Только на сайте

Выбор редакционного жюри

Редакционное жюри под руководством генерального директора ОАО «СПВ» Бориса Грумбкова определило среди участников открытой научно-практической конференции школьников «Наследники Ломоносова» авторов лучших эссе на тему Года кино в России. Ниже мы публикуем полный текст отмеченных жюри эссе.

Выбор редакционного жюри | фото Михаила Кистерева

фото Михаила Кистерева

Открытая Научно-практическая конференция школьников
«Наследники Ломоносова»

Конкурс творческих работ – эссе на специальный приз Издательского дома «Санкт-Петербургские ведомости» Году Российского кино посвящается 


ОУ: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №73 «Ломоносовская гимназия»
Выборгского района Санкт-Петербурга


Работу выполнила: Феоктистова Дарья, 11 класс

«Без музыки современный кинематограф
до такой степени потерял бы
свою эмоциональную окраску,
что не завоевал бы и половины
той популярности, что имеет»


Асса

Что такое кино без музыки?.. Представим себе «Иронию судьбы» без знаменитых мелодий, сочиненных М. Л. Таривердиевым, без вечных романсов «Мне нравится, что вы больны не мной» или «Со мною вот что происходит»; представим себе «Бриллиантовую руку» без песни про бедствия на Острове Невезения, которую исполняет Андрей Миронов, или без «Песни про зайцев», так громко игравшей в ресторане «Плакучая ива»... Представим себе «Леона» без трогательной песни Стинга «Shape of my heart» или «В джазе только девушки» без джазовой композиции «I wanna be loved by you», в которой спела Мэрилин Монро... Представим себе все шедевры мирового кино - и отечественного, и зарубежного, - лишенные вдруг песен, романсов, инструментальных мелодий - в общем, лишенные так называемой музыкальной компоненты. Что же останется?.. Неполноценные и неузнаваемые картины, даже при прекрасной игре актеров.

Но если лишить музыки советский кинофильм режиссера С. А. Соловьева «Асса» (1987), то весь смысл, вложенный в эту картину, исчезнет полностью.

Все здесь с помощью музыки, из-за музыки, ради музыки и благодаря музыке. И музыка эта, главным образом, – советский рок. В фильме снимаются практически все значимые фигуры «андеграунда»: Виктор Цой, Георгий Гурьянов, Юрий Каспарян, Игорь Тихомиров (группа «Кино»), Сергей Рыженко, Дмитрий Шумилов, Тимур Новиков, Андрей Крисанов, а в главной роли снялся не менее известный в среде русского рока и Ленинградского рок-клуба Сергей Африка (Бугаев). В фильме фигурируют песни Бориса Гребенщикова, «Кино», Жанны Агузаровой (в составе группы Браво), уже известные широкой публике и снискавшие у нее большую популярность. Понятно, что фильм «Асса» не только тесно связан с особенной средой советского рока, но и несет в себе ее основные идейные и творческие аспекты.

Само название «Асса» родилось из глубин советской «рок-тусовки»: это слово введено было во всеобщее употребление Виктором Цоем. Любителям «Кино» хорошо известна таллинская фотография участников группы, стоящих у надписи «касса» так, чтобы буква «к» была не видна. И Африка (С. Бугаев), тесно общавшийся с «ленинградской рок-тусовкой», предложил это слово в качестве названия фильма. Библейская легенда слова «асса» и рассказывается в начале фильма, а последнюю строчку можно считать особым прологом, ключом ко всему фильму: «Это и было единственное донесенное до нас из тех допотопных времен слово. А вместе с ним передалась кому-то из нас их сила и чистота». Сила и чистота помыслов и чувств – не этими ли качествами наделен главный герой кинофильма?.. Таким образом, С. Соловьеву удалось как нельзя лучше выбрать точку отсчета.

Песня «Здравствуй, мальчик Бананан», которую исполняет Шумилов («исполняет» – слово не очень подходящее для задорной манеры, с какой это было сделано) в самом начале картины, несет в себе несколько идей. Во-первых, так зрителей знакомят с главным героем – Банананом (которого и играет Сергей Бугаев): «И вдруг из трубки вылез маленький мальчонка – не больше спичечной коробки, даже чуть-чуть поменьше». Во-вторых, эта песня рассказывает о жизни Бананана и его друзей - о жизни бедной с материальной точки зрения, но богатой с духовной. Молодые ребята, так весело и непринужденно, жизнерадостно и отчаянно играющие на скудном наборе музыкальных инструментов, часто выступают в скромном ялтинском ресторане и не заботятся ни о том, что им платят сущие копейки, ни о том, что они живут чуть ли не в подвалах, ни о том, что провода для их гитар никуда не годятся. Они умеют видеть в мелочах прекрасное и сами создавать его; они смотрят на мир с непосредственным, детским любопытством и с такой же непосредственной и детской любовью. Их мир создатели фильма противопоставят с миром заплесневевших чиновников, полицейских и прочих людей, которые забывают о своих прямых обязанностях и стремятся подавить в других чувство свободы и осознания своего человеческого достоинства; которые позволяют таким, как Крымов (персонаж, которого играет Станислав Говорухин, не выдуман; в комментариях к фильму приводится краткая биография этого преступника, укравшего у СССР миллионы рублей), здравствовать и проворачивать свои грязные дела… И все дальнейшие эпизоды так или иначе связаны с какой-либо песней.

Образ Крымова прекрасно раскрывается иронической песней «Старик Козлодоев». На корабле, с которого выбросился бывший подельник Крымова Альберт, доведенный им до отчаяния (Крымов хотел вернуть своего «друга» на преступный путь), Бананан поёт «папику»: «Сползает по крыше старик Козлодоев, пронырливый, как коростель». И когда Крымов спрашивает у Бананана, о нем ли эта песня, юноша честно отвечает: «О вас».

Такой же иронический характер носит песня «Мочалкин блюз», которую Бананан со своими друзьями в ресторане исполняет специально для Крымова с Аликой. Как умело и красиво (чего только стоит одна партия Сергея Рыженко на скрипке!) они демонстрируют «папику» его исковерканный мир, в котором есть только отношения «продавец-покупатель»... Бананан открыто издевается над Крымовым, окружая его столик и вытягивая в клоунском парике ироничное «хочу я всех мочалок застебать». Но главное же в этих песнях – предельная честность, которую не боится выказать Бананан такому властному человеку, явно замешанному в каких-то преступных деяниях.

Далеко не последняя (а может, и вовсе первая) тема в «Ассе» – тема любви. Фильм в какой-то степени можно назвать историей одной любви – любви между Банананом и Аликой, молодой девушкой, которая приезжает в Ялту встречать Крымова, которого, как ей кажется, очень любит. Ее знакомство с Банананом происходит как раз тогда, когда юноша с друзьями исполняет «Здравствуй, мальчик Бананан!». Знакомство, которое полностью переворачивает их жизни и ведет их к печальному концу. Но начиналось все не так печально, а наоборот – весело, ярко и по-особенному красиво. Начиналось полушуточной «полупесней» «Иду на ты» – мелодией, которую Бананан с Аликой записывают в театре лилипутов. Именно тогда зритель понимает: встречаются родственные души, у которых много общего. Бананан по пути в театр рассказывает Алике об истории создания «Фауста», а в комнатушке звукозаписи показывает «класснейшую вещь» – драм-машину. С помощью нее они и записывают «Иду на ты» – интересную в своей непосредственности мелодию.

Примечательно то, что ни одного поцелуя Алики и Бананана в картине не будет. Кульминация, для которой так часто используют в киноиндустрии поцелуи, показана здесь опять-таки с помощью музыки - а именно с помощью песни Бориса Гребенщикова «Город золотой». Молодые люди садятся в специальную обзорную кабинку, с которой наблюдают пейзаж зимней Ялты: церкви со светящимися на солнце куполами, обшарпанные стены старых зданий, вечное синее море, голые деревья и клочки снега... Они не произносят ни слова, но в их взгляде самый неискушенный зритель увидит привязанность друг к другу и горечь осознания того, что дорого им обойдутся эти минуты, что они хотят – и не могут быть вместе. Непередаваемый по силе и глубине своей момент!

Медленная, фантастическая песня «ВВС», также придает фильму оттенок непосредственности, интересности и таинственного шарма, как и исторические вставки про гибель Павла Первого (книгу об этом читает Крымов). Кроме того, под монотонные рифы этой песни происходит драка сообщника Крымова, Шурика, с посетителем ресторана; много страшного и странного в этом эпизоде.

В фильме звучит еще одна песня Бориса Гребенщикова «Мы стояли на плоскости». Ее роль – задать неминуемой концовке нужный ритм, предвещая грядущие перемены: ведь должны же произойти перемены в мире, в котором Крымовы убивают тех, кого хотят, в котором расцветает бюрократия и взяточничество? Ее роль – предсказать и обозначить гибель Бананана – гибель того, кто, вероятно, помнил, что говорил Ной в те «допотопные времена»…

Когда всё же главная сюжетная развязка наступила, Алика, убившая Крымова и собирающаяся теперь, очевидно, в тюрьму, ставит у себя в номере кассету, которую ей некогда подарил Бананан на случай, если ей станет «окончательно грустно». Заиграла «Чудесная страна» Жанны Агузаровой и группы Браво. Веселая и задорная песня – но звучит при весьма печальных обстоятельствах. «Чудесная страна» – это своеобразная утопическая концепция, о которой мечтал Бананан, то есть те люди, которые принимали участие в съемках Ассы.

Но настоящей развязкой фильма можно по праву назвать песню «Хочу перемен!», которую исполняет группа Кино (с некоторыми другими музыкантами, снимавшимися в картине). Негр Витя приводит Виктора Цоя в ресторан, чтобы устроить его там, вместо Бананана, играть. На задаваемые ответственной за музыку ресторана женщины Цой отвечает однозначно, нехотя – в очередной раз обозначается социально-нравственный конфликт между «художниками» и «массой», «властью». На вопрос о месте прописки Цой говорит: «Я нигде не живу», а негр Витя добавляет: «Он поэт, он на белом свете живет».

Не дослушав инструкций той женщины, музыканты уходят в зал, где и исполняют песню «Хочу перемен!». Зал, по задумке режиссеров, превращается в московский «Зеленый театр», переполненный людьми, держащими огоньки. Получается так, как говорил Бананан: «Если каждый из нас зажжет по спичке – свет будет на полнеба». Вот оно, начало перемен, начало новой эпохи, которое чувствовали и в которое верили очень многие люди тогда, в конце 80-х. Сразу отмечу, что это относится даже не к СССР, а к нравственному, духовному состоянию русских людей (да и в целом – всего человечества). «Впрочем, все только еще начинается».

Получается, что практически каждый эпизод, каждый персонаж, каждая мысль в «Ассе» передается через музыку и «лишить фильм музыки» равно «лишить фильм смысла».

Итак, из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: кино есть сентенция всего, что достигло в своем развитии человечество; оно гармонично сочетает в себе литературные, музыкальные, театральные, танцевальные, художественные и научные достижения. Но, как и другая система, кино теряет всю свою силу, все свое значение (а, следовательно, и свое признание), как только лишается хоть одного из «составных элементов». Музыка же - один из самых главных и фундаментальных элементов в современном кино; если без каких-либо художественных (то есть связанных с живописью) или танцевальных вставок кино обойдется, то без музыки оно будет походить на Солнечную систему без Солнца.



ОУ: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №505
Красносельского района Санкт-Петербурга


Работу выполнила: Кузнецова Наталья, 10 класс

«Кинематографу подвластно всё,
он может передавать любые оттенки и нюансы
движения человеческой души»

Эльдар Рязанов


В современном обществе кинематограф играет немаловажную роль, позволяя более ярко и детализировано представить любимых героев, их эмоции, действия, различные события, с ними происходящие. По моему мнению, нельзя считать просмотр киноленты лишь способом развлечься и весело провести время, поскольку многие фильмы передают глубокие переживания и сильнейшие чувства, повествуют о всегда актуальных проблемах и помогают задуматься над непростыми философскими вопросами, которые волновали великих мыслителей и до сих пор продолжают волновать многих думающих людей. Поскольку я так считаю, то не могу не согласиться с высказыванием Эльдара Рязанова: «Кинематографу подвластно всё, он может передавать любые оттенки и нюансы движения человеческой души». Гениальные произведения кинематографа действительно способны затрагивать струны человеческой души, показывая зрителю различные оттенки эмоциональных состояний персонажей.

Фильмом, который служит тому доказательством, можно назвать произведение центральной киноиндустрии детских и юношеских фильмов имени М.Горького, снятое по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». О, сколько положительных впечатлений осталось у меня после просмотра киноленты! «Герой нашего времени» — первый в русской литературе психологический роман, поэтому было особенно интересно узнать, сумеют ли создатели фильма раскрыть характер во всех отношениях противоречивого Печорина.

И в книге, и в фильме на первый план выносится анализ личности главного героя, наблюдение за его постепенным духовным развитием. Благодаря великолепной актёрской игре Владимира Ивашова в первой части дилогии «Бэла», мы можем видеть то, как Григорий Александрович Печорин, влюблённый в Бэлу, постепенно утрачивает к ней первоначальный интерес. Молодой человек говорит Максиму Максимычу, что его чувства к девушке всё ещё не прошли, никуда не исчезли, но признаётся: ему скучно с ней, и он собирается отправиться путешествовать куда-нибудь, кроме Европы. Его лицо в тот момент показалось мне осунувшимся, взгляд — совершенно пустым и потухшим, передающим всю его печаль и в целом угнетённое внутреннее состояние. В свои двадцать пять лет Печорин рассуждает, словно утративший желание жить старик, лишившийся с возрастом всех стремлений и мечтаний.

Раненная в спину Казбичем Бэла, роль которой исполняет Сильвия Берова, в бреду зовёт Печорина и умоляет спасти её, непрестанно и безнадёжно спрашивает, почему, почему тот «разлюбил свою джанечку». Сколько боли, скорби и бесконечной вины на лице Печорина в эти моменты... А его смех, вырвавшийся из груди в минуту смерти девушки? Неровный, нервный, сумасшедший, свидетельствующий о болезненности переживаний. Разве думал он, с уверенностью и отчаянием восклицая «ты будешь жить», что Бэла не справится и умрёт?

Я до сих пор отчётливо помню некоторые эпизоды из «Максим Максимыч. Тамань» — второй части дилогии. Я помню то невероятное восхищение, то безудержное счастье, которые отразились на добродушном морщинистом лице Максима Максимыча (актёр Алексей Чернов), когда он узнал о приезде Печорина. Григорий Александрович не спешит встретиться с ним и приветствует его достаточно холодно, проигнорировав приглашающий обняться широкий жест и протянув руку для короткого сухого рукопожатия. Стоит Максиму Максимычу начать вспоминать про жизнь в крепости, про Бэлу, Печорин тут же застывает и старательно отводит опечаленный потускневший взгляд. Ведёт он себя так, поскольку ему слишком больно вспоминать о случившемся, но пожилой человек принимает всё на свой счёт, поражаясь тому, как сильно изменился его знакомый, раз теперь и видеть его не хочет. Неподдельное разочарование овладевает Максимом Максимычем после спешного отъезда Печорина, не пожелавшего задержаться из-за оседающих тяжким грузом на сердце воспоминаний о Бэле.

Вот она — история души человеческой — перед нами на экранах. В кадрах великолепного фильма, снятого по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», нашли своё отражение все чувства и переживания героев произведения. Наблюдая то, как раскрываются разные стороны их личностей, становясь свидетелями того, как Печорин ошибается, теряется, ищет себя в этом мире, мы можем с уверенностью заявить, что кинематографу подвластно всё и что любые движения человеческой души могут быть им запечатлены.



ОУ: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 144
Калининского района Санкт-Петербурга физико-математического профиля

Работу выполнила: Тенишева Елизавета, 10 класс


Уроки кино

Что такое кино? Дословно «кинематограф» – это «записанное движение». Именно такое определение дали данному термину в конце XIX века. Времена менялись, техника развивалась, возможности совершенствовались, и наш интерес к экрану только увеличивался (менялось лишь то, что показывали на экране). Каждый фильм – это отдельная история (или несколько историй), это дверь в другую жизнь, которую может прожить каждый зритель; это дорога, по которой он может пройти вслед за режиссёром. Но в чем же тогда принципиальное отличие кино от любого другого вида искусства? Я могу ответить на этот вопрос так: в универсальности и силе воздействия. В кино, как и в литературе, в музыке, в живописи и т.д., автор всегда ведет диалог со своим зрителем, (слушателем, читателем), пытается передать ему некое послание. Но если литературное произведение – это текст без картинки, живописное полотно – картинка без текста, а музыка – «просто» звук, то «записанное движение» – это в прямом смысле слова «реалити-шоу». Другой вопрос в том, кто автор этого шоу и какие цели он преследует.

В этом смысле очень показателен фильм А.И. Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов», в котором просто и понятно, динамично, с юмором рассказывается, какие именно «уроки» может преподать нам кинематограф. Начало XX века, небольшой городок Дикого Запада, основные занятия жителей которого - пьянство, драки и разврат. И вот там появляется некий мистер Фёст – по сути, настоящий миссионер от кинематографа, который прекрасно понимает потенциал своего божества и, к счастью, является высококультурным и высокогуманным человеком. Его киносеансы творят чудеса – бандиты и пьяницы бросают пить, учатся этикету и начинают новую жизнь с мечтой о прекрасном. Сила воздействия здесь показана очень наглядно: ведь проповеди пастора (а он всё-таки наместник Всевышнего на грешной земле) не имели никакого влияния на его прихожан, в то время как кино мистера Фёста за короткое время вернуло им человеческий облик. К сожалению, на пару дней мистеру Фёсту пришлось уехать, и все его усилия пошли прахом: на его место тут же приехал мистер Секонд, у которого были совсем другие цели. Тишина и спокойствие в городе продолжаются недолго – низкопробные боевики и пошлые ужасы мистера Секонда быстро возвращают местных жителей к прежнему образу жизни.

Таким образом, уроки кино могут быть разные. Оно учит хорошему или плохому; показывает жизнь с разных её сторон или такой, какой она должна быть; оно уводит от действительности в мир грёз и фантастических приключений или, наоборот, погружает в ужасы реальности. Всё зависит от создателя, от той цели, которую он ставит перед собой, приступая к съёмкам картины. Остаётся надеяться, что мистеров Фёстов среди режиссёров и продюсеров всё-таки больше, чем Секондов.  

Не стоит забывать и о документальном кино. Это самый настоящий урок жизни: мы оказываемся в центре событий, а участники действия – такие же люди, как и мы. Мы сплавляемся по горной реке, участвуем в бразильском карнавале, поднимаемся в атаку, взмахиваем дирижерской палочкой перед замершим оркестром, узнаём интересные подробности жизни малоизвестного художника или архитектора, любуемся изделиями народных промыслов – во всё это нас погружает документалистика. Благодаря этому жанру мы и узнаем жизнь такой, как она есть – без прикрас и иносказаний.

В заключение хочется упомянуть фильм «Жизнь прекрасна» режиссёра Роберто Бениньи. Мне кажется, он преподаёт урок, который должно преподавать любое произведение искусства при условии, что оно действительно является таковым: о каких бы печальных или трагических событиях ни шло повествование, в конце всегда должно оставаться светлое чувство. Причём светлое не значит радостное – светлой может быть и печаль. Но должно обязательно сильно-сильно захотеться жить и хоть немного делать эту жизнь лучше. Чтобы вечное требование «хлеба и зрелищ» когда-нибудь превратилось в «хлеба, зрелищ и добрых дел».



ОУ: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №73
«Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга

Работу выполнила: Сафронова Дарья, 10 класс


«Уроки кино»,
или «Как «Мельница» уму-разуму учит»

В мультфильме – мысль,
в сказке – быль...


Учить подростков тяжело, взрослых – еще более, намного проще настроить, будто музыкант свою скрипку, ребенка. Подарив умную мысль, как посадив в благоприятную почву проросшее зернышко, можно наблюдать, как в сердце маленького создания расцветает свой небольшой благоухающий сад.

Но согласитесь со мной, просто бросив что-то сложное ребенку, мы не заметим результата - вряд ли полезная информация начнет химическую реакцию с личными мыслями малыша. Стоит позаботиться о подобающих условиях. И, мне кажется, лучше мультфильмов с этой непростой задачей не справится ничто. Поэтому хотелось бы уделить внимание именно этой отрасли киноиндустрии, а точнее, одной студии, заслужившей своим искусством место в сердцах не только юных, но и взрослых зрителей.

«Мельница» – петербургская киностудия, что приятно втройне. Оживляя сказки, аниматоры обращают чуть жестокие нравы отрицательных персонажей из оригинала в тонкую шутку, оставив детей задорно хихикать над уместным юмором и взахлеб пересказывать родителям сюжет.

      Герои в мультфильмах – отдельная немаловажная тема. Добрые и ласковые красавицы-женушки богатырей показывают истинный характер русской женщины, что и «в горящую избу войдет, и коня на скаку остановит», да еще и мужу подсобит в подходящий момент, а сильные и могучие воины вылезают из сказок и начинают бороться со злодеями страшными, корыстью царскою и черствостью людскою. А как же сказки без простого народа? Старики-бородачи разгуливают по узеньким мощеным улочкам небольших городков, сталкиваясь с поселковыми, полненькими, в золотистых лыковых лаптях старушками, что ведут своих розовощеких красавиц-внучек на выданье к статным молодцам.

Наверное, к этому моменту в голову придет вопрос: причем здесь уроки? Давайте вспомним, что главное в сказках. Мораль, верно. «Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец», – прислушаться к советам народного фольклора стоило бы всем. Но как же малыш, толком еще читать не научившийся, будет узнавать мудрости прошлых поколений? Нужно всего лишь придать образности, ведь даже детям постарше приятней держать в руках книги с иллюстрациями, а если добавить приятные голоса и немного переделать сюжет для самого обычного ребенка – получится живая сказка на экране.

Как сказал однажды известный режиссер Никита Михалков: «Работа над сценарием – это рождение мира путем попытки его сформулировать». И действительно, сценаристы в студии создают волшебный мир, доносят самую полезную информацию для маленького зрителя просто и понятно – знание прошлой истории ненавязчивой вязью сияющей паутинки вклинивается и закрепляется по углам памяти ребенка надолго. Отсюда у малыша появляются и начальные, самые первые ассоциации.

Русь по мультипликациям «Мельницы» – самобытная и богатая страна со своими чудными традициями и добрым и отзывчивым народом, в которой живут могучие молодцы, которые всегда смогут встать на защиту Родины – почти каждый, кто видел хоть одно произведение студии, вспомнит фразу: «Отведай-ка силушки богатырской!». Немаловажную роль в формировании сказочного мира играют и злодеи: Баба-Яга всегда рада напустить хворь на молодцев, Змей-Горыныч пышет огнем во все стороны, а Соловей-Разбойник одной трелью может снести целый полк; не стоит забывать и про напасти вражеские, вроде нашествия татаро-монголов и гнета басурман.

Знания жизни также закладываются мультфильмами – взрослого учит жизнь, как мне кажется, а ребенка – добрые сказки. Любовь и семья неимоверно важны для любого героя, а, раз уж у того все хорошо складывается, почему бы младому поколению и не взять на вооружение эти идеи?

Однако стоит вспомнить, что «Мельница» повествует не только былинные и выдуманные истории. У нашей петербургской студии есть немало современных проектов. «Маша и Медведь» покоряют мир своей искренностью и чистотой - я была немало удивлена и горда, увидев в Италии мультфильм на одном из крупнейших телеканалов и услышав восторженные отзывы римской детворы о том, как живут русские дети. Необычные «Смешарики» учат не только жить в мире с совершенно разными личностями, но и открывают глазам зрителей множество интересных исторических фактов и событий. Не менее значимым и известным является инопланетянин Лунтик из одноименного мультфильма, который умеет дружить и с природой, и с окружающими его существами, даря чудесный пример поведения. Хороший урок гармоничных отношений в многодетной семье дарит мультсериал «Барбоскины», на примере милых собачек дети учатся разрешать споры и беречь друзей. Какой взрослый не остановится со своим ребенком перед экраном, глядя на эту идиллию! Я тоже не являюсь исключением: мне, хоть и выросшей из возраста наивного детства, иногда так приятно отвлечься, попав в живую фантазию, будто на пару волшебных мгновений продолжив кружевную вязь доброй сказки.

Мультипликации достигли своего апогея развития и популярности именно в наш век, ведь сейчас можно наблюдать возникновение «нового фольклора», заключенного в двигающихся картинках. На примере хорошего и доброго, вечного и живого, самобытного и чудесного мультфильма мы передаем хорошие традиции русской культуры следующим поколениям.



ОУ: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 4» г. Малая Вишера

Работу выполнила: Степанова Анна, 10 класс

«Без музыки современный кинематограф
до такой степени потерял бы
свою эмоциональную окраску,
что не завоевал бы и половины
той популярности, что имеет»

     

Музыка – душа фильма

Свою историю Российский кинематограф начинает с конца 19 века, именно тогда французами были привезены в Россию первые фильмы. «Великий немой» сразу покорил сердца зрителей. И всегда в кино присутствовала музыка.

Изучая данную тему, я задалась вопросом, а стал бы кинематограф таким популярным, если бы у него не было музыкального сопровождения? Давайте вернемся к XX веку, к эпохе немого кино. Актер должен был показывать свои чувства, все тонкости сюжета без слов, только жестами и мимикой! Справиться с этой сложнейшей задачей ему помогала музыка. Музыка заменяла диалоги, передавала эмоции героев, заставляла зрителей грустить и радоваться, плакать и смеяться, сочувствовать героям и ненавидеть злодеев.  

Как известно, эпоха звукового кино началась с выхода на экран фильма «Певец джаза» режиссера Алана Кросленда. Может быть, после выхода на экраны звуковых фильмов отпала необходимость в музыкальном сопровождении? Ведь теперь актеры имеют возможность объясняться при помощи слов! Будет ли эмоциональное воздействие фильма так же сильно, если убрать из него музыку? Думаю, фильм многое потеряет! Ведь именно музыка способна дать дополнительную характеристику героям, времени, месту, показать подлинные чувства героев и вызвать ответные эмоции у зрителей.

Вспомним фильм «Свинарка и пастух», музыкальным сопровождением которого занимался Тихон Хренников. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Иосиф Виссарионович Сталин дал распоряжение продолжать съемки фильма. Почему Сталин был так заинтересован в выходе этого фильма на экран? Там не показаны ужасы войны, только в одной из песен герои Владимира Зельдина и Марины Ладыниной произносили такие слова: «И когда наши танки помчатся, мы с тобою пойдем воевать. Для того ль мы нашли свое счастье, чтоб врагу его просто отдать?». Внимая этим словам, сотни тысяч юных мальчишек и взрослых мужчин вступали в ряды Красной Армии, уходили на фронт. Фильм нес в себе такой эмоциональный заряд, что у зрителей поднимался патриотический дух. В сердцах людей рождалось и крепло чувство гордости за свою страну.

Вызванные во время просмотра фильма эмоции – это самая высокая оценка работы постановочной группы, режиссеров, операторов, сценаристов, актеров, музыкальных работников. Нельзя не вспомнить слова замечательного композитора Исаака Осиповича Дунаевского, который говорил: «Я за мелодию говорящую, вызывающую смех, улыбки, слезы, грусть, радость, горе, скорбь, надежду, мрак, просветление». Когда такое воздействие мелодии является всеобщим, значит, цель произведения полностью достигнута».

Обсуждая тему музыки, невозможно не вспомнить замечательный фильм «В бой идут одни старики». Главный герой, которого сыграл Леонид Быков, говорил: «Кто сказал, что нужно бросить песню на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» Действительно, Леонид Быков прав. Музыка – это лекарство для души. Музыка успокаивает, дает силы, поднимает на бой, музыка может без слов рассказать о любви и ненависти, смятении души и готовности отдать свою жизнь во имя высоких идеалов. Когда человек находится в какой-то трудной ситуации, он подбирает мелодию, чтобы залечить душевные раны музыкой.

А если в фильме звучит не песня, а просто фоновая музыка? Чем же она может быть полезна зрителю? На самом деле, музыкальный фон помогает раскрыть смысл происходящих на экране событий. Во время просмотра фильма звучащая мелодия помогает лучше понять героев, готовит зрителей к новым поворотам сюжета.

Из всего ранее перечисленного можно сделать вывод, что кинематограф имеет такую большую популярность благодаря музыкальному сопровождению. Можно иметь самые лучшие костюмы, сценарии, лучших актеров, операторов, но душа зрителя может просто не открыться навстречу тому, что хотели сказать режиссеры. Именно музыка является ключом к душам людей, именно музыка задает особый тон, вызывающий у зрителей собственные мысли, позволяет им более полно проникать в суть картины и глубже задумываться над поставленными авторами жизненными вопросами. Музыка, даря фильмам эмоциональную окраску, помогает кинематографу оставаться популярным!



ОУ: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 418 Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Работу выполнила: Сулоева Анна, 17 лет


«У кино - две функции:
отображать окружающую реальность
и создавать новую»

Зигфрид Кракауэр


2016 год в Российской Федерации объявлен годом Российского кино. В настоящее время каждый человек интересуется кино. А знаете ли вы определение этого слова?

По моему мнению, кино — особый вид современного искусства, в котором раскрывается какой-либо сюжет с помощью записанных движений.

Кинематограф пережил две эпохи – эпоху немого кино и эпоху становления современного кино со звуковыми эффектами.

Сколько же лет исполнится кинематографу в 2016 году? Оказывается, что в этом году кино исполняется 120 лет.

Какую роль играет кино в современном обществе? Кино оказывает очень глубокое влияние на большую часть общества. Оно является невероятным видом искусства, в котором каждый человек найдет какой-то кусочек близкий именно ему.

Существует множество жанров кино, которые относятся к двум основным видам кинематографа. Первый вид – документальное кино. При просмотре документальных фильмов мы можем увидеть отображение окружающей нас реальности.

В документальных фильмах всегда изображают исключительно реальные события и реальных людей. Например, в моей школе на различных уроках учителя активно используют документальные фильмы и отрывки из них.

Мой одноклассник Роман Рудаковский  и педагог-организатор Горохов В. А. самостоятельно сняли документальный фильм «Живая память», в котором ветераны, прошедшие Великую Отечественную войну, рассказывают нам, молодому поколению, о том, какие же трудные были те года. Для того, чтобы снять документальный фильм, одноклассник составил список интересующих молодое поколение вопросов, а потом задавал их перед камерой ветеранам. Этот фильм просмотрела вся школа. Благодаря этому фильму и рассказам ветерано, в мы смогли погрузиться в историю нашей страны и нашего города.

Второй вид кино – художественное кино. В нём события могут быть полностью вымышленными, а могут быть частично. Роли играют актёры, без них не существовало бы кино, они активно влияют на сюжет происходящих событий. Благодаря художественным фильмам, мы перемещаемся в новую реальность, неизвестную нам.

Такое перемещение позволяют совершить современные технологии в кинематографе. Именно они позволяют сделать кинематографическую реальность исключительно яркой и реалистичной.

В сентябре 2015 года я была волонтером на Фестивале духовно-нравственного кино памяти Иоанна Кронштадтского, который проводился в Кронштадте. На нём мне посчастливилось пообщаться с молодыми режиссерами, сценаристами и актёрами, а также с Иваном Ивановичем Краско и Анастасией Мельниковой . В ходе проведения фестиваля мной было просмотрено несколько фильмов и мультипликационных картин. На меня большое впечатление произвёл фильм «Лука», одним из актеров в нём был Сергей Безруков. При просмотре я полностью погрузилась в ту реальность, которая была в данном фильме.

Я поняла функции кино и согласна с Зигфридом Кракауэром: у кино – две функции: отображать окружающую реальность и создавать новую.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 069 (5686) от 20.04.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?
23 Мая 2018

Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Прощайте, Даниил Александрович
06 Июля 2017

Прощайте, Даниил Александрович

В ночь на 5 июля в Петербурге на 99-м году жизни скончался писатель Даниил Гранин.

Юность, красота и успех
06 Июля 2017

Юность, красота и успех

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

Спектральный анализ по сходной цене
15 Июня 2017

Спектральный анализ по сходной цене

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ — исчезло.

Муринский прокол
15 Июня 2017

Муринский прокол

Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени

Уйти достойно
31 Мая 2017

Уйти достойно

Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов

Экологическая «прививка»
29 Мая 2017

Экологическая «прививка»

В Петербурге завершился VIII Невский международный экологический конгресс, организаторами которого выступили Межпарламентская ассамблея (МПА) стран - участниц СНГ и Минприроды РФ.

Уберут ли Uber?
23 Мая 2017

Уберут ли Uber?

На сегодня сервис заказа такси Uber работает почти в 400 городах и 68 странах мира. На него с удовольствием переходят потребители...

Метро на вырост
18 Мая 2017

Метро на вырост

Конечная станция Ф-2 - второй очереди Фрунзенского радиуса - в 70-процентной степени готовности.

Ладожский клин
12 Мая 2017

Ладожский клин

Одно из мероприятий в преддверии празднования 90-летия Ленобласти получится грустным. Тональность международной конференции по Ладоге, которая открылась сегодня в Москве и собрала многих видных учены...

Детство кончилось
10 Мая 2017

Детство кончилось

Парадоксально, но затормозить развитие некоторых детей можно, впихнув их в группу сверхраннего развития.

Военные архивы
03 Мая 2017

Военные архивы

Где хранятся документы о военных и участниках Великой Отечественной войны