О стихах и непокорном пророке. В Петербурге появилось новое театральное пространство
Оно родилось в стенах еврейского благотворительного центра «Забота — Хэсэд Авраам» на Большой Разночинной улице. Его так и назвали: Театр на Разночинной.

ФОТО Liam McGarry on Unsplash
Межрегиональная общественная организация социальной поддержки и защиты граждан «Забота — Хэсэд Авраам» — одна из крупнейших общественных благотворительных организаций в России, основанная в 1993 году организациями еврейской общины Петербурга. Ее миссия — дать уверенность членам общины в том, что они получат необходимую помощь и поддержку в нужный момент, а также способствовать доступности социальных услуг для всех жителей Петербурга. Помогать здесь стараются прежде всего людям старшего возраста, инвалидам, малообеспеченным и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. В настоящее время в «Хэсэде» действует 26 благотворительных программ. Ежегодно поддержку получают более 10 тысяч подопечных. А за все время здесь помогли более чем 77 тысячам человек.
При чем же здесь театр?
— Благотворительность, как мы ее понимаем, адресована не только опекаемым, но обществу в целом, и мы относимся к ней так же, как к искусству, ведь и то и другое способствует смягчению нравов и приумножению добра, — ответил на этот вопрос в ходе брифинга в ТАСС директор центра «Хэсэд Авраам» Леонид Колтон. — Мы считаем, что благотворительности без искусства не бывает, более того — сама благотворительность является искусством… Все 30 лет у нас были различные культурные программы. Развиваясь, наша организация пришла к театральному проекту, который мы реализовали вместе со многими творческими людьми Петербурга. За последнее время у нас сложился широкий круг друзей, кому мы так или иначе помогали или кто помогал нам. Они захотели заняться этим и теперь считают этот проект также своим. И это для нас очень дорого.
Афиша на февраль и март у нового театра очень плотная — с самыми разными по содержанию и стилистике спектаклями. В ней, например, серия интеллектуальных стендапов Бориса Павловича о ленинградском неофициальном искусстве начиная с 1930‑х годов («Равновесие с небольшой погрешностью» — о поэтах ОБЭРИУ, ограничение 16+), продолжая 1960 – 1970‑ми («Ленинградская неподцензурная поэзия 60 – 70-х годов XX века», 16+), 1980‑ми («Митьки не хотят никого победить», 18+), вплоть до современности («Как я работал с живыми поэтами: Андрей Родионов и Лев Рубинштейн», 16+).
Почему для открытия площадки выбраны именно обэриуты — Хармс, Заболоцкий, Введенский, Олейников?
— Они изменили каждого человека, который родился или оказался в Ленинграде, даже если люди об этом не догадываются, — говорит актер и режиссер Борис Павлович. — В отличие от своих предшественников — футуристов они не стремились изменить мир или искусство, они догадались, что все в мире не то, чем оно кажется. Единственное, что их занимало, — как жизнь побеждает смерть неизвестным науке способом… Нам кажется, самое время и нам поучиться у них этому секрету.
Павлович признается, что для него большая честь открывать своим спектаклем эту площадку.
— Театры даже в таком городе, как наш, открываются не каждый день и даже не каждый год, — подчеркнул он. — Лицо театра формируется не враз, он обрастает людьми и формирует свой характер постепенно. Надеюсь, этот этап у Театра на Разночинной (или ТНР-театра) будет успешным.
Режиссер и драматург София Дымшиц, чей спектакль «Иона» (16+) прошел 14 и 15 февраля и стал своего рода манифестом нового театра, называет эту премьеру одним из самых комфортных своих выпусков. Само место способствует взаимопониманию актера и зрителя: зал всего на полсотни мест, очень камерная площадка, предполагающая прямой разговор с аудиторией и особое внимание к интонации, жесту и слову.
— «Иона» — это первый спектакль, специально созданный для этой площадки, — поясняет Соня. — Сюжет о пророке Ионе «бьется» с еврейским контекстом, который существует в пространстве «Хэсэд Авраам», но в целом он о философском выборе между предопределенностью и свободой воли. Какие отношения у человека и судьбы? Возможно ли изменить мир и пойти наперекор тому, что уже предначертано? Или, может быть, любое человеческое действие бессмысленно перед лицом катастроф и катаклизмов? Библейская история о непокорном пророке превращается в монолог о том, что делать, когда жизнь, кажется, потеряла смысл…
Следующей премьерой ТНР-театра стал моноспектакль Ульяны Кирпиченко по мотивам известного романа Габриэля Гарсиа Маркеса «Осень патриарха» (16+). На очереди — «Никто» (16+), моноспектакль Ирины Евдокимовой по повести Нины Берберовой «Аккомпаниаторша».
И еще — пьесы, которые можно отнести к еврейской теме: спектакль-концерт «Книга рая» (16+) по повести еврейского писателя Ицика Мангера и спектакль-документ Инны Ароновой «Список 313» (16+). Последний — о том, как 10 мая 1933 года на Оперной площади в Берлине сжигали книги. «Очищение огнем» считалось публичной демонстрацией освобождения германского народа от «антинемецкого духа», в костер летели труды философов, деятелей культуры и искусства, отрепетированное и срежиссированное действо выжигало живое и цензурировало мысли, чувства, восприятие… Но к чему это аутодафе XX века привело его участников?
Читайте также:
Истории «про сегодня». Театр «Суббота» провёл конкурс-фестиваль современной драматургии
Актёры встали на рельсы. В Петербурге на трамвае запустили экскурсию в формате аудиоспектакля
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 30 (7852) от 20.02.2025 под заголовком «О стихах и непокорном пророке».
Комментарии