Острог у карельской границы

Поселок Березово находится на краю Ленинградской области, почти у самой границы с Карелией. Надпись на указателе гласит: «Музей живой истории «Стрелецкий острог». Сворачиваем с шоссе, едем по обычной сельской улице, пока перед нами не показываются деревянные башни, остроконечный частокол, массивные ворота... На пороге - рослый молодец в синем стрелецком кафтане.

Острог у карельской границы | Стрельцы-молодцы приглашают в гости. ФОТО АВТОРА

Стрельцы-молодцы приглашают в гости. ФОТО АВТОРА

- Я здешний воевода, очень грозный! А вы чьих будете?

Хозяин крепости Александр Тестов многолик: и директор здешнего «исторического парка», и экскурсовод, и музейщик...

Стрелецкий острог - настоящее погружение в историю. Это сооруженная в реальном размере пограничная русская крепость XVI - XVII веков. Музей действует уже без малого три года.

- На самом деле острог - это необязательно тюрьма, - рассказывает Александр Тестов. - Острог - от старинного русского слова «острога»: заточенные бревна, которыми огораживались крепости. В нашем случае ключевое слово - «стрелецкий». Мы рассказываем о стрельцах - регулярной русской армии допетровских времен. Когда-то они служили в крепостях по периметру московского государства и выполняли функции пограничной стражи. А в здешних краях в Средние века как раз и проходила граница - между Московией и шведским королевством. Поэтому наш острог - самый что ни на есть пограничный...

Проходим за ворота и оказываемся внутри крепости. По левую руку - стрелецкая казарма и конюшня. В центре - двухэтажный терем: дом коменданта. На первом этаже - Музей холодного и огнестрельного оружия стрелецких полков, Музей повседневного быта и домовая церковь.

- Музей живой истории - это воссозданная эпоха. У нас практически все предметы можно трогать руками, примерять на себя. Конечно, никто вам не даст саблю XVI века, но точную копию - непременно, - говорит Тестов.

По правую руку в глубине двора - баня по-черному, то есть без трубы. Рядом единственное каменное здание - кузница. В харчевне блюда русской, шведской и финской кухни XVI и XVII веков.

- Щи да каша - пища наша. Не потому, что в одной тарелке щи, а в другой - каша. А потому, что каша - уже в щах. Все супы на Руси традиционно варили с крупами, да такими густыми, чтобы ложка там могла стоять. Никаким бульоном ни солдата, ни крестьянина не накормишь! - поясняет хозяин.

Пока мы с любопытством разглядываем двор, «воевода» Александр Тестов со своим напарником, тоже облаченным в стрелецкий кафтан, проводит мастер-класс стрельбы из мушкета.

- Палили с упора, в качестве которого использовался бердыш, - рассказывает Тестов. - Стрелец перед боем вбивал его в землю. На все время ведения боя бойцу полагалась всего дюжина зарядов - их так и называли: двенадцать апостолов. Если враг не угомонился и продолжает наседать, мушкеты передавались в задние ряды, и стрелец брал в руки бердыш. Это оружие универсальное. Чтобы поразить противника шпагой или саблей, вам потребуется два, три, а то и четыре взмаха или удара. Бердыш же уложит врага с одного раза, даже если тот в шлеме. А если еще и вокруг себя размахнуться... Все умеют косить траву? Вот так же и бердышом - по ногам вражьей стаи!..

- Как появился этот музей? - спрашиваю я у Александра Тестова.

- Идея возникла лет пять назад. Начинал один, потом присоединились помощники. Все сделали без помощи государства: удалось заинтересовать предпринимателей.

- А для меня все началось с того, что я увлекся исторической реконструкцией, - рассказал помощник «воеводы» Тимофей Григорьев. - По образованию я вообще-то агроном. Но здесь времени заниматься каким-то, даже историческим, огородом не остается. Музейная работа полностью занимает все время. Мы можем сделать самые разнообразные мастер-классы - по отливке пуль, ковке гвоздей, изготовлению игрушки. У нас можно отдохнуть не только познавательно, но еще и активно.

Что же касается Александра Тестова, то он до своей «стрелецкой жизни» поработал наемным рабочим в деревне викингов под Выборгом. А первая попытка создать музей живой истории была еще в 1998 году в Тихвине. Там тоже построили деревянную крепость, пытаясь воскресить память о тихвинском «осадном сидении» 1613 года. Но тот проект не увенчался успехом: дефолт, кризис...

- Сегодня - совсем другая ситуация, - поясняет «воевода». - Мы ничего не просим, сами справляемся. Я просто даже не представляю, чем особенно чиновники нам могут помочь. Дороги? Но они требуются безотносительно музея. Они в принципе нужны. Вообще же, я уверен, музеев должно быть много и разных. Особенно - живой истории.

В составе Березовского музея кроме стрелецкого острога - деревня викингов, что неподалеку на небольшом острове в Ладожском озере. А в самом поселке летом планируют открыть еще один интерактивный музей, посвященный советско-финским вооруженным конфликтам, которые были на протяжении ХХ века.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии