Обошлись без апостолов

Реставрация или воссоздание? Этот вопрос сразу возникает, когда видишь иконостас церковного павильона Большого Меншиковского дворца, картины на библейские темы, фигуры ангелов... За десятилетия безбожия все убранство церкви и ее алтаря было почти полностью утрачено. Теперь оно воссоздается, и первый показ павильона после двухлетней реставрации уже состоялся.

Обошлись без апостолов | ФОТО Павла КАРАВАШКИНА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Павла КАРАВАШКИНА/ИНТЕРПРЕСС

- Первоначальное значение слова «реставрация» - восстановление того, что утрачено. Однако сегодня оно используется и для обозначения процесса сохранения художественных ценностей, - пояснил профессор, академик Российской академии художеств Юрий Бобров.

Церковь в Большом Меншиковском дворце оставалась действующей до 1921 года. Но после передачи комплекса в начале 1930-х Балтийскому флоту церковный павильон был переоборудован в мастерские. Разобранный иконостас храма и снятые со стен живописные образа перевезли в Петергоф, где все они погибли во время Великой Отечественной.

Сохранились только две иконы - Спасителя и Богоматери, их отыскали в Эрмитаже. Но они в столь ветхом состоянии, что возвращать их в Меншиковский дворец не рискнули. Сделали копии этих икон, и они будут установлены в церкви. Правда, богатые серебряные оклады с золочеными элементами восстанавливать не стали. Слишком дорогое удовольствие.

- Придворная церковь была построена во времена первого владельца Ораниенбаума - князя Александра Меншикова и освящена во имя Святого великомученика и целителя Пантелеимона 3 сентября 1727 года. Однако в последующие годы интерьеры ее несколько раз менялись. Окончательный вид церковь приобрела в 1760-е годы по проектным разработкам Антонио Ринальди. В стилистике этих лет и решили воссоздавать убранство павильона. Восстановить живописные произведения возможности не было, фрагменты картин можно было едва разглядеть на полустертых старинных фотографиях, разумеется, черно-белых. А вот количественный состав икон, живописных произведений и элементов иконостаса мы знали точно - по тщательно составленным описям того времени, - рассказала ведущий специалист по изучению объектов культурного наследия ГМЗ «Петергоф» Марина Павлова.

Реставраторы указывают на уходящие вверх стены купольной башни церковного павильона, резьбу карнизов, сохранившихся со времен Ринальди. Вот, пожалуй, и все, что здесь осталось подлинным. Однако восстановленные интерьеры передают стиль конца XIХ века. Еще более масштабной была задача воссоздания утраченной живописи иконостаса и 39 стенных полотен.

Сегодня 13 живописных образов иконостаса, включая главный запрестольный, уже на своих местах. Сам иконостас тоже восстановлен, хотя и отличается от первоначального проекта. К примеру, в верхней его части воссозданы четыре скульптуры ангелов, а вот от шести апостольских фигур, когда-то размещавшихся на нижних уровнях иконостаса, решили отказаться. Также еще не определились, где конкретно будут установлены уже написанные копии икон Спасителя и Богоматери.

Воссозданы и восемь стенных образов первого яруса интерьера храма. В дальнейшем утраченное живописное убранство интерьера церковного павильона будет полностью восстановлено. Этим занимается бригада из семи живописцев - специалистов Академии художеств.

- Открытие церковного павильона для широкой публики планируется в будущем году. Восстановление подобных художественных ценностей казалось практически невозможным, но мастера Института имени Репина с задачей справляются, - рассказала генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая. - Реставрационные работы продолжаются и на других объектах нашего музейного комплекса. В конце июня открываем покои фрейлины Воронцовой, фаворитки императора Петра III. Известна его фраза, сказанная после приведения к трону Екатерины Второй: «Оставьте мне только три вещи: трубку, скрипку и девицу Воронцову».

Что же касается всего комплекса Большого Меншиковского дворца, то сотрудники ГМЗ «Петергоф» рассчитывают, что полностью его реставрация будет завершена в 2020 году. Интерес у туристов к Ораниенбауму огромный. Сейчас его посещают около 8 - 10 тысяч человек в день. Меньше, чем фонтаны и дворцы Петергофа, но после завершения работ поток туристов увеличится.

#Большой Меншиковский дворец #реставрация #туризм

Комментарии