Главная городская газета

Технет? Да.

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Ленобласть: выходные без большегрузов

Движение грузовиков будет ограничено на 23 дорогах 78 региона, где поток автомобилей наиболее интенсивен. Читать полностью

В автобусах Ленобласти к оплате примут «Подорожник»

Вводить новшество планируется поэтапно, до конца текущего года. Каковы детали проекта?
Читать полностью

Гастролер в стаканчике атакует магазины Петербурга

Мороженое в Северную столицу откуда только ни везут - даже из Сибири. И надо понимать, что чем длиннее его дорога к прилавку, тем больше риска купить «неправильный» продукт. Читать полностью

«Меркурий» проследит за молоком?

«СПб ведомости» провели исследование молочного рынка и узнали что связывает штрих-код, шлагбаум и кишечную палочку. Читать полностью

Кто в должниках у ЖКХ, или развод по-петербургски

История с квитанциями, в которых числились долги по квартплате десятилетней давности, далека от завершения. Потому каждой из 418 тысяч семей, которые получили подобное извещение, стоит разобраться в вопросе и вооружиться некоторыми знаниями. Читать полностью

В Петербурге растет штраф за браконьерство

Инициативу согласовали на заседании комитета по законодательству ЗакСа. Читать полностью
Технет? Да. | Центр, создающий авто для президента, делает и вот такие космические панели. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Центр, создающий авто для президента, делает и вот такие космические панели. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В Политехническом говорят: наш вуз - единственный, сотрудник которого руководит федеральной программой. Это об Алексее Боровкове, проректоре по перспективным проектам. Он - соруководитель рабочей группы Технет, образованной «при НТИ», Национальной технологической инициативе. В Политехе Алексей Боровков возглавляет Центр компьютерного инжиниринга, о репутации которого можно судить хотя бы по его клиентам. Из отечественных - Ростех, Росатом, Роскосмос, «Газпром», «Алмаз-Антей», объединенные корпорации - авиастроительная, двигателестроительная, судостроительная, РКК «Энергия», АВТОВАЗ, КамАЗ, «Силовые машины». Из зарубежных - Airbus, Boeing, BMW, Ferrari, General Electric, General Motors... Чтобы не перечислять дальше, проще написать «и др.».

Готовим сани

Если по-простому, главная идея Национальной технологической инициативы - «кто успел, тот и съел». Нынешние мировые рынки поделены, не протиснешься. Но сейчас формируются рынки будущего, которые в ближайшие 20 лет будут определять мировую экономику. Национальная технологическая инициатива - это как готовить сани летом, при этом зная, какой будет зима, какая понадобится конструкция саней, и быть уверенным, что твои сани окажутся лучшими.

- Направления Национальной технологической инициативы - это Аэронет (беспилотные летательные аппараты), Автонет (беспилотный транспорт), Маринет (беспилотный морской транспорт)... - перечисляет Алексей Боровков.

Этих направлений сейчас девять. Помимо перечисленных - Энерджинет (возобновляемая энергия), Финнет (финансовые системы), Фуднет (персонализированное питание), Хелснет (персонализированная медицина), Нейронет (Интернет на основе нейрокомпьютерных интерфейсов), Сейфнет (персональные системы безопасности).

Никакого Технета в перечне НТИ нет. Потому что это сквозная «дорожная карта» того, как перспективные производственные технологии будут внедряться во все отрасли - авиастроение, автомобилестроение, двигателестроение, судостроение и т. д.

Основные вехи в этой «дорожной карте» - так называемые фабрики будущего. Это фабрики трех типов: цифровые, умные и виртуальные.

Цифровые - должны очень быстро проектировать то, что в определенный момент будет конкурентоспособно на глобальном рынке.

На «умных» фабриках - без выходных и зарплат трудятся робототехнические комплексы. «Поэтому сейчас производства возвращаются из стран с дешевой рабочей силой в передовые страны, - комментирует Алексей Боровков. - Роботизация на высокотехнологичных предприятиях вытесняет людской труд».

Виртуальные фабрики предполагают, что в отдельно взятой корпорации (или университете, в том же Политехе) уже не нужно обзаводиться собственным «натуральным хозяйством», производством. «Нужно быть интеллектуальным ядром, создавать все в цифровом виде - и подбирать партнеров, которые возьмут на себя производство».

В феврале 2017 года в Москве был одобрен предложенный Политехом план Технет до 2035 года.

Сейчас идет первый этап. В ближайшие три года будут запущены полигоны для испытаний передовых технологий, отечественных и зарубежных - в том числе в Политехническом.

Первым потребителем разработок, испытанных на полигонах, станет автопром, поскольку в мире это одна из наиболее высококонкурентных и динамично развивающихся отраслей (по словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова), а с учетом того, что инжиниринговый центр работает с BMW, «Мерседес», «Феррари», «Дженерал моторс»...

Затем - двигателестроение, авиационная и ракетно-космическая отрасли. В конце марта инжиниринговый центр договорился о сотрудничестве с Объединенной авиастроительной корпорацией и холдингом «Вертолеты России».

О SOLe mio

А тем временем в вузе рождается еще одно авто. «Мы создаем солнечный автомобиль!» - сообщается на сайте solarteam.ru. «Мы» - это студенты и аспиранты Политеха из Молодежного конструкторско-технологического бюро. В октябре солнцемобиль SOL участвует во всемирных гонках в Австралии.

В состязаниях Bridgestone World Solar Challenge гоняют, соответственно, только авто на солнечных батареях. Гонки проводятся раз в два года аж с 1987-го, то есть наше в них участие (политеховцы - первая российская команда) - из разряда «лучше поздно, чем никогда». Но, возможно, это и из разряда «русские долго запрягают, зато быстро едут».

Правда, скоростью 140 км/ч (это пока максимум для солнцемобилей) уже никого не удивишь. И на максимуме там никто не едет, ограничиваются 90 - 92 км/ч, чтобы энергию меньше расходовать.

«В Советском Союзе были попытки построить солнцемобиль, но по сравнению с нынешними проектами то были, скорее, солнцевеломобили, - говорят студенты. - Наш проект для России уникальный».

Ходовая часть - с элементами из углепластика, прочнее стали. Корпус - по типу монокок, то есть внешняя оболочка авто и есть его «несущая конструкция». 80% компонентов - российского производства. Главная сложность, говорят, в повышении КПД, с которым солнечная энергия преобразуется в электрическую. Сейчас КПД 20% считается высоким.

У Молодежного конструкторско-технологического бюро уже есть успешный гоночный проект: болид класса «Формула» на двигателе внутреннего сгорания брал призовые места на соревнованиях. Но солнцемобиль - дань экологии и возобновляемой энергетике.

С виду авто - из тех, что мы видели в космических блокбастерах. Солнцемобили в принципе легкие, 160 - 170 кг. Самый тяжелый «элемент» машины - водитель. Так что нужно угадать с формой, чтобы и аэродинамика была хороша, и солнечная панель адекватная. Вон, кембриджский солнцемобиль - невезунчик: часто переворачивается. Над формой вообще очень долго думали: чтобы была уникальная, но в деле показала себя не хуже, чем авто нынешних лидеров — голландцев. Эти ребята уже на трех последних гонках побеждали. Хватит уже. Петербург по «обилию» солнца с Голландией волне может потягаться.

Проект и команду можно поддержать: минимальный взнос - цена чашки кофе.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook