Мохообразным - труба?

Геополитический и инвестиционно-стратегический проект прокладки 3-й и 4-й газовых труб через Балтийское море - «Северный поток-2» (Nord Stream-2) - находится в стадии предпроектной разработки. Практическая его реализация должна начаться в 2018 году. И если прокладку морской части будут контролировать 9 стран Балтийского моря (5 из них с решающим голосом), то сухопутная часть от газовых месторождений до участка берегового примыкания (лендфолл) - наша, и только наша, российская проблема и ответственность.

Мохообразным - труба? | ФОТО Axel Schmidt /DPA/TASS

ФОТО Axel Schmidt /DPA/TASS

А вот тут возникают серьезные и болезненные вопросы. Они рассматривались недавно в Петербурге на «круглом столе», посвященном «Северному потоку-2», на форуме «День Балтийского моря».

Почему бы Nord Stream-2 не пройти по уже освоенному пути первой очереди, то есть до Выборга и далее по морю? Официально это объясняется тем, что «по результатам исследований, проведенных ООО «Газпром проектирование», северный коридор был признан технически неосуществимым». Нашлись 6 - 7 мест, куда, как в бутылочное горло, новый магистральный газопровод не втиснешь: негде проложить новый тоннель под Невой, невозможно обеспечить минимально безопасное расстояние от населенных пунктов. Есть и другое обстоятельство: маршрут к южному побережью Финского залива просто интереснее для крупных экономических структур, намеренных создавать газо- и энергоемкие производства в припортовой зоне Усть-Луги. Как бы то ни было, уже решено, что «Северный поток-2» выйдет к южному побережью Финского залива через Кингисеппский район.

Но и тут есть два пути. Северный - через Сойкинский полуостров до мыса Колганпя. И южный - в Нарвский залив через полуостров Кургальский. То есть через одноименный заказник, не просто особо охраняемую природную территорию (ООПТ) регионального значения, а имеющую международный статус как водно-болотные угодья по Рамсарской конвенции, и охраняемый район Балтийского моря в соответствии с Хельсинкской конвенцией. Против кургальского варианта и развернулась борьба.

«Мы знаем, в каком месте мы живем. И несмотря даже на то что наши поселки обещают газифицировать, мы против, если нас поставят перед выбором. Привыкли уже обходиться газовыми баллонами», - говорит член инициативной группы по защите заказника жительница поселка Кургальский Ирина Барановская.

Научный коллектив Ботанического института им. В. Л. Комарова провел собрание и составил письмо на имя министра природных ресурсов Сергея Донского (аналогичные письма отправлены в адрес губернатора Ленинградской области и главы Кингисеппского района). Суть их в том, что, по мнению ученых, результатом строительства магистрального газопровода через заказник «станет невосполнимая утрата ценнейших для Балтийского региона в целом и Ленинградской области в частности объектов растительного мира и местообитаний». На территории Кургальского выявлены 14 видов растений и грибов, занесенных в Красную книгу России, в Красную книгу Ленобласти - 50 видов сосудистых растений (четверть всего списка), 12 видов мохообразных, 8 видов водорослей, 9 видов лишайников, 13 видов грибов. «Такого количества редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов растительного мира не зарегистрировано ни на одной из существующих особо охраняемых территорий Ленинградской области», - говорится в письме.

Орнитологи могут дополнить эти аргументы целым списком редких и охраняемых видов пернатых, потому как Кургальский полуостров и примыкающая к нему акватория - «место максимального биологического разнообразия и чрезвычайно высокой численности сообществ гнездящихся и мигрирующих птиц». Специалисты по ластоногим также отмечают, что это одно из ключевых мест обитания в Финском заливе серых тюленей и балтийской нерпы.

Так почему же в пресс-релизе, распространенном компанией Nord Stream 2 AG перед началом «круглого стола», недвусмысленно говорится, что «по совокупности факторов нарвский маршрут (то есть через Кургальский заказник. - Прим. ред.) признается в качестве предпочтительного»? Факторов этих, как полагают скептики, ровно два - дешевле и проще. Путь через Сойкинский полуостров на 39 км длиннее, чем через Кургальский заказник. Кроме того, побережье у Сойкинского полуострова каменистое, с большим количеством валунов и дважды пересекает судоходные фарватеры. Это, соответственно, потребует большего объема дноуглубительных работ.

Но ведь в Положении о заказнике «Кургальский» прямо сказано: запрещается «отвод новых участков под разработку карьеров, строительство... прокладка коммуникаций»; запрещается прочая деятельность, противоречащая целям создания заповедника. Однако по нынешним временам достаточно несколько кликов «мышки», чтобы убрать из положения о заказнике неудобные пункты.

В давние времена, когда слово «экология» еще требовалось разъяснять в скобочках (это, мол, такая наука про дом человечества, «экос» - дом, «логос» - наука), один умный человек сказал: «Экология - это всегда система жертв и приоритетов». Приоритет тут понятен - крупнейший проект на 8 млрд евро, не говоря уж о геополитике. А жертвы? Мохообразные, лишайники и всякие там дремлики темно-красные и прострелы луговые, красношейные поганки, подорлики, нырковые утки, лупоглазые и усатые нерпы. Что перевесит?..

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии