Главная городская газета

Сладкий оборотень: все ли сухие завтраки полезны?

Свежие материалы Общество

Справедливость — его ремесло

На днях, 14 сентября, на «Литераторских мостках» Волковского кладбища торжественно открыли надгробный памятник Анатолий Федорович Кони после реставрации Читать полностью

Химчистка для полигона

Когда рассеется туман над «Красным Бором».

Читать полностью

Не браконьер, а рыбовод!

Кержаков «отнерестился» на Ладоге.

Читать полностью

Лужа на семи мостах

Новым островам в дельте Невы не улыбнулась судьба Китеж-града.

Читать полностью

Виноградный дуэт

Калейдоскопом ярких, но иных, нежели весной и летом, красок может удивить осенний сад.

Читать полностью

Осенний марафет

«Осень она не спросит, осень она приедет...» — звучит известная мелодия.

Читать полностью
Реклама
Сладкий оборотень: все ли сухие завтраки полезны? | РИСУНОК Алексея КУСТОВСКОГО

РИСУНОК Алексея КУСТОВСКОГО

Подкрепившись неделю назад галетами и крекерами, мы пообещали едокам виртуальную экскурсию по рынку сухих завтраков. Печенье на нем лишь скромный сегмент, куда более вместительные ниши там занял другой провиант.

Отруби – отрубили

Современное товароведение делит все сухие завтраки на пять видов: хлопья, подушечки, формовые, воздушные и кукурузные палочки. На самом же деле, подсказывают маркетологи, сухих завтраков – великое множество.

Как не вспомнить, например, про мюсли? Но они, оказывается, входят в первую группу традиционной градации. Или вот вопрос: что значит «сухие формовые завтраки»? Ответ: это всякие там колечки, шарики, звездочки, сформированные из зерновых хлопьев, чаще всего кукурузных, и так любимые малыми детками. Но тогда непонятно, почему подушечки выделены в отдельный вид. По сути, тоже ведь вроде как формовое изделие.

Впрочем, все эти тонкости нам, потребителям, по большому счету ни к чему. Нам лишь бы вкусно было, полезно и по деньгам доступно.

Впервые на рынок сухих завтраков наша рубрика «Что – почем» всерьез заглянула ровно десять лет назад, в 2007 году. На тот момент в утренний рацион едоков уже вошли каши быстрого приготовления, а детишек за домашним завтраком пичкали кукурузными колечками, слегка размоченными молочком («Как в американском фильме!» – радовались наши отпрыски).

Сложным маркетологи называли один только сегмент рынка: мюсли. Основными потребителями этой недешевой в те годы еды оставались в основном жители двух столиц – Москвы и Петербурга и подтянувшиеся за нами обитатели российских городов-миллионников. На периферии этот продукт особым спросом не пользовался – ну невозможно было доказать российскому аборигену, что смесь расплющенных зерен пшеницы, ржи или овса, приправленная сушеными фруктами и орехами, чем-то лучше традиционной каши на завтрак.

Для любопытствующих: при обработке круп со злаков снимается оболочка, она уходит в отруби. Вместе с ней уходят белки, набор витаминов, часть растительных жиров. Технология приготовления мюслей исключает этот процесс. Чтобы сохранить все полезные свойства зерен и обеспечить продукту длительное хранение, их не лущат, а расплющивают и потом обрабатывают инфракрасным излучением.

Более пристального внимания этот продукт удостоился только после финансового кризиса 2008/2010 годов, когда с рынка ушел почти весь мюсли-импорт. Появились свои производители (правда, с участием иностранного бизнеса), а с этим и цена товара стала более доступной.

Ланч одинокого пастуха

Особым продуктом стал батончик-мюсли. По мнению аналитиков исследовательского агентства «GFK-Русь», к его активной дегустации едоки России приступили лет пять-шесть назад. А по итогам 2014 года он был признан – цитата из официального отчета – «наиболее динамично развивающейся категорией рынка готовых завтраков в России». С прогнозом: «устойчивая позиция в портфеле покупок россиян».

С какой такой радости нас потянуло на батончики, легко догадаться. Первое: всепоглощающая лень. Конечно, оправданная необходимостью с утра пораньше куда-то срочно бежать и что-то глобальное вселенское производить. У торопящихся сограждан уже нет времени не то что сварить традиционную кашу, но даже залить готовые хлопья молоком/соком/минералкой, чтобы не торопясь позавтракать.

Второе: кажущаяся дешевизна продукта. На нее больше всего клюют студенты. Стоимость батончика (25 – 30 граммов) от 14 до 25 целковых. Копейки!.. В момент покупки калькулятор в мозгах слегка тормозит, и то, что дешевизна мнимая, не сразу просчитаешь.

Третье: на вкус – приятнее не придумаешь, сладенько...

Продукт этот, близкий к привычному для нас формату и рецептуре, был задуман как лечебное питание швейцарским врачом (иногда его называют «пионером диетологии») – готовимся усвоить длинное-предлинное имя! – Максимилианом Оскаром Бирхером-Беннером в самом конце XIX века.

Рассказывают, что будто бы гулял он как-то в горах, воздухом свежим дышал и повстречался там с пастухом. Тот предложил лекарю разделить с ним приготовленную утреннюю трапезу: кашу из молотой пшеницы с добавлением молока, ягод, яблок и меда. Пастух рассказал, что такую смесь он ест утром и вечером с самого детства. Бирхер, как доктор, приметил, что, несмотря на солидный возраст, его собеседник пребывает в отличной форме. После этого врач ввел в ежедневный рацион своих пациентов смесь из измельченных зерен пшеницы, ржи, ячменя, орехов.

Возможно, те старо-стародавние «батончики» и в самом деле были чрезвычайно полезны. Но нынешние, покупные, вряд ли... И вот почему.

* Это высококалорийная пища. Калорийность некоторых достигает 400 – 450 ккал на 100 граммов продукта.

* В них очень много сахара. Причем сахар может скрываться под такими вроде бы безобидными «фруктовыми» строчками в обозначенном на этикетке/обертке ингредиентном составе: «Патока, глюкозно-фруктозный сироп, сироп глюкозы с фруктозой, ананасовый сироп». Часто в батончиках содержится одновременно несколько таких компонентов.

* Для удешевления продукта производители не гнушаются использовать некачественные жиры. Например, гидрогенизированные растительные жиры, пальмовое масло низкой очистки. Понятное дело, сообщать о «низкой очистке» на этикетке никто не будет. Обойдутся простым: «растительное масло».

* Искусственные стабилизаторы, красители и ароматизаторы – тоже не исключение.

Чем не «сладкая бомба»? Чем не продукт-оборотень? Только маркетологи призывают не спешить с выводами. Предлагают рассматривать современные батончики-мюсли не как диетический продукт, а как сладкий и вкусный десерт. Скорее всего, именно этот пока еще официально не признанный статус и обеспечит продукту прогнозируемую долгосрочную популярность.

С гоголем-моголем?.. Всухомятку!

Если уж заглянули в историю раз, заглянем еще разок. Случилось это в США в 1860 году. Известный в своей стране всяческими экспериментами по диетическому питанию доктор Джон Харви Келлог решил приготовить для гостей блюдо из кукурузной муки. Но, как часто бывает в кулинарной истории, в момент готовки отлучился куда-то, а когда вернулся, обнаружил, что мука приобрела странный цвет и запах. Чтобы избежать порчи продукта, доктор решил пропустить муку через валики для листового теста.

Но вот незадача: листового теста не получилось! Получились... кукурузные хлопья. Те самые хлопья, которые дали старт всему рынку сухих завтраков в цивилизованном мире.

В нашей стране, в Советском Союзе, кукурузные хлопья появились еще в тридцатые годы прошлого века. Говорят, что их в числе других американских «необычностей» подсмотрел в своей поездке по США тогдашний нарком пищевой промышленности Анастас Микоян.

Неизвестно почему, но дома, в СССР, хлопья назвали «корнфлекс». Именно под таким названием они упоминаются в первом издании «Книги о вкусной и здоровой пище» 1939 года. Там рассказывается о технологии обработки зерен кукурузы и превращении ее в хлопья, а также даются рекомендации по «поеданию»: «Очень полезно есть корнфлекс со сметаной, засыпанной сахаром, сгущенным молоком или гоголем-моголем».

Не знаю, как ели хлопья в те далекие годы (и ели ли вообще), ну а в моем советском детстве уплетали эти самые хлопья, извлеченные из картонной коробки, всухомятку, за милую душу. Если, конечно, они были сладкими... Но попадались пресные, иногда – соленые. Эти невкусности нашим детским спросом не пользовались.

Про «детский спрос» тут не случайно упомянуто. Он всегда, во все времена, будет определять уровень общего спроса на продовольственном рынке. Взрослые – обойдутся. Дети и решающие за них родители – нет.

По данным аналитического агентства «Маркетинг Плюс», рынок сухих завтраков в России показал стагнацию (стабилизировался) к концу 2015 года. А по итогам прошлого, 2016-го, года снизился на 1%.

Тем не менее от него в любой момент можно ждать ежегодного взлета на 5 – 10%.

Сейчас производители как будто устали, выложившись на рекламу и детских завтраков, и фитнес-перекусов. Любопытно одно из объяснений этой «усталости»: «Выросло поколение, которому сейчас под тридцать или слегка за. Для них сухие завтраки были деликатесом. Зато своих детей хлопьями, колечками и звездочками они теперь откармливают от души...».

Как-то все не так... Может быть, поутру ребенку все-таки сварить натуральную кашу?

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook