Технет? Да.

В Политехническом говорят: наш вуз - единственный, сотрудник которого руководит федеральной программой. Это об Алексее Боровкове, проректоре по перспективным проектам. Он - соруководитель рабочей группы Технет, образованной «при НТИ», Национальной технологической инициативе. В Политехе Алексей Боровков возглавляет Центр компьютерного инжиниринга, о репутации которого можно судить хотя бы по его клиентам. Из отечественных - Ростех, Росатом, Роскосмос, «Газпром», «Алмаз-Антей», объединенные корпорации - авиастроительная, двигателестроительная, судостроительная, РКК «Энергия», АВТОВАЗ, КамАЗ, «Силовые машины». Из зарубежных - Airbus, Boeing, BMW, Ferrari, General Electric, General Motors... Чтобы не перечислять дальше, проще написать «и др.».

Технет? Да. | Центр, создающий авто для президента, делает и вот такие космические панели. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Центр, создающий авто для президента, делает и вот такие космические панели. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Готовим сани

Если по-простому, главная идея Национальной технологической инициативы - «кто успел, тот и съел». Нынешние мировые рынки поделены, не протиснешься. Но сейчас формируются рынки будущего, которые в ближайшие 20 лет будут определять мировую экономику. Национальная технологическая инициатива - это как готовить сани летом, при этом зная, какой будет зима, какая понадобится конструкция саней, и быть уверенным, что твои сани окажутся лучшими.

- Направления Национальной технологической инициативы - это Аэронет (беспилотные летательные аппараты), Автонет (беспилотный транспорт), Маринет (беспилотный морской транспорт)... - перечисляет Алексей Боровков.

Этих направлений сейчас девять. Помимо перечисленных - Энерджинет (возобновляемая энергия), Финнет (финансовые системы), Фуднет (персонализированное питание), Хелснет (персонализированная медицина), Нейронет (Интернет на основе нейрокомпьютерных интерфейсов), Сейфнет (персональные системы безопасности).

Никакого Технета в перечне НТИ нет. Потому что это сквозная «дорожная карта» того, как перспективные производственные технологии будут внедряться во все отрасли - авиастроение, автомобилестроение, двигателестроение, судостроение и т. д.

Основные вехи в этой «дорожной карте» - так называемые фабрики будущего. Это фабрики трех типов: цифровые, умные и виртуальные.

Цифровые - должны очень быстро проектировать то, что в определенный момент будет конкурентоспособно на глобальном рынке.

На «умных» фабриках - без выходных и зарплат трудятся робототехнические комплексы. «Поэтому сейчас производства возвращаются из стран с дешевой рабочей силой в передовые страны, - комментирует Алексей Боровков. - Роботизация на высокотехнологичных предприятиях вытесняет людской труд».

Виртуальные фабрики предполагают, что в отдельно взятой корпорации (или университете, в том же Политехе) уже не нужно обзаводиться собственным «натуральным хозяйством», производством. «Нужно быть интеллектуальным ядром, создавать все в цифровом виде - и подбирать партнеров, которые возьмут на себя производство».

В феврале 2017 года в Москве был одобрен предложенный Политехом план Технет до 2035 года.

Сейчас идет первый этап. В ближайшие три года будут запущены полигоны для испытаний передовых технологий, отечественных и зарубежных - в том числе в Политехническом.

Первым потребителем разработок, испытанных на полигонах, станет автопром, поскольку в мире это одна из наиболее высококонкурентных и динамично развивающихся отраслей (по словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова), а с учетом того, что инжиниринговый центр работает с BMW, «Мерседес», «Феррари», «Дженерал моторс»...

Затем - двигателестроение, авиационная и ракетно-космическая отрасли. В конце марта инжиниринговый центр договорился о сотрудничестве с Объединенной авиастроительной корпорацией и холдингом «Вертолеты России».

О SOLe mio

А тем временем в вузе рождается еще одно авто. «Мы создаем солнечный автомобиль!» - сообщается на сайте solarteam.ru. «Мы» - это студенты и аспиранты Политеха из Молодежного конструкторско-технологического бюро. В октябре солнцемобиль SOL участвует во всемирных гонках в Австралии.

В состязаниях Bridgestone World Solar Challenge гоняют, соответственно, только авто на солнечных батареях. Гонки проводятся раз в два года аж с 1987-го, то есть наше в них участие (политеховцы - первая российская команда) - из разряда «лучше поздно, чем никогда». Но, возможно, это и из разряда «русские долго запрягают, зато быстро едут».

Правда, скоростью 140 км/ч (это пока максимум для солнцемобилей) уже никого не удивишь. И на максимуме там никто не едет, ограничиваются 90 - 92 км/ч, чтобы энергию меньше расходовать.

«В Советском Союзе были попытки построить солнцемобиль, но по сравнению с нынешними проектами то были, скорее, солнцевеломобили, - говорят студенты. - Наш проект для России уникальный».

Ходовая часть - с элементами из углепластика, прочнее стали. Корпус - по типу монокок, то есть внешняя оболочка авто и есть его «несущая конструкция». 80% компонентов - российского производства. Главная сложность, говорят, в повышении КПД, с которым солнечная энергия преобразуется в электрическую. Сейчас КПД 20% считается высоким.

У Молодежного конструкторско-технологического бюро уже есть успешный гоночный проект: болид класса «Формула» на двигателе внутреннего сгорания брал призовые места на соревнованиях. Но солнцемобиль - дань экологии и возобновляемой энергетике.

С виду авто - из тех, что мы видели в космических блокбастерах. Солнцемобили в принципе легкие, 160 - 170 кг. Самый тяжелый «элемент» машины - водитель. Так что нужно угадать с формой, чтобы и аэродинамика была хороша, и солнечная панель адекватная. Вон, кембриджский солнцемобиль - невезунчик: часто переворачивается. Над формой вообще очень долго думали: чтобы была уникальная, но в деле показала себя не хуже, чем авто нынешних лидеров — голландцев. Эти ребята уже на трех последних гонках побеждали. Хватит уже. Петербург по «обилию» солнца с Голландией волне может потягаться.

Проект и команду можно поддержать: минимальный взнос - цена чашки кофе.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?
23 Мая 2018

Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Прощайте, Даниил Александрович
06 Июля 2017

Прощайте, Даниил Александрович

В ночь на 5 июля в Петербурге на 99-м году жизни скончался писатель Даниил Гранин.

Юность, красота и успех
06 Июля 2017

Юность, красота и успех

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

Спектральный анализ по сходной цене
15 Июня 2017

Спектральный анализ по сходной цене

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ — исчезло.

Муринский прокол
15 Июня 2017

Муринский прокол

Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени

Уйти достойно
31 Мая 2017

Уйти достойно

Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов

Экологическая «прививка»
29 Мая 2017

Экологическая «прививка»

В Петербурге завершился VIII Невский международный экологический конгресс, организаторами которого выступили Межпарламентская ассамблея (МПА) стран - участниц СНГ и Минприроды РФ.

Уберут ли Uber?
23 Мая 2017

Уберут ли Uber?

На сегодня сервис заказа такси Uber работает почти в 400 городах и 68 странах мира. На него с удовольствием переходят потребители...

Метро на вырост
18 Мая 2017

Метро на вырост

Конечная станция Ф-2 - второй очереди Фрунзенского радиуса - в 70-процентной степени готовности.

Ладожский клин
12 Мая 2017

Ладожский клин

Одно из мероприятий в преддверии празднования 90-летия Ленобласти получится грустным. Тональность международной конференции по Ладоге, которая открылась сегодня в Москве и собрала многих видных учены...

Детство кончилось
10 Мая 2017

Детство кончилось

Парадоксально, но затормозить развитие некоторых детей можно, впихнув их в группу сверхраннего развития.

Военные архивы
03 Мая 2017

Военные архивы

Где хранятся документы о военных и участниках Великой Отечественной войны