Подлые филантропы

Петербург атаковали лжеволонтеры из Москвы, собирающие под видом известных благотворительных фондов деньги для несуществующих больных детей.

Подлые филантропы | Рисунок Алексея Кустовского

Рисунок Алексея Кустовского

Традиционно в разгар новогодних и рождественских праздников привычную монотонность петербургского метрополитена заполняют всевозможные экзотические личности: от уличных менестрелей, распевающих песни под гитару, до продавцов нелегальных бенгальских огней. Больше всего пассажиров метро раздражают персонажи, которые хорошо поставленным голосом профессионально исполняют вариации на известный монолог Кисы Воробьянинова...

Но в этот раз что-то пошло не так. В вагон зашел опрятный молодой человек с добрым открытым лицом, одетый в форменную одежду с логотипом благотворительного фонда «Поможем вместе». В руках он держал полный набор обязательных документов, подтверждающих его причастность к уважаемой организации, и опечатанную по всем правилам урну для пожертвований.

«Давайте не будем равнодушными в этом сложном мире несправедливости и поможем вместе больным детям», - убедительно призвал волонтер, и... ему поверили. Пассажиры вагона, большая часть которого состояла из пенсионеров, суетливо доставали из скромных кошельков бумажные купюры и, засовывая их в урну, с уважением смотрели на парня.

В ответ на мои уточняющие вопросы о фонде волонтер вручил мне глянцевую листовку с реквизитами благотворительной организации. А через пару остановок в вагон зашел другой волонтер. В такой же жилетке зеленого цвета, как у предыдущего, и с такой же урной для сбора пожертвований. Но на его униформе был призыв уже другого благотворительного фонда - «Твори добро». Пассажиры снова раскрыли свои кошельки. А я достала фотоаппарат, чтобы запечатлеть благотворителя и предъявленные им документы, на которых просматривался московский адрес. Волонтер фотографироваться не захотел и, пряча лицо, поспешил ретироваться из вагона.

Уже дома я внимательно изучила листовку, которую мне вручил первый вагонный добродетель, и с сожалением поняла, что деньги, которые собирали молодые люди в метро, вряд ли дойдут до больных детей.

Как оказалось, ИНН и расчетный счет благотворительного фонда «Поможем вместе» действительно существуют с 5.06.2015 года. Его юридический адрес находится в Москве. Есть даже имя руководителя. А вот сайт этой организации, указанный на листовке, имеет немного другое название - pomogemdetym.ru. На этом примитивном сайте-визитке нет ни адреса, ни контактных лиц. Лишь коллаж из фотографий счастливых детей, которые якобы получили помощь от фонда. Правда, ни имен, ни историй этих детей, ни тем более каких бы то ни было финансовых отчетов на интернет-страничке нет и в помине.

Дальнейшие поиски в Интернете выдали мне целый список благотворительных организаций с этим популярным сочетанием слов, среди которых я нашла страничку в «Фейсбуке» со ссылкой на неработающий (или недоступный) сайт www.pomojemvmeste.org. А на самой страничке социальной сети опубликована следующая информация: «Уважаемые граждане, под эгидой нашего фонда по вагонам пригородных электропоездов ходят мошенники и собирают деньги на детей! В связи с тем что имя нашего фонда созвучно с фондом, ведущим сомнительную деятельность, наш фонд будет переименован и приостановил свою активность. Обо всех подробностях сообщим позже».

Впрочем, доверия к представляющемуся честным фонду у меня тоже не появилось и показалось, что либо одни мошенники работали под именем других мошенников, либо аферисты сознательно путают следы. Одно понятно, в Москве работать засветившимся аферистам стало небезопасно, и они дружной компанией решили отправиться на заработки к добрым петербуржцам - в январе волонтеров в зеленых жилетках, собирающих пожертвования в петербургском метро, видели многие.

Как же отличить настоящих волонтеров от мошенников? С этим вопросом я обратилась в известный и уважаемый в Петербурге благотворительный фонд «АдВита». К слову, сайт этой организации www.advita.ru хороший пример того, каким должен быть настоящий интернет-ресурс честного благотворительного фонда, прежде всего с точки зрения финансовой отчетности.

«Если раньше в правилах отличия настоящих волонтеров от мошенников мы рекомендовали обращать внимание на наличие форменной одежды с логотипом фонда, обязательно опечатанный ящик для пожертвований, «живые» печати и подписи на документах, то сегодня все это неактуально, - комментирует административный директор благотворительного фонда «АдВита» Елена Грачева. - Нарядиться в форменную одежду, нацепить на ящик пломбу и напечатать на цветном принтере документы с подписью хоть самого президента в условиях технического прогресса несложно. В большинстве случаев вам даже дадут ссылку на интернет-ресурс благотворительной организации и телефон ее руководителя.

Но разве вы будете заниматься проверкой сведений в метро или на проезжей части при мигающем светофоре? Поэтому сегодня самое главное знать, что ни один добросовестный фонд не собирает пожертвований в метрополитене и тем более на проезжей части. К сожалению, в последнее время «благотворительные» аферисты активизировались до такой степени, что мы были вынуждены обратиться в Петербургский метрополитен с официальной просьбой о распространении в метро визуальных и голосовых информационных памяток, предупреждающих людей о том, что благотворительные фонды не собирают деньги в общественном транспорте. Надеемся, что руководство этой транспортной организации пойдет нам навстречу».

Кроме обмана людей на улицах, в общественных местах и транспорте современные лжеволонтеры могут позвонить и в вашу квартиру. В последнее время в парадных петербургских домов стали появляться объявления о том, что представители такого-то фонда будут в определенное время ходить по квартирам с целью сбора пожертвований для помощи конкретным больным детям.

«Самое ужасное, что в некоторых случаях указываются реальные дети, данные о которых берутся с интернет-ресурсов известных благотворительных фондов, - подтверждает Елена Грачева. - Непосредственно наш фонд оказался жертвой такого мошенничества. Разоблачить жуликов удалось благодаря бдительным жильцам этого дома, которые позвонили нам, чтобы уточнить информацию о мероприятии».

Еще один распространенный прием аферистов - спам, рассылаемый по электронной почте в виде жалостливых писем с душещипательными историями, иллюстрированными фото умирающих детей. Информации, полученной в таком виде, категорически нельзя верить, потому что ни один нормальный фонд в формате e-mail-рассылок не работает.

«Единственные общественные мероприятия, где мы иногда работаем в последнее время, - это городские мероприятия - праздники, концерты, - отмечает Елена Грачева. - Но в этом случае мы заключаем официальный договор с конкретной площадкой, на которой предполагается работа, и с организатором мероприятия, которым являются городские административные органы».

На сегодняшний день в Петербурге в среднем зарегистрировано около 2000 некоммерческих благотворительных организаций, из них более-менее на слуху около десятка. Конечно, нельзя одним росчерком пера очернить благотворительное большинство, но каждый раз, когда вы решаетесь отдать свои деньги на доброе дело, все-таки проверьте уровень честности этого добра.

Мошенники в благотворительности делают ставку на два присущих нашим людям качества. Это доброта и... лень. Нам легче пожалеть кого-то, отдав честно заработанную копейку, а вот проверить, кому мы отдаем свои кровные, нам недосуг. И это печально, потому что зачастую благотворительные деньги, которые могли бы спасти кому-то жизнь, на самом деле уходят на содержание бессовестных негодяев.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 008 (5870) от 18.01.2017.


Комментарии