда и требуют свежей «политической крови». Второй: разрыв между первым и четвертым участником предвыборной гонки составил лишь четыре пункта, а между каждым из них он был два и меньше процента. Это говорит о том, что страна оказалась расколотой, но не на две, а на четыре части.

Фактически большинство французов (на выборы пришли более 80% населения) признались сами себе, что дальше жить так нельзя, но в том, как жить дальше, у них нет единства.

Впрочем, возможно, во Франции срабатывает старая примета - в первом туре население голосует сердцем. То есть за тех, кто нравится, а вот во втором - против того, кто больше всего не нравится.

Как бы то ни было, но явным победителем первого тура и фаворитом в окончательной борьбе за президентское кресло выглядит Эммануэль Макрон, главная неожиданность нынешней предвыборной кампании. Конечно, 39-летнему политику, выпрыгнувшему на французский политический олимп как черт из табакерки, повезло.

На него сделали ставку крупные международные финансовые и банковские круги, а затем поддержал политический бомонд Франции и Европы, а также большинство местной прессы и, главное, телевидение. Однако, если бы не случилось неожиданное крушение Франсуа Фийона, связанное со скандалом вокруг его супруги, Макрон вряд ли мог претендовать на пост президента. По крайней мере в нынешнем выборном цикле. Собственно говоря, с падением Фийона, бывшим за три месяца до выборов явным фаворитом гонки, и начался рейтинговый подъем Эммануэля Макрона, завершившийся вчерашней победой.

В принципе по крайней мере непроигравшей может считать себя и Марин Ле Пен. Она впервые прошла во второй тур президентской гонки с результатом, который дает ей определенные шансы на успех. Семь миллионов французов проголосовали за нее лично и ее программу. Набранные ею 21,4% голосов избирателей - почти на четыре пункта больше, чем она имела на предыдущих выборах в 2012 году. Этот результат она получила в жесточайшей борьбе с конкурентами, которые все как один выступали против нее. Она достигла его вопреки негативному отношению к себе правительства Олланда, всех европейских лидеров, брюссельских чиновников и постоянные нападки со стороны французских СМИ. Очень характерный в этой связи факт: поздравления действующих европейских чиновников и бывших политиков, начиная от главы Еврокомиссии Юнкера и руководителя дипломатии ЕС Могерини и заканчивая экс-генсеком НАТО Андерсом Фог Расмуссеном, направляются лишь в адрес Макрона. Также поступил и действующий президент Франсуа Олланд, и нынешний премьер-министр Бернар Казнев.

Некоторые аналитики, опираясь на данные социологов, предсказывающих неизбежное поражение Марин Ле Пен во втором туре, пытаются провести некие параллели с ситуацией 2002 года. Тогда отец Марин Жан-Мари Ле Пен также вышел во второй тур, но без сопротивления проиграл Жаку Шираку. При всем внешнем сходстве, думается, такое сравнение неуместно. Пятнадцать лет назад Ле Пен-старший прошел во второй тур совершенно неожиданно, он не был фаворитом предвыборной гонки и, можно сказать, попал во второй тур при случайном стечении обстоятельств.

«Национальный фронт» тогда идейно представлял собой крайне националистическую организацию с пугающими обывателя лозунгами и призывами. Марин Ле Пен за время своего руководства смягчила идеологию, отказалась от крайностей и придала политическую респектабельность движению. Не случайно всю предвыборную кампанию она находилась в первых рядах претендентов на президентское кресло.

Проблема Ле Пен, однако, состоит в том, что, имея около 30% «ядерного электората», разделяющего ее взгляды и голосующего за нее, она фактически исчерпала возможность его пополнения. Для победы на президентских выборах ей необходимо заручиться поддержкой электората других кандидатов, которые выбыли из гонки. Вроде бы логично, если за ней пойдут сторонники правого Франсуа Фийона. Но сам Фийон уже заявил, что видит в Ле Пен опасность для будущего страны, и призвал свой электорат отдать голоса Макрону.

Занявший четвертое место Меланшон пока не высказался открыто против Марин Ле Пен. Однако чисто математически лидер «Национального фронта» может рассчитывать на часть электората Фийона, на классических правых, которые не приемлют Макрона, и, возможно, на тех кандидатов, которые набрали меньше 5%. Однако в целом расклад перед вторым туром не в ее пользу.

Кстати сказать, и числящийся в фаворитах Макрон в случае своей победы не сможет долго почивать на лаврах. В июне во Франции должны пройти выборы в парламент. А в нем пока что нет ни одного депутата от «маршистов», поскольку пять лет назад, когда были предыдущие выборы, движения Макрона «На марше» просто не существовало. Предстоящие выборы в национальное собрание могут стать для него неким проверочным тестом на подлинное политическое влияние в стране.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии