Мы никого не потеряли

Законодательный акт, который СМИ быстро окрестили «законом о российской нации», уже в процессе подготовки вызвал немалые споры, особенно в среде национальных меньшинств. Некоторые увидели в нем даже покушение на собственную национальную идентичность. О том, что такое российская нация и как это понятие вписывается в стратегию национального развития страны, на недавнем молодежном форуме «Санкт-Петербург - территория национального согласия» юной аудитории рассказал зам. директора Института этнологии и антропологии РАН, доктор политологии, профессор Владимир ЗОРИН. После форума он поделился своими мыслями с корреспондентом «СПб ведомостей»

Мы никого не потеряли | Иллюстрация Daboost/shutterstock.com

Иллюстрация Daboost/shutterstock.com

- Владимир Юрьевич, в СССР дружно жили «15 республик - 15 сестер», и это было в целом понятно советским людям. Потом, в 1990-е и 2000-е, шел бурный процесс «развода» этих республик и усиления национального самосознания (порой до степени пещерного национализма). Сейчас вновь ощущается некое встречное дружественное движение со стороны народов бывших «сестер». А как себя чувствуют и что думают национальности в России? Готовы они признавать свою принадлежность к новому российскому этносу?

- Россия - уникальная страна, в которой состоялся этногенез многих народов. Российская нация предполагает возможность отождествления граждан всех национальностей с государством, их высокую ответственность за суверенитет, территориальную, социокультурную, политическую целостность страны. Инновационная идеология гражданского национального строительства в РФ ни в коей мере не означает отрицания или растворения российских национальностей в некой монокультурной общности под названием «российская нация». Это прежде всего форма надэтнической гражданской идентичности граждан, которые по историческому и культурному наследию, патриотизму являются представителями одного российского народа. Многообразного, но единого. Российский гражданский проект - это политико-правовое и духовное пространство для преодоления ксенофобии, экстремистских и радикальных настроений, национализма и религиозной нетерпимости.

Можно сказать, что Россия - нация наций. И суть современной национальной политики в связи с этим становится двуединой. С одной стороны - обеспечение национальных интересов российского народа внутри страны и на международной арене, с другой - сохранение и поддержка историко-культурного и религиозного разнообразия проживающих в РФ представителей разных национальностей и религий.

- Вы сказали «уникальная страна». Ничего похожего нигде больше нет?

- Уникальность России не в том, что она объединяет почти 200 народов, говорящих на 277 разных языках, наречиях и диалектах (есть и более многонациональные страны). А в том, что у нас накоплен более чем 1500-летний опыт государственно-правового регулирования межнациональных отношений в многонациональной и многоконфессиональной стране. Еще в Повести временных лет создание государства (призвание Рюрика) описывается как воля разных племен, славянских и финно-угорских. Россия не знала религиозных войн. Екатерина II 250 лет назад своими указами заложила модель взаимоотношения двух мировых религий - православия и ислама, которая и сейчас представляет собой редкий в современном мире пример диалога цивилизаций. Многие народы искали защиты у Российского государства от культурного, религиозного давления и от физического истребления. Под сенью двуглавого орла они получили возможность сохранить свою веру, культуру, язык. Письменность многих народов была создана в рамках Российского государства. Ряд народов в ХХ веке получили национально-территориальное устройство в рамках СССР.

На протяжении всей истории России сохранение и сбережение народов, их обычаев и культуры является нашим главным трендом. И наша эксклюзивность в том, что на протяжении веков мы никого не потеряли: ни языки, ни народы. Это бесценный вклад в мировой опыт мирного развития.

Без отождествления с масштабной политической историей, богатой политической биографией и с динамичной действительностью демократической России понимание собственной национальной идентичности невозможно.

- Время от времени пресловутый национальный вопрос выходит на первые позиции во внешне- и внутриполитической повестке дня. От чего это зависит? И какова ситуация сейчас?

- Упрочение единства российских граждан сегодня, к сожалению, в значительной мере актуализировано внешнеполитическими рисками. Однако давление США и европейских стран на Россию привело к обратному результату: дискриминационные меры в ответ на независимую внешнюю политику РФ способствовали консолидации многонационального народа нашей страны. Одна патриотическая идея с особой силой проявилась в российском обществе в ходе празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. И уже в 2016 году «Бессмертный полк», а речь идет о нем, прошел в 40 странах, в том числе в Берлине, Лондоне, Риге, Баку, Киеве, Праге, Ереване...

Конечно, градус этнических интересов и вектор национального самоопределения групп и граждан разнятся в зависимости от многих обстоятельств. Но это только обязывает государство к пониманию рисков политизации этничности и этнизации политики.

Скрепляющая, объединяющая миссия русского народа расширяется. «Русский мир» - это не миф, а важнейший сегмент мировой культуры и политики. Его составляют не только этнические русские, которые проживают вне России, но и все соотечественники - русскоязычные граждане зарубежных стран, выходцы из Советского Союза, которые в культурном плане соотносят себя с Россией.

Мы постепенно все ближе подходим к президентским выборам 2018 года, а любые выборы - как правило, период этнической мобилизации. В нынешних геополитических условиях это было бы опасно. В нашей недавней истории уже случались спекуляции в виртуальных предвыборных дискуссиях (в том числе на тему принятия закона о русском народе, возвращения графы «национальность» в паспорт, разворачивались целые «войны идентичностей» по поводу того, что главнее: я - татарин или я - россиянин, сибиряк, русский и т. д.).

По данным Минюста, в России зарегистрировано около 21 тыс. некоммерческих организаций, и каждая третья из них в своих уставных целях имеет этнокультурное содержание. Жизнь показала, что национальные объединения и НКО - весьма активный сектор гражданского общества. При правильной настройке они могут стать реальными партнерами государства в реализации его этнополитики.

#национальная политика #Россия #консолидация

Комментарии