Жизнь под снос: что происходит на Тележной улице

Тележная улица - печальное зрелище, болезненное. Уголок уходящего города.

Жизнь под снос: что происходит на Тележной улице | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Поблизости - в огромном углу между железнодорожными путями Московского вокзала, Гончарной, Миргородской улицами - уже притаился огромный современный жилой микрорайон. Наличие здесь церкви и краснокирпичной стены по типу кремлевской - лишь детали, которые подчеркивают, что XXI век уже здесь, в центре.

Вот и на Тележной новостройки уже вторглись в историческую застройку. Причем как-то уж очень нахально вторглись. Пока градозащитники боролись за сохранение здешней петербургской классики, в непосредственной близости вырастал жилой VIP-дом, богато декорированный. Ну очень богато. На фасаде под самой крышей - барельеф Георгия-Победоносца, над парадным входом (в бутик) икона благоверного князя Александра Невского (в камне), а над первым этажом длинный ряд маскаронов - каменных лиц. Не какие-нибудь сатиры или амуры, а русские витязи... Все на одно лицо, все с шишаками. И дом тоже - с огромным шишаком.

Честное слово: парочка откровенно новых зданий (современных, но скромных, без кичевых выкрутасов) смотрится здесь гораздо органичнее.

А вот мансарда на доме № 16 удручает и огорчает. Очень уж бесцеремонно нахлобучилась она седьмым этажом на старый облупленный дом, развесилась стеклянными балконами. На брандмауэре еще виден силуэт прежнего профиля дома.

Тележная как историческая ценность - очень небольшая улица. Всего два квартала. А дальше до самого Чернорецкого переулка, до задворок Лавры - сплошные шиномонтажи. Сохранять нечего. Наоборот, хочется вымести всю эту промзону отсюда...

Главное и самое печальное место Тележной - целый квартал пустующих зданий: дома № 21, 23, 25 - 27, 29... Почти расселен и 31. Руины зданий начала XX века.

№ 23 - пятиэтажный красавец красного кирпича. Известен как доходный дом Голике. Сам Роман Романович Голике с супругой проживал на Звенигородской, рядом со своей типографией. А в домик на Тележной вложил, так сказать, свободные средства. По сравнению с этим зданием весь остальной квартал выглядят скромно. Хотя и достойно.

Они строились примерно в одни годы - и вместе были признаны аварийными. Уже в 2008 году город объявил, что квартал будет расселен. Никто и не спорил. К тому времени фасад дома Голике просел, кирпичи «поехали», стена изогнулась. Так что аварийность дома видна уже невооруженным глазом.

И вот уже десять лет городские власти думают, как быть, что делать с расселяемыми зданиями... За десять лет - ни одного конкретного ответа.

В прошлом году несколько вице-губернаторов, посетив Тележную, решили еще раз изучить состояние здешних руин. Изучили. Включили обветшавший квартал в программу «Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга». Что это означает, никто не может объяснить. Ну вроде как сносить не собираются, а как ремонтировать - не знают. А чтобы заполнить пустоту, разрабатывают концепции и разбивают на этапы их будущую реализацию. Так и с Тележной. В прошлом году вроде решили, что надо сохранять фасады.

Нынче - всего несколько дней назад - опять вернулись к вопросу о Тележной. Решили - провести более тщательное обследование конструкций. Из бюджета на это дали 32 миллиона рублей. В октябре, когда строительный комитет составит отчет, наступит время принимать очередное решение. Отчасти оно уже принято, как ни печально об этом говорить. Перед специалистами поставлена задача обмерить здания и разработать проект... их разборки.

А институт генплана Санкт-Петербурга в свою очередь готов представить свои предложения по освоению территории, где по новейшей моде нынешних дней будет оборудовано какое-то общественное пространство.

На мгновение у чиновников появилась идея продать квартал (оптом или в розницу) инвесторам: пусть реконструируют-перестраивают. Идея мелькнула и растаяла. Инвесторы не выстраиваются в очередь за старыми историческими зданиями.

Дом на Миргородской, 14 (совсем рядом, за углом), город выставляет на торги уже второй или даже третий раз - охотников нет. Сейчас уже просят всего 5 с копейками миллионов рублей. За 4-этажное здание. И сразу оговаривают: мол, меньше, чем за 2,6 миллиона, не отдадим. И все равно никому не нужно.

Печально знаменитая улица Розенштейна тоже стоит-разрушается, ждет хозяина, который знает, что делать с ее старыми историческими домами, и имеет много-много денег для сохранения их исторического облика.

А пока в руинах нашли приют бездомные: старые ветхие люди - в старых ветхих домах. Кажется, они одни не боятся существовать в том, что завтра, быть может, исчезнет навсегда. 

Материал был опубликован в газете под № 129 (6238) от 19.07.2018 под заголовком «Жизнь под снос».

#история #город #снос

Комментарии