У каждого поколения свой Ленин

В музее «Невская застава» (Ново-Александровская ул., 23, возле станции метро «Пролетарская») открылась выставка «Метаморфозы», посвященная тому, как на протяжении почти века менялся образ Ленина. Любопытно, что куратор проекта искусствовед Алина Зоря, замдиректора музея по научной работе, - представитель поколения, выросшего в постсоветское время, когда господствовала антиленинская идеология. Сейчас страсти по поводу вождя вроде бы утихли.

У каждого поколения свой Ленин | Посетители застывают в недоумении: слишком уж вольно современные мастера искусств трактуют привычный образ. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Посетители застывают в недоумении: слишком уж вольно современные мастера искусств трактуют привычный образ. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

- Мое отношение к Ленину нейтральное, - говорит Алина Зоря. - Для меня он ни гений, ни злодей. Просто символ ушедшей эпохи. Поэтому к памятникам Ильичу я отношусь совершенно спокойно: на мой взгляд, они имеют такое же право на существование, как монументы Петру I или Екатерине II. Каждый - символ своего времени. Поэтому снос памятников Ленину я считаю вандализмом...

По словам куратора выставки, «Метаморфозы» вне идеологии. Главная задача - показать, как трансформировался образ вождя. У Невского завода на нынешнем проспекте Обуховской Обороны в 1926 году появился самый первый в нашем городе памятник Ленину. Его автор Матвей Харламов сам дважды видел Ильича и изобразил его без лишней монументальности.

- Первые годы после смерти Ленина его образ в искусстве еще не «забронзовел», - говорит Алина Зоря. - А затем изображение Ильича становится своего рода советской иконой, и невысокий коренастый человек превращается едва ли не в свою противоположность. Мы внимательно анализировали: меняются прическа, формы бороды, носа и даже... размер ушей.

На выставке есть растиражированная статуэтка «Ленин в молодости», выполненная к столетию со дня его рождения.

- Посетители изумляются: «Разве это Ленин? Это же какой-то Чехов!». Действительно, длинноногий мужчина в зауженных брюках по современной моде, да и черты лица совершенно не соответствуют тому, как изображали Ильича в 1920-х годах, - замечает куратор проекта.

Среди экспонатов - коллекция бывшей жительницы Невского района Алисы Большаковой, которая в 1970 году, к столетнему юбилею со дня рождения Ленина, решила собрать сто значков с его изображением. Вовсе не по какому-то заданию - по зову души. Коллекция ей и сегодня настолько дорога, что она не смогла расстаться с ней - передала в музей только на время выставки.

Ее устроителям особенно интересно, как образ вождя отражался в восприятии обычных людей. И прежде всего - детей. Могу судить по себе: для моего поколения, чье детство пришлось на 1980-е годы, кинофильмы, книжки, музеи и экскурсии формировали идеальный образ Ленина как гения всего мира и «самого человечного человека».

На выставке есть портрет Ильича, который с ювелирной точностью собрал из кусочков дерева разного цвета шестиклассник - опять-таки по личному порыву. И получилось настоящее произведение искусства! Другой экспонат: третьеклассник 331-й школы Невского района Миша Клюквин вышил портрет Ленина крестиком - естественно, на фоне кумача. Было это в 1959 году, и его работа украсила тогда школьный уголок, посвященный Ильичу. Ныне Михаил Клюквин, ученый-физик, вспоминает о том эпизоде с легкой иронией...

Многим памятно, как в одночасье знак плюс сменился минусом. На смену прежнему почитанию пришли отрицание, ирония и насмешка. Перевернули все, чему раньше умилялись: и то, что на зайцев охотился, и то, что детей любил... Чего стоила одна лишь телемистификация-розыгрыш 1991 года «Ленин-гриб»! Напомним, ее авторы Сергей Курехин и Сергей Шолохов утверждали, будто бы Ильич употреблял галлюциногенные грибы и... в результате сам превратился в гриб.

- И сегодня для кого-то Ленин - прикольный персонаж, - считает Алина Зоря. - Модные художники надевают на него смешные шапочки, и он становится иконой поп-культуры.

К примеру, на выставке есть несколько произведений уличного и галерейного художника Ивана Тузова. Его Ильич напоминает героя компьютерных игр. Вот он с Крупской присел на скамеечку, а вот - поет под гитару Карлу Марксу песню «Пе-ре-мен!»...

Впрочем, и это отношение меняется... Когда до начала 1990-х музей «Невская застава» был народным музеем революционной истории, одним из его главных экспонатов был мраморный бюст Ленина - творение скульптора Михаила Аникушина. В новую краеведческую тематику памятник не вписался и был убран в служебное помещение. Нынешним летом музей закрывается на реконструкцию, и Алина Зоря надеется, что после нее аникушинский Ильич вернется в экспозицию. Потому что символ эпохи!

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии