Уважаемый, как стать мигрантом?

Сегодня в России, по разным оценкам, от 12 до 17 миллионов гастарбайтеров. Несмотря на постоянно усложняющиеся требования и процедуры, выстроить систему, которая бы обеспечила процессу их адаптации прозрачность и хотя бы более-менее точную исчисляемость, пока не удается. В регионах, где эта проблема наиболее остра (и в первую очередь в Петербурге), немалые надежды власти возлагают на подписанный президентом закон, заменяющий квотирование трудовых мигрантов патентной системой. Официально он вступит в силу с 1 января 2015 года.

Уважаемый, как стать мигрантом? | ФОТО Дениса Медведева

ФОТО Дениса Медведева

Эта система унифицирует как сам процесс обретения мигрантом законного статуса на территории РФ, так и документ, подтверждающий такой статус. Как заявляли ранее разработчики документа, он фактически означает новую систему осуществления иммиграционной политики.

Совершенно очевидно, что главная проблема современной трудовой миграции кроется не в недостаточно строгих законах, а в том, что вне правового поля: это коррупция и в немалой степени теневой характер рынка иностранного труда. Серьезную роль в криминализации ситуации и усилении бесправия мигрантов играют посредники между приезжими и работодателями (в этой мутной деятельности, кстати, нередко заняты соплеменники гастарбайтеров). Эти «благодетели» обеспечивали непрерывность притока трудовых ресурсов из своих стран, резервировали под собственный посреднический бизнес квоты, превращая их в товар, «брали на себя» все «хлопоты» по легализации вновь прибывших, нередко продавая им липовые разрешительные документы и медполисы...

С 2015 года намеревающийся поработать в России иностранец, прибывший в РФ в безвизовом порядке, обязан заявить о своих планах сразу же при въезде в нашу страну – указав в миграционной карте целью визита работу (без этого о получении патента даже речи не может идти). За документом он должен сам обратиться в органы ФМС в течение 30 суток с момента въезда – у тех, кто опоздает, заявления не примут.

Требования к кандидату в гастарбайтеры едины для всей страны, весьма строги и не подлежат пересмотру. Это владение русским языком (подтверждается сертификатом о сдаче экзамена), регистрация по месту пребывания (штамп), подтверждение уплаты налога на доходы физлиц (квитанция об оплате стоимости патента), отсутствие опасных для окружающих инфекционных заболеваний, ВИЧ и наркомании (медосмотр), добровольное медицинское страхование (действующий в России полис ДМС на весь срок действия патента).

Гастарбайтеров будут вносить в специальный реестр, фотографировать, снимать у них отпечатки пальцев, проверять на судимость. Немаловажно, что все реестры по отдельности и вместе будут вестись в электронном формате, а значит, подлинность любой выданной бумаги – будь то «языковой» сертификат, медсправка или собственно патент – в любой момент можно проверить.

Патент будет выдаваться на срок от одного до двенадцати месяцев, при необходимости продлеваться на период от месяца (в общей сложности не более года). После чего его нужно переоформлять, причем выезжать из страны при этом не потребуется. Максимальный срок пребывания мигранта на территории России составит три года (за это время придется дважды переоформлять свой патент). За нарушения при оформлении патента мигрантом устанавливается административная ответственность – штраф 5 – 7 тыс. рублей и выдворение.

Предусмотрена и ответственность для работодателя, привлекающего к труду иностранцев без патентов. При этом на него возложена обязанность в трехдневный срок уведомлять местную миграционную службу о заключении или расторжении договора с гастарбайтером. Для законопослушного руководителя это означает дополнительные хлопоты, но и плюсы очевидны: принесенный работником патент гарантирует законность договора, не требует проверять наличия пакета документов и заранее в административном порядке доказывать необходимость привлечения иностранной рабсилы, как это было при прежней системе квотирования.

Любопытно, что, отменяя квотирование, власть тем не менее оставляет за собой право приостановить выдачу патентов на какое-то время, исходя из ситуации на местном рынке труда. То есть фактически переводя регулирование потоков трудовых мигрантов на уровень субъектов РФ.

На недавнем заседании Совета безопасности России президент Владимир Путин недвусмысленно высказался за усиление контроля за соблюдением правил пребывания мигрантов в России, назвав незаконную миграцию питательной средой для преступности, межэтнической напряженности и экстремизма. «Необходимо усилить контроль за выполнением правил пребывания мигрантов в России, на деле заниматься их социальной и культурной адаптацией, защитой трудовых и других прав», – заявил президент.

В свете этой политики новая система патентов выглядит достаточно стройной и логичной: новые требования становятся жестким фильтром, который не преодолеть так называемой некачественной волне миграции – гастарбайтерам, не говорящим по-русски, не ориентирующимся в российской действительности, нездоровым и с криминальным прошлым. Очевидно, что поднялся и финансовый порог миграции. Цена патента в Петербурге – 3 тысячи рублей в месяц. Плюс – стоимость подготовки к экзамену и тестирования...

И еще. Успеет ли среднестатистический приезжий из Средней Азии или, к примеру, Китая (а на китайцах держится немалая часть строительства и сельского хозяйства востока страны) за 30 дней с момента пересечения границы РФ подготовить все требуемые справки и сертификаты, пройти медосмотр, выучиться и благополучно сдать экзамен по языку, праву и истории России? И почему серьезность грядущих перемен до сих пор не подхлестнула гастарбайтеров (бесплатные курсы русского языка, открытые во всех районах Петербурга, признаются в Смольном, по-прежнему не востребованы)? Число желающих оформить разрешение на работу по старым правилам (а такое будет действительно ровно год, то есть до конца 2015-го) также в последнее время нисколько не возросло. Почему?

На последний вопрос напрашивается два ответа: либо приезжающий в нашу страну на заработки иностранный народ не воспринял эти перемены всерьез, понадеявшись, вопреки национальному менталитету, на русский авось. Либо – и это кажется более вероятным – предполагает найти другой путь, помимо легализации...


КСТАТИ

В 2014 году иностранцам в России было оформлено около 1 млн разрешений на работу, выдано свыше 2 млн патентов для работы у физических лиц. По оценкам экспертов, на нелегальном и полулегальном положении в РФ пребывают, осуществляя трудовую деятельность, около 4 млн граждан иных государств.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233(5359) от 11.12.2014.


Комментарии