Он был востребован временем

Остались давно позади многочисленные пресс-конференции председателя Ленсовета, а позже мэра Санкт-Петербурга. Не единожды приходилось мне брать оперативные комментарии народного депутата СССР по ходу бурных депутатских съездов начала лихих 1990-х. Были и эксклюзивные интервью для нашей газеты, в том числе и для самого первого номера возрожденных «Санкт-Петербургских ведомостей» в сентябре 1991 года. Но, вспоминая сегодня Анатолия Собчака, восстанавливаю чаще всего детали нашей последней с ним мимолетной встречи.

Он был востребован временем | ФОТО Николая АДАМОВИЧА/ТАСС

ФОТО Николая АДАМОВИЧА/ТАСС

На лестнице вдвоем

Зима 1999 года. После какого-то мероприятия мы, не торопясь, спускаемся по лестнице дворца князей Белосельских-Белозерских. Спрашиваю Анатолия Александровича о его отношении к принятой в Петербурге системе местного самоуправления. Он дает короткую негативную оценку «местечковой» нарезке мегаполиса с пригородами на 111 муниципальных образований. И тут же отвечает своим вариантом перестройки этой системы.

Он хочет «прицепиться» к 50 округам, на которые поделено петербургское Законодательное собрание. Требуемая шаговая доступность муниципальной власти при таком варианте ее организации нисколько бы не пострадала: в депутатские же приемные горожане находят пути без труда. Ясно лишь, что нужно было бы избежать возникновения здесь единой, соподчиненной вертикали власти, поскольку, по Конституции РФ, местное самоуправление отделено от государственных структур. Но, думается, Собчак решил бы эту проблему, найдя оптимальный выход из ситуации.

Мой собеседник выглядит заметно уставшим. Позади выборы в Госдуму, на которых он в Центральном одномандатном округе проиграл победителю всего лишь 1,2% голосов избирателей. Снова эти пресловутые 1,2% - как тогда, в июне 1996-го, когда Собчак вынужден был уступить должность петербургского градоначальника: поистине зловещая игра цифр! А ведь он возвратился в Россию, в свой город из вынужденной полуторагодичной эмиграции не с пустыми руками, а с конкретными законопроектами по земельным вопросам и проблемам налогообложения. «Лихорадочное, изломанное, каждодневно меняющееся течение российской жизни полностью захватывает меня, - объяснял он свое намерение вернуться на родину вопреки советам многих друзей, не без основания беспокоившихся за его безопасность. - Только здесь, в России, я могу дышать полной грудью, бороться и испытывать глубочайшее удовлетворение от каждого часа прожитой жизни».

В июле 1999-го парижский рейс в аэропорту «Пулково» встречала целая толпа журналистов: одних телекамер там было свыше десятка. А вот теперь мы шли по лестнице только вдвоем. Наверное, лишь годы спустя я отчетливо понял, что для этого человека проблемы северной столицы были актуальны и близки всегда, где бы он ни находился, какую бы должность в тот или иной момент ни занимал. Вот такой выдалась наша последняя встреча с бывшим первым мэром Петербурга.

Все началось с «Василеостровской»

«Хождение во власть» - так назвал Анатолий Собчак свою первую книгу, написанную по горячим следам событий начала 1990-х. Лично для него это хождение началось со ступенек станции метро «Василеостровская». Вспоминаю, как однажды мне позвонили норвежские журналисты, интересовавшиеся ходом наших выборов. «Знаете что, - предложил я им для начала, - езжайте на «Василеостровскую». И сразу поймете, что у нас за выборы!».

Туда, в первый стихийно возникший ленинградский Гайд-парк и попал весной 1989 года кандидат в народные депутаты СССР Анатолий Собчак. Профессор юрфака ЛГУ, привыкший спокойно читать лекции на своей кафедре, оказался в атмосфере митинговщины, когда надо мгновенно отвечать на каверзные порой вопросы, грамотно и убедительно излагать свою предвыборную программу, спорить с далеко не всегда корректными оппонентами. Это была самая настоящая политическая школа, без которой вряд ли Собчак стал бы трибуном демократической оппозиции на съездах народных депутатов и в Верховном совете СССР.

Дмитрий Медведев, руководивший тогда предвыборной командой Собчака, в своей книге «Анатолий Собчак. Каким он был» писал: «У него наверняка было бы хорошее научное будущее. Но произошли знаменитые политические события, в ходе которых Анатолия Собчака избрали народным депутатом СССР. Именно тогда проявился другой Анатолий Александрович, которого, мне кажется, до тех пор многие не знали, не чувствовали».

По словам самого профессора, его выдвижение в качестве «кандидата в кандидаты» (принятая тогда избирательная система была достаточно непростой, имела даже своего рода ловушки для неугодных властям претендентов) поначалу на отборочных этапах в ЛГУ лишь слегка тешило его самолюбие. И только позже, когда он столкнулся с одним партийным функционером, который откровенно уверял Собчака, что у него нет никаких шансов стать депутатом, он ощутил «мальчишеское чувство лидерства».

А потом было окружное собрание представителей Васильевского острова, Кронштадта и Курортного района, на котором из одиннадцати кандидатов по предполагаемому сценарию должен был уверенно победить передовой рабочий Балтийского завода. Но вместе с ним в бюллетени для голосования избирателей попали еще три претендента, в том числе и профессор Собчак.

О Собчаке-депутате можно писать много и долго. Достаточно вспомнить, что именно он был одним из основателей Межрегиональной депутатской группы, ставшей реальной демократической парламентской оппозицией. Он руководил парламентской комиссией, расследовавшей трагедию в Тбилиси, где в результате силового разгона мирного митинга погибли люди. Прислушиваясь к его ярким, эмоциональным, но юридически безукоризненным выступлениям, люди впервые увидели, что власти можно возражать и можно даже побеждать ее словом. Вот как оценивала ораторский талант Собчака в документальном фильме «Анатолий Собчак. 10 лет спустя» его тогдашняя коллега по депутатскому корпусу Валентина Матвиенко: «Он умел убедить, умел повести за собой. У него были уникальные лидерские качества. Ты невольно вовлекался в его обаяние, в его мощную ауру убеждения. Он говорил всегда убежденно и честно - то, что думает. И не поддаться этому было невозможно. Я понимала, что он прав!»

На двух «фронтах»

Наша политическая система на рубеже 1980-х и 1990-х годов была весьма специфичной. Этим и объясняется факт избрания члена Верховного совета СССР Анатолия Собчака депутатом Ленсовета по одному из свободных на тот момент городских избирательных округов. Буквально в следующем месяце он становится председателем Ленсовета 21-го созыва. Через год с небольшим, 12 июня 1991 года, по итогам первых всенародных выборов главы города он стал мэром Санкт-Петербурга.

В тот же день с небольшим перевесом голосов победили горожане, поддерживавшие инициативу Ленсовета о возвращении нашему городу его исторического имени. До сих пор не утихают споры о роли Собчака в этой инициативе. Но если мы скажем, что у ее истоков стоял городской парламент во главе со спикером Анатолием Собчаком, то против истины явно не погрешим. Мэр Санкт-Петербурга в памятном августе 1991 года достойно противостоял путчистам из ГКЧП, не допустив при этом появления танков на улицах северной столицы.

А повседневная работа мэра требовала порой нечеловеческих усилий. Вспоминает вдова Собчака Людмила Нарусова: «Страшная зима 1991 - 1992 года. Рухнули все экономические связи. Я прекрасно помню, как он приходил, обхватывая голову руками, и говорил: «В городе хлеба осталось на два дня, и муки нет. Но город, испытавший блокаду, не должен этого знать, начнется паника». И лично звонил Гельмуту Колю, Франсуа Миттерану, звонил шведам, звонил англичанам. И ночью в Кронштадте военные моряки разгружали корабли с тушенкой, с мукой, с консервами, которыми на следующий день отоваривались продовольственные карточки».

О команде мэра северной столицы следует упомянуть особо: ведь большинство из этих молодых тогда управленцев и сейчас занимают ключевые посты в российских властных структурах, реализуют масштабные бизнес-проекты. Это Дмитрий Козак, Виталий Мутко, Алексей Кудрин, Герман Греф, Алексей Миллер и, конечно же, Владимир Путин.

Мэр Петербурга отстаивал финансовую самостоятельность мегаполиса, боролся с попытками криминалитета внедриться в городскую экономику. В эти далеко не самые благополучные годы петербургские пенсионеры получили льготы при оплате проезда в общественном транспорте. В городских банях, финансируемых из бюджета, появились льготные дни. Собчак явно преуспел в создании привлекательного образа европейского города, привлечении инвестиций в Петербург, утверждении статуса культурной столицы России. По его инициативе в городе стали проводиться международные экономические форумы, крупнейшие культурные фестивали. В 1994 году с громадным успехом прошли Игры доброй воли.

Ножи в спину

В начале 1996 года, в преддверии очередных выборов главы города, началась кампания по дискредитации мэра Собчака. Она осуществлялась тогдашней Генпрокуратурой, МВД и спецслужбами через СМИ. Это была откровенная борьба московской ельцинской команды с Петербургом и конкретно с Собчаком, в лице которого в Первопрестольной видели одного из претендентов на президентский пост.

«Врагам своим не пожелаю пережить то, что пришлось испытать мне и моим близким за последние четыре года, - пишет Собчак в своей последней книге «Дюжина ножей в спину». - Из человека с безупречной репутацией я в один миг превратился в коррупционера, в оклеветанного и гонимого, обвиняемого во всех смертных грехах». Инфаркты Собчака не выдумка, не политический блеф. Около месяца он пролежал в кардиологической реанимации 122-й медсанчасти, затем была клиника Военно-медицинской академии и наконец - Париж, куда в ноябре 1997 года его вывезла жена для продолжения лечения.

Профессор Собчак работал в Париже над книгами, читал лекции в Сорбонне. Но Собчака-политика такое времяпровождение явно не устраивало. Он, как уже было сказано, вернулся «в свой город, знакомый до слез». Проиграв думские выборы, Анатолий Александрович становится доверенным лицом кандидата на пост президента РФ Владимира Путина. В этом качестве в феврале 2000 года он и отправился в Калининградскую область. Эта командировка оказалась последней в жизни яркого политика: больное сердце не выдержало нагрузок.

...Тяжелый февральский день 2000-го. Нескончаемая вереница людей, растянувшаяся по Шпалерной улице чуть ли не до Литейного, чтобы попрощаться в Таврическом дворце с безвременно ушедшим из жизни ярким петербургским политиком. Звуки салюта над свежей могилой Собчака на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. «Оказывается, он был нужен, оказывается, мы его любили. Его жизнь была несправедливо трудной в последнее время», - сказал на гражданской панихиде Даниил Гранин.

#Собчак #80-ти летие #воспоминания

Комментарии