Главная городская газета

Осуохай на эрмитажной сцене

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Новые горизонты и дороги Кронштадта

В Смольном намерены модернизировать на острове Котлин транспортную инфраструктуру, направив на такую работу около 9 млрд рублей. Детали амбициозной инициативы – в нашем материале. Читать полностью

Василеостровская эпопея, или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью
Осуохай на эрмитажной сцене | ФОТО предоставлено пресс-службой театра

ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Петербургские академические театры с классическим репертуаром, частые гастроли зарубежных коллективов со спектаклями разнообразных авангардных направлений избаловали наших поклонников танца, и, казалось бы, удивить их ничем невозможно.

Тем более примечательно, что таким открытием стал не приезд новомодной заморской труппы, а свой, отечественный, спектакль Национального театра Республики Саха (Якутия) имени С. А. Зверева «Кыыл Уола», показанный на сцене Эрмитажного театра. Жанр спектакля «Куллустай Бэргэн» определен как «этнобалет», и в этом уже необычность зрелища, поскольку основой балета стали народные танцы. В репертуаре театра около сорока подобных постановок.

В основу сюжета спектакля, выбранного для знакомства петербуржцев с якутской труппой, легли сказания памятника мирового эпического наследия «Олонхо» (либреттист и хореограф Юрий Федоров). Борьба богатырей светлого мира Куллустая (Василий Эверестов) и Уоланчая (Евгений Апросимов) с богатырями-демонами во главе со страшилищем Муусом Субуйдааном (Дьулустан Харлампьев), несмотря на конкретную цель – освобождение прекрасной девушки Кун (Валентина Аммосова), предстает как вселенское противостояние добра и зла. Танцовщики показали владение выразительной, но сдержанной пантомимой, умение к месту употребить эффектный жест, принять величественную позу.

Несомненным достоинством представления стало участие оркестра под управлением Николая Петрова, в состав которого входят все известные якутские национальные инструменты; их самобытное звучание стало важнейшей составляющей спектакля. Однако музыка балета современна, и написал ее талантливый петербургский композитор Игорь Воробьев, сумевший соединить своеобразие старинного якутского мелоса с сегодняшним музыкальным воплощением.

Свой вклад в успех спектакля внес еще один петербуржец – художник Олег Молчанов. Его декорации реалистичны и величественны, как суровый край, который они живописуют. Костюмы дополняли портреты персонажей. Близкие бытовым фольклорные одежды сразу позволяли узнать представителей якутского народа. Богатыри облачены в броские массивные доспехи, подчеркивающие мощь и силу героев. Сказочные злодеи наряжены в фантастические костюмы, делающие их облик причудливо-опасным.

Тонко и со смыслом используется в танцах национальный колорит. В руках танцовщиков большие кисточки из конского волоса: белые у девушек, темные у юношей. Девицы-красавицы обмахиваются ими грациозно и кокетливо. А тот же аксессуар, включенный в хореографический узор в движениях мужчин, ассоциируется с нагайками, которыми гонят вскачь коней, придает скорость кордебалету лихих всадников. В быту же эти «кисточки» служат практическим целям – ими в Якутии отгоняют комаров.

Как всегда бывает в сказке, балет «Куллустай Бэрген» закончился счастливо – свадьбой героев и традиционным якутским хороводом, который называется «осуохай». Но представление на том не завершилось, оно переместилось в фойе, где в осуохай были вовлечены все – и артисты, и зрители. Взявшись за руки, под пение ведущего они образовали некую общность, вдруг почувствовав, что доброта бывает не только в сказке. Неожиданный итог якутских гастролей.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook