В сетях «Золотого тельца»

Пресс-конференция, посвященная результатам эксперимента независимой журналистки Дарьи Варновской, которая внедрилась в петербургскую саентологическую структуру и проработала в ней около полутора лет, собрала в стенах Интерфакса обширную аудиторию. Заявленная тема: «Теневые миллиарды российских саентологов: как американская секта подрывает экономику нашего государства». Коллеги слушали Дарью, затаив дыхание.

В сетях «Золотого тельца» | Фото Григория СЫСОЕВА/ТАСС

Фото Григория СЫСОЕВА/ТАСС

Ведь саентология (дианетика) - очень скользкий и мало кому по-настоящему известный предмет. Разве только ее адептам... Но они видят ситуацию далекой от реальности, так что судить по их отзывам или по содержанию десятков позитивнейших рекламных сайтов в Интернете о дианетике не стоит. Для этого нужны реальные факты.

- Исследование деятельности организации, которая имеет дурную славу, я начала в апреле 2015 года, - рассказала Дарья Варновская. - Чтобы понять, как устроена работа изнутри, я устроилась в саентологическую организацию в Петербурге штатным сотрудником (не под своей фамилией, разумеется). Там никто о моих истинных намерениях не знал. Уже через полгода я поняла: церковь саентологов - это не религиозная, а коммерческая организация. Причем кроме незаконной коммерческой деятельности она занимается еще и сбором данных, а также эксплуатацией сотрудников, применяя для этого определенные психотехнологии. Адепты оказываются в жесткой психологической зависимости от своей церкви.

По словам Дарьи, причастные к саентологии люди делятся на две категории - публика, то есть клиенты, которые покупают услуги, и штатные сотрудники, предоставляющие эти услуги. Сама девушка за полтора года успела поработать на двух должностях: этик-офицера и регистратора.

Так называемая система этики и правосудия - это правовая система внутри организации, занимающаяся устранением инакомыслия и следящая за тем, чтобы каждый сотрудник выполнял и перевыполнял свой недельный план, пояснила Варновская. Плохо работающих отправляют в «сектор этики», где будут искать «контрнамерения», т. е. выявлять предательские мысли. Этот сектор может созывать комитет по расследованию и проводить этический суд, на котором решится вопрос о дисциплинарных взысканиях.

- Чтобы завершить свое обучение как этик-офицера, мне нужно было поехать в Копенгаген и пройти там курс по «определению врагов». Но я не могла раскрыть свои настоящие данные, предъявив загранпаспорт. Поэтому я перешла работать регистратором - то есть менеджером по продаже саентологических услуг.

Саентология - это религия современного капиталистического мира, уверена Дарья:

- Если кому здесь и молятся, то, скорее всего, золотому тельцу. Тут вы будете слышать слова «деньги, технологии», но не «создатель» или «божественная сила». Саентологи говорят: наша церковь может сделать человека успешным, богатым и здоровым, но для этого ему надо двигаться по «мосту» к полной «свободе» - фундаментальное понятие в саентологии.

Мост - это последовательность ступеней, на каждой из которых человеку предоставляют определенную услугу. Проходя этап за этапом, он повышает свой уровень и доходит до состояния «клира». «Очищается» и «освобождается» он, покупая пакеты одитинга («аудитинг»). Это процедура, при которой клиент сидит напротив специально обученного человека (одитора) и отвечает на его вопросы, подробнейшим образом рассказывая обо всех инцидентах в своей жизни - до мельчайших интимных подробностей. 12 часов таких занятий стоит 62,5 тыс. рублей. Чтобы стать «клиром», надо пройти не менее 16 пакетов, а это уже 1 млн рублей. Впрочем, и миллионом дело не ограничится, ведь после «клира» открываются новые уровни. Желающие достичь их адепты должны обращаться уже в международную организацию саентологов и проходить одитинг в Дании или Америке.

Кроме того, регистратор продает «уникальные коллекции книг» (некоторые из саентологических материалов признаны экстремистскими и занесены в федеральный список экстремистских материалов. - Прим. ред.), и тоже за немалые деньги. Схема работы такая же, как при других «активных продажах»: надо звонить, писать сообщения, вести личные беседы. С регистраторами проводят тренинги, учат, как работать с клиентом, чтобы тот «не сорвался с крючка» и купил услугу, моделируют ситуации общения. Нередко адептами становятся малообеспеченные люди из регионов России, не умеющие отличить манипулятивные вещи от нормального саморазвития.

Вот пример тренировочного диалога, приведенный журналисткой:

- Приезжайте на одитинг.

- Я в другом городе, нет ни времени, ни денег.

- Поэтому и нет ничего! Начнете заниматься - все появится. А деньги можно взять в долг...

На следующий день опять звонят:

- Вы подумали, у кого взять в долг?

И в итоге добиваются своего.

Дарья рассказывает о диких жизненных ситуациях, в которые себя загоняют люди под давлением «братьев по разуму», то есть по церкви.

- Я общалась с парнем, у которого долг был уже 1 млн рублей, в том числе и из-за саентологии. Так его еще убедили купить «уникальную коллекцию книг» стоимостью 200 тыс. рублей... Старику предложили программу очищения стоимостью 62,5 тысячи, обещая, что после курса его здоровье обязательно улучшится. Другого небогатого адепта убедили расстаться с деньгами, отложенными на учебу дочке. Регистратор заверила:

- Вы отдаете нам эти деньги, а дочку определяете к нам как штатного сотрудника. Она и без высшего образования будет счастлива, и у нее все будет!

Людей уговаривают брать кредиты, внушая: «Так вы инвестируете в свое развитие, станете более эффективным - проще отдадите долг!». В итоге клиенты подписываются на второй и третий кредиты... Никого судьба конкретного человека не интересует.

- Самое удивительное, что адепты искренне верят, что занимаются великим делом, потому что их предварительно обрабатывают, используя различные психотехнологии, - рассказывает Дарья. - Человеку внушают, что он занимается благородным делом, что он избранный, а окружающий мир враждебен. Плохие люди, не согласные с саентологией, это «подавляющие личности», враги, наносящие вред всей цивилизации. Это прежде всего психологи, журналисты, налоговики и вообще представители силовых структур. А спасут мир лишь саентологи, и это их своеобразный «крестовый поход».

Одна из используемых в церкви психотехнологий - изменение языка, введение новых слов и вкладывание новых понятий в известные. Это распространенный признак тоталитарных сект. Ведь заставишь человека иначе говорить - он будет иначе и думать, поясняет Дарья Варновская, культуролог по образованию.

- В офисе перед работой проводятся психотренинги. Например, человека заставляют подойти к стене при помощи физического контакта (один кричит и упирается, а другой тащит его). Такие упражнения делают из сотрудника отличного тренированного солдата, готового выполнять указания. При помощи специальных процедур их с утра доводят до «состояния энтузиазма» - заставляют обниматься, бегать от стены к стене, чтобы «разогреть» для плодотворного дня. Кстати, в «неделю стопроцентных продаж» что-то продать должен каждый сотрудник офиса, независимо от круга его обычных обязанностей. Зарабатывают они, кстати, крохи: за 12 часов работы пять дней в неделю (шестой - с 10.00 до 18.00) стажер получает 4 тыс. рублей в месяц, опытный кадр - 10 - 12 тысяч. При этом валовый недельный доход от продажи одитинга у саентологической церкви в Петербурге - 3 - 4 млн рублей, иногда до 5 млн (сюда не входят пожертвования на содержание здания). Но Международное управление саентологов ставит для своей петербургской церкви более высокую планку - зарабатывать по 6 млн рублей в неделю. И об этом сотрудникам твердят на ежедневных собраниях. План у каждого, не справился - в секцию этики или на допобучение жестким продажам.

Небольшая часть получаемых средств идет на аренду бизнес-центра в одном из районов и тестового центра, где вербуют новых адептов. Основная же отправляется за рубеж в международное управление организации.

Это мощная финансовая система с жестким и, частично, сетевым маркетингом, утверждает Варновская. У саентологов в ходу аббревиатура ВНС - внештатный сотрудник. Это клиент, который приводит других клиентов.

По мнению журналистки, саентологическая церковь ведет незаконную коммерческую деятельность, но, чтобы не платить налоги, она называет себя религиозной организацией. Вся ее деятельность - бухгалтерия, связи с общественностью, маркетинг и т. д. - базируется на так называемых инструктивных письмах, якобы принадлежащих перу основоположника движения Рона Хаббарда (во всех помещениях его портреты, которым на внутренних мероприятиях принято аплодировать).

Дарья пояснила, почему она считает церковь саентологов угрозой для безопасности страны:

- На одитинге человек рассказывает все-все о себе - проступки, деятельность, сексуальные подробности. Одитора интересует не внутренняя жизнь адепта, а именно факты жизни. На каждого клиента собирается досье - так называемая папка предклира. Все данные хранятся в офисе, а кроме того, они доступны международному правлению, находящемуся в Лос-Анджелесе. Покупая саентологическую услугу, человек подписывает бумагу, что он не против того, чтобы его данные обрабатывались и были доступны другим подразделениям.

При этом саентологи стараются привлекать в свои ряды крупных бизнесменов, людей, имеющих отношение к политике, госслужбе. Я лично не единожды наблюдала обсуждение этой темы. Таких людей влечет к дианетике своеобразный нарциссизм - ощущение избранности, они готовы отдать любые деньги, чтобы оказаться на вершине «моста полной свободы». Кстати, доклады о врагах саентологии (их определяет система этики и правосудия) также переводятся на английский язык и отправляются в США. Я лично переводила такие тексты...

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Никита ДОЛГАРЕВ, руководитель Центра психологической безопасности:

- На посулы богатства и успеха клюют люди, у которых поверхностное представление о ценности жизни - богатство, успех, власть. Саентология спекулирует на этих представлениях. Психологи отмечают деструктивное влияние применяемых в этой церкви технологий на психику человека. Их практики ведут лишь к долгам, бедности и зависимости, а не к успеху.

Георгий ИОФФЕ, председатель миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии, протоиерей:

- В 2014 г. в Петербурге проходила международная конференция, основной доклад назывался «Саентология - культ жадности и власти».

Подсчитано: чтобы погрузиться в саентологию, нужно освоить около 20 тыс. новых слов. Это полное перепрограммирование сознания! Технологии саентологов работают только внутри организации. Они искусственны, придуманы, чтобы выкачивать деньги и подчинять людей.

Версия о сборе информации через церковь саентологии выглядит правдоподобно. До середины 1980-х гг. правительство США противодействовало саентологам, потом резко прекратило. Можно предположить появление каких-то взаимовыгодных негласных договоренностей с разведслужбами... Сейчас в США эта церковь пользуется всеми преференциями, которые предоставляются религиозным организациям. В Германии в ряде земель саентология взята под гласный контроль полиции. Когда во Франции она была лишена статуса религиозной организации и переведена в разряд коммерческих (пришлось платить налоги), саентологи оттуда убрались. В Британии и Франции их деятельность открыто названа мошеннической.

Аркадий СЕВЕРЮХИН, ректор Санкт-Петербургского православного института религиоведения и церковных искусств:

- Секты существовали всегда. Но новые религиозные движения в XX - XXI веках обрели иную окраску и возможности благодаря Интернету, ТВ и другим технологиям. Если в сознании верующего Бог есть абсолютное добро, то и к миру он относится с добром. Если у него ущербное представление о благе, то и к миру отношение другое. Саентология - ущербная система ценностей. Для Петербурга это социально страшное явление, свидетельствующее о духовном вакууме у многих людей...

Но запретительные меры не всегда эффективны, даже если речь идет о деструктивной секте. Вот «Свидетели Иеговы» - явно деструктивная организация. Но запрети их - уйдут по квартирам. Нам надо согласованно работать против этого нового опасного религиозного движения - убеждением. Государство должно проводить политику попечения о людях и душах. Профилактика означает - больше информации, гласность, духовное просвещение.

Чтобы люди понимали, что такое православие и что такое секта.

Александр КОРЕЛОВ, председатель юридического комитета при Российской ассоциации центров изучения религий и сект:

- Как адвокат, я на протяжении 15 лет занимался оказанием помощи тем, кто пострадал от деятельности различных сект и деструктивных организаций, в том числе и жертвам саентологов. Эта церковь объединяет огромное количество разных структур: некоммерческие и коммерческие организации, рекрутинговые, риелторские агентства... Среди ее адептов - лица, занимающие высокие посты в разных организациях, на предприятиях и в вузах, но при этом главной своей целью считающие служение идеалам саентологии.

Ко мне почти одновременно обратились несколько человек, обманутых этой структурой в сфере жилищного строительства, - москвичи и петербуржцы. И столичные, и питерские дела организованы саентологами практически под копирку. В Москве уголовное дело завершено в суде первой инстанции, вынесен обвинительный приговор. В Петербурге одно из дел сейчас слушается в суде, о судьбе других мне пока ничего не известно. Знаю только, что их немало.

Мы можем говорить, что эта деятельность велась с широким размахом, и ущерб исчисляется миллиардами рублей.

Однако запрета на деятельность данной религиозной организации в целом в России не существует. Есть лишь вступившее в силу решение Московского городского суда о ликвидации московской церкви саентологов и ряд аналогичных региональных решений. Нам нужны серьезные изменения в законодательстве РФ, в том числе и касающиеся охраны психического здоровья граждан. Пока эту проблему не решило ни одно государство в мире.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (5813) от 20.10.2016.


Комментарии