Одеться в «зеленое»

Все мы тратим деньги на одежду и обувь. Причем нередко покупаем больше, чем нам действительно нужно. Но при этом мало кто задумывается о влиянии такого чрезмерного потребления на окружающую среду. А стоило бы, считает Елена СМИРНОВА – специалист в области экологии моды, эксперт Всемирного фонда дикой природы и благотворительного фонда «В ответе за будущее», директор по развитию Экобюро GREENS. О том, как одежда и обувь влияют на изменение климата, об экологическом факторе в сфере высокой моды и масс-маркета и многом другом она рассказала корреспонденту «Санкт-Петербургских ведомостей».

Одеться в «зеленое»  | Покупатели одежды все чаще учитывают экологический фактор<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Покупатели одежды все чаще учитывают экологический фактор
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Елена, несмотря на непростые для экономики времена, в магазинах одежды по-прежнему много покупателей. Еще в конце весны аналитики столичной консалтинговой компании Y-Сonsulting подсчитали, что продажи одежды и обуви в нашей стране выросли по сравнению с маем прошлого года на 2,1%. Как этот рост потребления сказывается на состоянии окружающей среды?

– Возьмем для примера жизненный цикл обычной футболки. Допустим, где-то в Турции вырастили хлопок, потом его собрали и отправили в США. Там из него сшили футболку, постирали, упаковали и отправили в Европу на продажу. Там какой-нибудь человек ее купил, поносил и решил выбросить либо отдал на вторичную переработку. На каждом этапе требуется энергия, груз перевозится из одной страны в другую, и при этом выделяются вредные вещества, углекислый газ, который влияет на климат. И везде используется огромное количество химических веществ. В первую очередь это связано именно с выращиванием хлопка, поскольку при этом используются пестициды, которые потом попадают в почву и затем в грунтовые воды. А во вторую – с покраской одежды во время производства. В итоге все токсичные вещества – либо во время производства, либо во время стирки или уже на свалке – попадают в наши реки и водоемы. Плюс тратятся огромные объемы воды. Есть разные усредненные научные данные, что при производстве одной футболки расходуется 2700 литров воды. А чтобы произвести один килограмм хлопка, необходимо 10 тысяч литров воды и 75 килограммов пестицидов.


– А как же модный нынче органический хлопок?

– Действительно, выращивание органического хлопка намного меньше загрязняет почву и грунтовые воды, поскольку при этом не используются гербициды и другие пестициды. Но есть обратная сторона медали: для выращивания требуется очень много воды, и такой хлопок дорого стоит. Еще один минус в том, что изделия из натуральных волокон изнашиваются значительно быстрее, чем синтетика.


– Вы упомянули о влиянии производства и потребления одежды на климат. А проводились ли какие-то исследования этой проблемы?

– Таких данных практически нет, есть информация по конкретным вещам. Многие ответственные компании предоставляют полную информацию о том, что и как они производят. Например, в Levis подсчитали, что при производстве одной пары классической 501-й модели джинсов образуется 33,4 килограмма углекислого газа. В переводе это больше ста километров, которые можно проехать на машине, или 246 часов просмотра программ на огромном экране телевизора. Кроме того, только при производстве, до этапа носки, тратится 3781 литр воды. И по-настоящему ответственные компании считают эти данные и пытаются их уменьшить. Но несравнимо больше энергии расходуем мы сами, когда стираем и гладим одежду. В итоге мы с вами сильно влияем на изменение климата.


– И что делать? Неужели меньше стирать и гладить?..

– Ну нет, это уже крайность. Нужно просто полностью заполнять стиральную машину. И желательно сушить вещи естественным путем, а не в электрических сушилках – это экономит огромные объемы электроэнергии и, следовательно, первичных ресурсов – нефти, природного газа. Кроме того, могу посоветовать выбирать более безопасные порошки – бесфосфатные. И отдавать ненужную одежду на благотворительность, а не выбрасывать.


– Да, это еще одна проблема: свой жизненный цикл одежда у нас чаще всего заканчивает на свалке. А известно, сколько времени она разлагается?

– Сложно сказать, потому что условия на свалках очень разные. Но если взять самые общие цифры, то для разложения натуральных тканей – из шерсти, хлопка или льна, по многим оценкам, требуется лет десять. Если мы говорим про синтетические ткани – тут процесс более долгий, ближе к сотне лет. Это ведь, по сути, то же самое, что разложение пластиковой бутылки. При таком процессе тоже выделяются парниковые газы, которые влияют на климат, и токсические вещества попадают в почву и грунтовые воды. Их число на одну единицу ничтожно мало, но если мы выбрасываем много, возникают реальные риски попадания токсинов в почву. Поэтому необходимо задумываться: а нужны ли вам еще одни штаны или футболка? И куда потом девать надоевшие вещи? У нас не так развита Армия спасения, чтобы на каждой заправке стояли контейнеры для старой одежды. Прием вещей должен быть организован в шаговой доступности от людей. Но с этим пока сложно.


– Видится некое противоречие между модой и заботой об окружающей среде. Ведь мода – это что-то новое. Следовательно, чтобы соответствовать ей, нужно регулярно менять гардероб, а старые вещи выбрасывать или прятать подальше в надежде, что мода на них еще вернется. Как решают этот конфликт производители одежды и обуви?

– Сегодня об экологичности очень много говорят все дизайнерские дома. Например, Prada создает разнообразные экологические коллекции, появилась мода на вторичное использование материалов, на искусственные материалы. Знаменитая актриса Джейн Биркин летом подала протест против использования ее имени в модном доме Hermes на сумках из крокодиловой кожи. Наверное, самый известный сегодня дизайнер в плане заботы об окружающей среде это Стелла Маккартни. Она сама веган (веганы – строгие вегетарианцы, выступающие против эксплуатации животных и исключающие из своего рациона все продукты животного происхождения. – Ред.), и все ее коллекции – из искусственной кожи. И масс-маркет на них равняется, тоже к этому идет. Шведы продают одежду, изготовленную с использованием вторичных волокон. И у них работает программа «Совесть», по которой все без исключения магазины принимают вещи на переработку. При этом не только их марки, но любые другие, кроме белья. И даже дают за это скидку на свою продукцию. В Nike, например, сравнивают свои модели 2008 года с моделями 2014-го. И оказывается, что за эти годы компания в среднем от 12 до 24% уменьшила потребление энергии. Выбросы парниковых газов, которые влияют на климат, – от 13 до 20%, воды на 10%, отходов на 10 – 30%. И, что очень важно, сократили почти на 20% выбросы вредных веществ. В Puma принципиально по-новому подошли к упаковке. Это просто хит экологичности – их маленькая красная сумка, которую потом можно дальше использовать! Я вот в ней яблоки с рынка ношу. Компания на производстве упаковки смогла сократить на 9 тонн расход бумаги и 20 миллионов мегаджоулей энергии в год.


– А ведь еще есть этикетки, которые мы выбрасываем...

– Некоторые компании вообще отказались от этикеток. Ведь это вещь, которую мы используем один раз. Есть примеры, когда на одежду вешают этикетку с пластиковой биркой и стразиками в придачу. И если вещь с такой этикеткой выпустили стотысячным тиражом, в итоге получается большой экологический вред. Вообще есть в индустрии одежды так называемые очень малые шаги. За границей на многих бирках можно увидеть знак FSC. Это значит, что этикетка была произведена из древесины, полученной из устойчивых источников. То есть там, где соблюдаются права рабочих и лес рубят, где можно, а не в заповедниках или водоохранных зонах. И вы даже по номеру, который указан на этикетке, можете в Интернете узнать, где была срублена партия деревьев, из которой сделана эта этикетка.


– Все примеры, о которых вы упоминали, зарубежные. Российские компании не столь «экологичны»?

– Вот модельер Кира Пластинина сделала проект в защиту выхухоли, когда выпускались брендированные сумки и футболки, и часть прибыли от их продажи шла в WWF (Всемирный фонд дикой природы). Акция была очень успешная. Но таких примеров мало.


– Это связано с невысоким спросом или же спрос есть, но производители пока это не уловили?

– Думаю, они еще не переориентировались. Плюс люди в целом консервативны. Изделия из вторично переработанных материалов мы приняли совсем недавно. Нет активного продвижения «экологичности», многие об этом просто не знают. Поэтому у меня есть мечта – организовать курс для молодых дизайнеров. Если кто-то займется производством экологичной одежды или обуви, то получит большое маркетинговое преимущество. Ведь те же веганы с большим трудом могут найти для себя подходящую обувь или одежду. Ребята вынуждены покупать через Интернет за границей пару обуви по 500 – 600 долларов, переплачивая за доставку. Так что это прекрасная ниша.

Сейчас важная задача – создать моду на экологичную одежду и обувь. И когда некоторые производители продолжают говорить, что это ерунда, что все определяет цена, они лукавят. Молодежь очень хорошо реагирует на экологические тенденции.


«Сейчас важная задача — создать
моду на экологичную одежду и обувь.
И когда некоторые производители
продолжают говорить, что это ерунда,
что все определяет цена, они лукавят».


КСТАТИ

По аналогии с экомаркировками на косметику или продукты питания подобные «маячки» существуют и для тканей.



6Untitled-1.jpg


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (5556) от 01.10.2015.


Комментарии