Нормативы на хлеб не намажешь

Вчерашнее пленарное заседание городского парламента не обошлось без дискуссии. Утром петербургские парламентарии принимали поправки к действующим законам, утверждали кандидатуры на должность мировых судей и голосовали за или против того или иного депутатского запроса. Кроме этого Законодательное собрание приняло в целом изменения в городской закон о стратегических инвесторах и о налоговых льготах для них.

  Нормативы на хлеб не намажешь | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Примерно через час размеренный ход депутатской работы был слегка нарушен. На очереди было обсуждение законопроекта об утверждении нормативов минимальной обеспеченности петербуржцев площадью торговых объектов. Никакой, собственно, местной депутатской инициативы не было: данный документ лишь приводил городскую нормативную базу в соответствие с федеральной.

Неожиданно в этих законодательных дебрях нашелся свой «рояль в кустах». Нормативы обеспеченности торговли федеральные власти устанавливают в целом по населенному пункту. В нашем случае - по Петербургу. Получается, что в среднем по городу на тысячу жителей должно быть по 625 квадратных метров продуктовых и промтоварных магазинов. Из них 180 «квадратов» - продовольственные, а 445 квадратных метров - для прочих товаров.

Речь идет о минимальном уровне насыщенности торговыми площадями.

В идеале каждый муниципалитет может либо «заморозить» торговую активность на уровне нормативных показателей, либо стимулировать появление дополнительных площадей магазинов.

Критики законопроекта не заставили себя долго ждать. Некоторым депутатам не понравилось, что Москва «спускает» Петербургу показатели по принципу «единого котла». Нет никакой дифференциации по типам объектов. Например, в муниципальном округе Сенной супермаркетов и торговых центров построено столько, что они вполне могут считаться магазинами шаговой доступности. В других местах - наоборот: много «торговых точек в подворотнях», но нет полноценных торговых центров.

Спущенные сверху нормативы привязывают торговлю не только к численности населения того или иного муниципалитета Петербурга, но и к площади округа. Здесь показателен пример МО Волковское, большую часть территории которого занимают кладбища и промзоны. Чтобы соблюсти нормативы обеспеченности торговыми площадями, магазины надо открывать на проходных заводов или в заброшенных кладбищенских склепах.

Эти замечания решено было оставить до следующих поправок, и депутаты приняли предложенный законопроект в первом чтении.

После этого на повестке дня было принятие в первом чтении изменений в петербургский закон о выборах губернатора. Документ предполагает отмену досрочного голосования, но вводит открепительные удостоверения. Этой законодательной новеллой, как принято теперь называть юридические новации в депутатской среде, тут же воспользовались некоторые народные избранники. В дополнение к отмене досрочного голосования они предложили упразднить и муниципальный фильтр. Но в «сыром» виде данную инициативу использовать не получилось.

Законопроект ограничивает общее количество наблюдателей, представляющих одного кандидата, которые могут находиться на избирательном участке в течение всего периода голосования. Новелла также обязывает кандидатов лично участвовать в теледебатах на государственных каналах.

Нововведения в закон дают представителям СМИ право присутствовать при работе с документами избирательных комиссий на заседаниях по установлению итогов голосования, при определении результатов выборов, а также при подсчете голосов избирателей.

Данный законопроект принят депутатами за основу.

Прямая речь

Председатель Законодательного собрания Вячеслав МАКАРОВ так прокомментировал утверждение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в Петербурге:

- Это один из основных законопроектов, направленных на создание в Петербурге комфортной городской среды и гарантированное обеспечение горожан услугами торговли... Очень важное положение законопроекта - это установление количества и площади торговых точек, исходя из численности населения, а также норматива минимальной обеспеченности площадью торговых объектов для каждого из муниципальных образований Петербурга.

Указанный норматив относится только к магазинам площадью до 300 квадратных метров, не расположенным в крупных торговых центрах. Цель - обеспечить возможность конкуренции малого бизнеса, избавиться от монополии крупных торговых сетей в лице гипермаркетов. Также данная норма направлена на реализацию петербургской концепции поддержки магазинов шаговой доступности.

Устанавливаемые проектом нормативы станут важной составляющей разработки нового Генерального плана Санкт-Петербурга. На основе нового закона будут строиться схемы размещения объектов торговли на вновь застраиваемых территориях.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии