Атака на Будапешт

Незадолго до неформального саммита ЕС в Братиславе в Старом Свете разгорелся нешуточный скандал: министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн призвал исключить Венгрию из ЕС за ее негативное отношение к беженцам. В своем интервью изданию Die Welt он упрекнул Венгрию в строительстве стены «от беженцев», готовности местных властей в них стрелять, нарушениях в стране свободы СМИ и судебной независимости. Ассельборн также раскритиковал венгерского премьер-министра Виктора Орбана, известного своими негативными заявлениями в адрес беженцев-мусульман.

Атака на Будапешт | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Ответ из Будапешта последовал незамедлительно: глава венгерского МИД Петер Сийарто обвинил Ассельборна в легкомыслии и пособничестве разрушению безопасности в Европе. Сийарто подчеркнул, что обеспечение пограничного режима и решение вопросов о допуске или недопуске мигрантов относится к суверенным правам государства и народа. «И ни чиновники в Брюсселе, ни министр иностранных дел Люксембурга не смогут отнять это право».

«Процедура исключения из ЕС нигде не прописана, - поясняет «МК» доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули. - Такого нет. Есть только вариант, при котором сама страна хочет выйти из объединения. Мы видим это на примере Brexit». «Заявление главы МИД Люксембурга носит, скорее, декларативный характер, - отмечает эксперт. - Я не жду конкретных последствий. Скорее, это некое резкое предупреждение о том, что может возникнуть в длительной перспективе. С одной стороны, Люксембург - маленькая страна. С другой стороны, это центр Европы, поэтому то, что говорят люксембуржцы, будет восприниматься так, как если бы это говорили крупные страны типа Франции и Германии. Устами Люксембурга государства «ядра» ЕС предупреждают Венгрию, что, если она будет плохо себя вести, могут наступить какие-то последствия».

«Проблема беженцев совершенно не ощущается в Люксембурге, поэтому тамошним политикам легко критиковать соседей за нарушение «чистоты европейских ценностей». Легко медведя из окна дразнить, - на сайте «Ридус» сказал эксперт центра «Восток-Запад» Николай Банин. - Конечно же, сейчас не следует с водой выплескивать ребенка и говорить, что европейские ценности в корне порочны. Ведь именно они делают страны Европы столь притягательными для жителей тех стран, где в ходу ценности иные. Другое дело, что любые ценности следует защищать от тех, кто пытается ими злоупотреблять. Именно так и поступают в Венгрии. Ассельборну следовало бы вспомнить, что Brexit был вызван в значительной степени именно тем, что британцы предпочли «примитивный и обывательский» инстинкт самосохранения «возвышенным и толерантным» ценностям единой Европы».

Как рассказал в беседе с журналистом интернет-издания «Экономика сегодня» политолог Леонид Крутаков, пример Венгрии доказывает отсутствие общеевропейской идентичности на пространстве ЕС. Страна активно пытается защитить свои национальные интересы, и угроза исключения из союза вряд ли ее напугает. К тому же и сам ЕС не пойдет на продолжение дробления союза, особенно после того как пример выхода из него продемонстрировала Великобритания».

«Европейский союз находится в критической ситуации», - заявила на братиславском неформальном саммите ЕС канцлер ФРГ Ангела Меркель. Этот неоспоримый факт признают сегодня практически все политологи. «Кризис Евросоюза в его нынешнем виде очевиден. Большей частью он спровоцирован потоком беженцев с Ближнего Востока, но в вопросе о Венгрии играет не последнюю роль и то, что премьер-министр этой страны Виктор Орбан занимает откровенно пророссийскую позицию, что не по душе ЕС и США. Он высказывается за прекращение санкций в отношении России, - говорит Крутаков. - В этом заключается когнитивный диссонанс, который изнутри разрывает Европу. С одной стороны, желание нынешней политической элиты продолжить себя в рамках большого трансатлантического проекта, с другой - желание произросших в странах Европы за это время национальных элит вернуть себе собственный национальный проект, а не общий, который по большому счету на руку только американцам».

По словам эксперта, ЕС создавался на волне большой приватизации постсоветского наследства и дележе прибыли от этого процесса. «Пока это приносило прибыль, все было хорошо. Но, как только оказалось, что пришло время издержек, выяснилось, что на самом деле общеевропейской идентичности нет, - констатирует Крутаков. - Есть венгры, есть немцы, есть англичане и французы. А вот единой идентичности на пространстве Евросоюза не существует. В этом непрочность большого политического блока, созданного без общей политической и военной подоплеки».

«Венгрии предъявлена претензия по поводу ее нежелания пускать на свою территорию афро-азиатских беженцев. Но такие же претензии можно предъявить Польше, прибалтам, практически всем балканским странам, - отмечает на сайте Rusglob аналитик Ростислав Ищенко. - У румын проблемы с цыганами, которых радостно выпихивают в более благополучные страны ЕС, Франция же, в которую большинство румынских цыган стремятся, настойчиво требует забрать их обратно. В католической Польше есть проблема отклонения от европейских ценностей в вопросах об абортах и однополых браках. В общем, создав прецедент, можно затем исключить половину ЕС.

Но если рассмотреть «военный блок» председателя Еврокомиссии Жана Клода Юнкера (его инициативу о создании армии ЕС) и предложение исключения Венгрии в комплексе, то получается, что европейская элита устами люксембургских политиков (именно Люксембург является одним из финансово-банковских центров Европы и может рассчитывать на усиление своей роли после выхода Лондона из ЕС) предлагает отмежеваться от США и приструнить восточных европейцев угрозой исключения. Фактически речь идет об окончательном оформлении франко-германского (при соучастии Бенилюкса в качестве младшего партнера) доминирования в Европе. Причем, что характерно, впервые с середины 1990-х годов поставлен вопрос о военно-политическом оформлении этого доминирования».

«Еще никогда я не видел такой фрагментации, так мало желания к сближению в нашем союзе», - такими словами предварил Жан Клод Юнкер саммит Евросоюза в Братиславе. В Париже и Берлине сохраняют надежду, что после выхода Лондона Евросоюз может укрепиться, избавившись от «вечного оппозиционера». В действительности же, как замечают большинство экспертов, противоречия только усиливаются: страны востока Европы все жестче выступают против миграции, а юга - против политики бюджетной экономии.

В начале октября в Венгрии должен пройти референдум о допустимости обязательного распределения мигрантов по странам ЕС. На голосование будет вынесен вопрос: «Хотите ли вы, чтобы Евросоюз имел право устанавливать обязательное расселение иностранных граждан в Венгрии без согласия национального парламента?». Похоже, не надо быть ясновидцем, чтобы угадать, каким будет ответ на него венгерских граждан.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (5795) от 26.09.2016.


Комментарии