Главная городская газета

Влететь в «черный список» теперь можно за курение на борту авиалайнера

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Как вытащить «девицу» из ее «темницы»?

Посеять морковку - дело недолгое. А вот процесс выращивания зачастую сопряжен с проблемами. Как их избежать, рассказывает автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Садовый эстет с вредным характером

Этот жук похож на майского, цветом «зеленый металлик». И название у него приятное - бронзовка золотистая. Правда характер оставляет желать лучшего. Читать полностью

Три уровня заботы для цветущего сада

Как сохранить домашний сад здоровым? Легко - стоит лишь постоянно соблюдать 3 важных условия. Читать полностью

Цветник своими руками

Хотите красивый цветник с долговечной композицией? Автор «СПб ведомостей» рассказывает, как воплотить эту мечту в жизнь. Читать полностью

Петербург представил облик современной библиотеки

В северной столице состоялся архитектурный конкурс «Арт-резиденция». Первое место было по праву присуждено самому достойному. Читать полностью

Музея нет, но копий сломано немало

Продолжаются споры вокруг нового музея на Смольной набережной. В сути вопроса постарались разобраться «СПб ведомости». Читать полностью
Влететь в «черный список» теперь можно за курение на борту авиалайнера | Фото: StockSnap /Pixabay

Фото: StockSnap /Pixabay

За последнее время в стране зафиксировано сразу несколько случаев, когда по причине курения на борту воздушного судна его командир принимал решение о посадке самолета в промежуточном пункте. Но ни вероятность снятия с рейса, ни действующий размер штрафа за подобное нарушение не останавливает приверженцев вредной привычки.

Перечислять можно долго. Так, 24 апреля летевший из Ростова-на-Дону в Петербург самолет совершил вынужденную посадку в московском «Внуково», поскольку 54-летний пассажир закурил в туалете самолета. После приземления его задержали и доставили в дежурную часть полиции, где составили соответствующий административный протокол. 26 апреля лайнер, летевший из Москвы в Челябинск, совершил вынужденную посадку в Казани из-за курящего на борту 33-летнего мужчины: он был снят с рейса и доставлен в полицию. А 6 мая еще один курильщик «тормознул» рейс Москва - Улан-Удэ: 26-летнего пассажира высадили в Екатеринбурге. Всего же за последний год в РФ зафиксировано больше 30 подобных инцидентов.

Как вы думаете, что сейчас «светит» пассажиру, который подвергает риску всех, кто летит вместе с ним? Курение на борту самолета в России запрещено на уровне федерального законодательства: в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП), за это нарушитель должен заплатить штраф от 500 до 1,5 тыс. рублей. А практически единственной авиакомпанией, которая относится к курению на борту крайне жестко и в случае обнаружения курильщиков сажает лайнеры в ближайшем аэропорту, остается низкобюджетная «Победа». Однако ее попытка создать судебный прецедент и гарантировать нарушителю большие материальные неприятности из-за пристрастия к табаку пока не увенчалась полным успехом.

Стоит напомнить: первый случай, когда из-за курения на борту в России посадили авиалайнер, произошел 21 июля 2017 года. А уже в декабре Тосненский районный суд Ленобласти удовлетворил иск авиакомпании и оштрафовал на 190 тыс. рублей пассажира рейса DP-505 Махачкала - Петербург Марата Халилова, из-за которого Boeing 737-800 вынужденно сел в московском аэропорту «Внуково». Однако 12 апреля 2018 года Ленинградский областной суд отменил это судебное решение, посчитав, что курение тайком в туалете самолета не могло привести к трагедии.

Аргументируя позицию защиты, адвокат Марата Халилова Олег Малков настаивал на том, что «оснований для вынужденной посадки самолета в этом случае не было». Как ни странно, но предметом разбирательства в суде апелляционной инстанции стал вопрос не о том, можно или нельзя курить в самолете, а о способности технических систем Boeing 737-800 обеспечить безопасность пассажиров даже в том случае, если факт курения зафиксирован. И если представители перевозчика настаивали, что курение запросто может привести к пожару на борту, адвокат утверждал: современный самолет настолько хорошо оснащен системами предупреждения о пожаре, что выкуренная на борту сигарета не может стать причиной авиакатастрофы. Дошло до того, что и сам факт курения Марата Халилова, зафиксированный в показаниях сотрудников перевозчика, стал подвергаться сомнению.

Неожиданно проиграв апелляцию, авиаперевозчик намерен отстаивать свою правоту в суде более высокой инстанции: кассационная жалоба на решение может быть подана в течение шести месяцев.

Что касается истории вопроса, впервые полный запрет на курение на борту самолетов был введен в США в 1988 году. В нашей стране с 1986 года запретили курить на коротких (до 3 часов) рейсах, а полный запрет был введен в начале 2000-х: в 2002-м «Аэрофлот» запретил курение на маршрутах любой длительности. Как показывают опросы, даже курильщики выступают за такую меру.

Ловят ли воздушных курильщиков за руку? Знакомый бортпроводник на условиях конфиденциальности сообщил, что на рейсах из Петербурга в Среднюю Азию или на Кавказ такие случаи бывают регулярно. «По крайней мере раз в две недели я узнаю о том, что кто-то из пассажиров на этих рейсах закурил, - говорит он. - Причем ни многократные предупреждения о запрете курения на борту, ни даже вероятность штрафа не действуют. Аргумент у нарушителей, как правило, железный: «Если я чуть-чуть покурю - ничего не будет». В действительности, если окурок не погашен и попадет в урну с бумагой, к примеру, вероятность пожара в самолете многократно возрастает. Причем специалисты утверждают, что сгорает лайнер в воздухе всего... за 2 минуты.

Почему не все случаи курения на борту становятся достоянием гласности и ведут хотя бы к минимальному наказанию? Специалисты признаются: дело это хлопотное, поскольку закурившего пассажира надо сначала предупредить устно, а затем составить письменный акт, который должна подписать вся бригада бортпроводников и командир воздушного суда. «С учетом бюрократических нюансов и больших потерь во времени, связанных с промежуточной посадкой, нередко курильщиков-нарушителей «прощают», лишь пригрозив им полицией», - признается бортпроводник.

Единственной действенной мерой против них можно считать введенные с 4 июня 2018 года изменения в Воздушный кодекс РФ. Благодаря им перевозчики получили право вносить деструктивных пассажиров, нарушающих ст. 11.17 КоАП РФ, в «черные списки», дающие возможность отказывать им в полете. Основанием для попадания в них наряду с другими причинами является и курение на борту самолета. Один раз закурив, можно на год лишиться права летать.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook