В Музее Арктики и Антарктики открылась выставка «Алфавит моей жизни»
Выставка (12+) посвящена 95‑летию со дня рождения основателя чукотской литературы Юрия Рытхэу. Речь идет о писателе, о жителях Чукотки, о том, как они воспринимают свой мир…

Среди экспонатов выставки — эта фотография 1970‑х годов из коллекции музейного центра «Наследие Чукотки»: Юрий Рытхэу (справа) беседует с оленеводом./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Название выставки отсылает к книге Юрия Рытхэу «Дорожный лексикон», которая увидела свет в 2010 году, спустя два года после того, как писателя не стало. Как отмечают критики, это произведение — оригинальный сплав исповедальной, автобиографической прозы и богатейших сведений из первых рук — об истории, культуре, верованиях, быте и современной жизни чукотского народа.
В «Дорожном лексиконе» Юрий Рытхэу выстроил истории из своей жизни в алфавитном порядке. В своей неизданной рукописи он отмечал: «Долго я пытался слепить из этих вещей нечто единое, отвечающее классическим канонам литературных жанров». Первоначально произведение должно было выйти в свет как роман-словарь «Моржовые зубы».
— Дедушка говорил, что в детстве не мог оторвать глаз от семейной реликвии, доставшейся в наследство от деда-шамана: ожерелья из моржовых зубов с вырезанными на них рисунками — женскими фигурками, портретами, сценами из жизни, — рассказала Александра Рытхэу, внучка писателя. — Его бабушка «читала» эти зубы, словно книгу. И пример Юрия Сергеевича — как раз о том, что человек должен чтить своих предков, свой род…
Один из разделов выставки — легенды и предания. Писатель вспоминал, что в детстве пребывал в полной уверенности в том, что его прародителем был кит, поскольку, согласно легенде, чукотский народ происходит от кита. И был изумлен, когда услышал от учителя в школе, что человек произошел от обезьяны.
Выставка, подобно книге, ведет посетителей по страницам жизни Юрия Рытхэу. Ее своеобразными вехами стали фрагменты из уже упомянутого «Дорожного лексикона»: он как нельзя лучше иллюстрирует путь писателя. Вот, например, одна из цитат: «М — математика. Этого понятия в чукотском языке не было. Как, впрочем, и других научных терминов. Люди прекрасно обходились без всяких подобных премудростей». И дальше Юрий Рытхэу повествовал, как его бабушка для точного счета разувалась, чтобы использовать пальцы не только рук, но и ног. «Естественная счетная машина»…
Среди экспонатов выставки — книги, фотографии, авторские рукописи с правками, предметы, связанные с чукотскими обычаями и верованиями. Это материалы из коллекции Музея Арктики и Антарктики, музейного центра «Наследие Чукотки» (он действует в городе Анадыре) и архива семьи Рытхэу.
На открытии выставки не раз подчеркивалось, что Юрий Сергеевич большую часть жизни прожил в нашем городе, но никогда не прерывал связей со своей родиной. Поэтому как никто другой он имел право сказать: «Чукча — это я». В 1949 году, приехав с Чукотки, он стал студентом Ленинградского университета. Ему было чуть больше двадцати лет, когда его произведения появились в альманахе «Молодой Ленинград», литературных журналах «Огонек», «Дальний Восток», молодежной газете «Смена». После окончания Университета Юрий Рытхэу вместе с женой и маленьким сыном уехал по распределению в Магадан — работать в газете «Магаданская правда».
Именно в Магадане вышла книга «Чукотская сага», принесшая автору настоящую известность. Через два года писатель вернулся в Ленинград, но и потом жил на два дома. Как отметил председатель Союза писателей Петербурга Валерий Попов, Юрий Рытхэу занимал уникальное положение: был представителем своей родной культуры в русской литературе, своего рода связующим звеном. И даже на берегах Невы продолжал жить в своей, чукотской, стихии…
Еще одна грань его деятельности: будучи представителем ЮНЕСКО, в 1970 – 1980‑е годы он руководил Арктическим проектом. В результате был собран исключительный материал по этнографии, культуре и быту народов Арктики.
— Петербург — центр исследования и освоения Арктики, развития культурных и научно-технических связей с арктическими регионами, сохранения самобытной культуры и традиций народов Севера, — подчеркнул на открытии выставки заместитель председателя городского комитета по внешним связям Евгений Кассюра. — И таким он остается благодаря тому, что наш город неизменно отдает дань памяти и уважения людям, внесшим неоценимый вклад в сохранение Арктики.
Читайте также:
В Музее современных искусств имени С. П. Дягилева СПбГУ открылась выставка «35 лет коллекции музея»
В Северной столице открылась выставка Георгия Колосова «Не конец любви»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (7934) от 25.06.2025 под заголовком «По страницам «Дорожного лексикона»».
Комментарии