Курица с прицепом

В городе Омске и примыкающей к нему области раздают цыплят. Живых, суточных... Бесплатно! Правда, не всякому-каждому, а только малообеспеченным гражданам, многодетным семьям и пенсионерам. Сообщается, что «выдача цыплят осуществляется в рамках антикризисных мер областного правительства». Народ сам птичку откормит и по надобности своей употребит: куриные яйца получит или на мясо пустит. Всего раздать планируется аж целый миллион птичек.

Курица с прицепом | РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

Золотая яичница

В нашей округе цыплят никто пока не раздает. И вряд ли раздавать будет. Зато курятина звание антикризисного продукта стремится поддержать ценами.

По данным Петростата, куриное мясо в торговой рознице Петербурга в прошлом месяце подешевело на 4%. Средняя стоимость килограмма куриной тушки обозначилась на отметке 137 рублей 60 копеек. Правда, куриные окорочка дешеветь не торопятся. Наоборот, с начала года они возросли в цене на 1,4%, зафиксировав среднюю стоимость 160 рублей 46 копеек.

А вот у куриных яиц антикризисный статус вряд ли когда появится. Яйца продолжают дорожать. С начала года их цена подскочила на 13,6%. Традиционно яйца дорожают накануне Пасхи. А праздник этот – уже на следующей неделе.

В Российском птицеводческом союзе (Росптицесоюз), объединяющем почти все птицеводческие хозяйства страны и десятки прочих организаций, связанных с «птичьей» отраслью, озаботились нынешними ценами на продукцию. Посчитав слишком задранными торговые наценки, слишком тяжелым ценовой «прицеп».

Представители отрасли предложили ввести законодательное ограничение розничных наценок, снизив их до 10%. Сейчас, по данным Росптицесоюза, цена десятка яиц по пути от производителя до прилавка увеличивается с 40 – 50 рублей до 80 – 100. При этом, утверждает директор отраслевого союза Галина Бобылева, наценка магазинов составляет от 25 до 40%. Примерно такая же ситуация и с куриным мясом. Хотя, справедливости ради, ценовой «прицеп» тут ниже – до 20%.

Производитель часто продает свою продукцию в магазины через всевозможных оптовых посредников. Те берут свой процент за перевозку, хранение, продвижение товара на товарную полку. Но процент этот заранее обговорен между поставщиками и оптовиками и, как правило, не очень велик.

Другое дело, когда торговые сети обязывают поставщиков пользоваться услугами только тех оптовых компаний, которые связаны с самой сетью. Тут поставщиков ждет много чего непредсказуемого.

Предсказуемым остается только повышение цен на товар, добравшийся до прилавка.

Родное правительство, как известно, пока не хочет регулировать вопросы ценообразования «вручную», вводить государственное регулирование. Обещает действовать через некие рыночные механизмы. А также внести положение об ограничениях наценок в существующий закон о торговле. Может быть, и в самом деле – внесут... Премьер Дмитрий Медведев намекнул, что закон с поправками появится уже в этом году.

Правда, похожие «намеки» были и в прошлом году, и в позапрошлом, и три года назад... Торговля позиций не сдает.


Несушка в колбасе

Птицеводство – чуть ли не единственная отрасль отечественного АПК, которая заменила куриный импорт задолго до объявления Россией продовольственного эмбарго. Мясо птицы занимает больше половины всего мясного производства в России. «Курица при полной обеспеченности внутреннего рынка вполне может выступить в качестве замены свинины и говядины», – вещали представители другого отраслевого сообщества, Мясного союза России, еще лет пять назад.

Но то, что курица станет настолько... вездесущей, мало кто подозревал.

В прошлом году отечественные мясоперерабатывающие предприятия, завязанные на импортном мясном сырье (прежде всего на свинине), вдруг, почти в одночасье, остались без этого самого сырья. «Импортозаместителем» стала отечественная курятина.

Спрос на нее переработчиков вырос многократно. Цены взлетели на всю продукцию – и на ту, что идет на переработку, и на ту, что отправляется в розницу.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заподозрила тогда картельный сговор. Прежде чем приступить к большим разборкам, руководитель ведомства Игорь Артемьев подбросил мясопереработчикам вопрос: «А вы потребителю рассказываете, что вместо свинины в колбасу кладете курятину?!».

Сегодня можно ответить с полной уверенностью: рассказывают!

Не в помпезной рекламе, конечно, а крошечными буковками в ингредиентном составе продукта: «мясо птицы». Но тут надо понимать, из какого именно куриного мяса делается колбаса. Не из белого же, диетического... Используется в основном дешевое мясо второго сорта, известное в обиходе как «суповая курица». Другими словами – отслужившие свой век куры-несушки.

В ингредиентном раскладе нынешняя вареная колбаса выглядит примерно так: мясо птицы – 30%; эмульсия (измельченные субпродукты, кости, шкура) – 25%; соя – 25%; свинина или шпик – 10%; крахмал, вкусовые добавки, стабилизаторы, консерванты – 10%.

Наличие в колбасе куриного мяса отчасти удешевляет продукт. Но далеко не всегда. Колбасы «с курицей», прихватившие названия известных марок – «Любительская», «Молочная», «Русская» и даже... «Докторская» (!), – продаются по цене, превышающей стоимость натуральных ГОСТовских колбас.

Оставим колбасу любителям этого неоднозначного продукта. Заглянем в ту часть супермаркета, где продается настоящее куриное мясо.

По данным исследования, проведенного агентством «Маркетинг+», 45% потребителей охлажденного мяса птицы покупают его раз в неделю. Два-три раза в неделю птицу покупают 20% опрошенных; 26% респондентов раскошеливаются на покупку два-три раза в месяц.

При выборе птицы потребители чаще всего указывают на такие критерии, как внешний вид продукта (80%) и его свежесть (69%). Кроме того, около трети покупателей обращают внимание на цену и запах мяса – соответственно, 35 и 31% опрошенных. На выбор влияют также вес товара и внешний вид упаковки.

А вот что касается известности марки и производителя, то москвичи, петербуржцы и жители регионов оценивают этот критерий по-разному.

Для большинства покупателей-москвичей марка и производитель не имеют особого значения. Маркетологи списывают это на широкий выбор продукции, представленной на столичных прилавках («везут со всей страны»). Петербуржцы лучше знают и чаще ориентируются на продукцию ведущих птицефабрик Ленинградской области. В регионах также голосуют «за своих».


Увидел, понюхал... задумался

Среди респондентов оказались и те, кто охлажденной курице предпочитает замороженную. Одни объясняют это необходимостью закупать товар впрок – «ее дома все равно замораживать придется». Другие – более низкой ценой замороженного, по сравнению с охлажденным, товара.

По качеству охлажденное мясо, конечно же, лучше замороженного. Потому что оно успело правильно «созреть». В курочке же, подвергнутой глубокой заморозке, созревание прерывается, поэтому мясо получается жестковатым. Кроме того, при отрицательных температурах внутриклеточная жидкость превращается в кристаллы льда. Они разрывают мышечные волокна изнутри, и мясо становится не таким приятным на вкус. Большая часть витаминов вымывается с растаявшим мясным соком.

И это еще не все минусы.

Бывает, замораживают уже подпорченные тушки. Или «утяжеляют» курицу за счет воды. По закону, в замороженном мясе должно быть не больше 4% влаги, но если курицу долго держать в воде, то она наберет до 20% жидкости. Причем внешне это будет почти не заметно, а в полупрозрачной или цветной упаковке и вовсе не видно.

Цветные пакеты запросто могут скрыть изъяны и охлажденной курочки. «Курицу надо выбирать глазами и носом» – главный совет поваров всех времен и народов. Правильный цыпленок-бройлер должен иметь хорошо развитые мышцы, округлую грудку без резко выделяющейся кости-киля и бледно-розовое мясо.

Если признаком хорошей баранины или говядины считается белый жир, то с курятиной все наоборот. У свежего бройлера он бледно-желтого оттенка. В идеале птичка должна быть полностью выпотрошена, без кровяных сгустков на поверхности, царапин, гематом, мышечных разрывов и переломов костей.

И никаких подозрительных запахов, даже намека на них! Курица должна пахнуть курицей... А вот полное отсутствие запаха тоже должно насторожить. Скорее всего, птичку обрабатывали хлором. Это не противопоказано.

Долгое время производители обеззараживали куриное мясо хлорсодержащими жидкостями в ударных дозах. Но пять лет назад эти дозы распоряжением Роспотребнадзора были снижены до минимума. К тому же появились технологии бесхлорной обработки птичьего мяса. От производителей потребовали на упаковках с курятиной, не обработанной хлором, делать специальные обозначения: «Без хлора» или «Свободно от хлора».

Бесхлорное мясо относится к товару премиум-класса и стоит дороже «хлорного». «Но не факт, – шепнули на ушко технологи, – что оно не обработано антибиотиками».

Каждый покупатель из всех возможных зол способен выбрать наименьшее.


Скидки

В магазинах сети «7Я Семья» – скидки на широкий ассортимент колбасных изделий. Так, сосиски «Молочные» подешевели на 50% (340 г – 69 руб. 50 коп.), на 50% подешевели и сосиски «Сливочные» (325 г – 59 руб. 45 коп.); дешевле на 33% стала колбаса «Докторская» оригинальная (400 г – 59 руб. 90 коп.). Колбаса «Докторская» премиум подешевела на 25% (1 кг – 221 руб. 90 коп.).

В гипермаркетах «Лента» – заметные скидки на молочную продукцию и сыры. Так, сметана «Большая кружка» там стала дешевле на 15% (жирн. 15%, 330 г – 39 руб. 99 коп.); сливки «Домик в деревне» – на 12% (жирн. 10%, 200 г – 27 руб. 99 коп.); напиток сывороточный с соком (в ассортименте) «Актуаль» – на 19% (930 г – 46 руб. 99 коп.); сыр «Маасдамер» – на 17% (1 кг – 499 руб. 99 коп.); сыр «Российский» в нарезке – 16% (140 г – 99 руб. 90 коп.).

Скидки на плодоовощную продукцию – в магазинах сети «О,Кей». Яблоки айдаред скинули с прежней цены 30% (1 кг – 69 руб. 90 коп.); груши конференс подешевели на 20% (1 кг – 119 руб.); томаты черри – на 20% (500 г – 119 руб.); перец красный – на 20% (1 кг – 159 руб.). Тепличные огурцы стали дешевле на 25% (1 кг – 149 руб.). Там же – скидочные акции на рыбную продукцию. Стерлядь охлажденная непотрошеная подешевела на 20% (1 кг – 399 руб.); пикша и сайда свежемороженые – на 19% (1 кг – 259 руб.).

В «Полушке» – скидки на полуфабрикаты и заморозку. Грудка куриная с рисом и овощным соусом стала дешевле на 50% (320 г – 69 руб. 90 коп.); котлеты «Равиолло» в ассортименте – на 46% (380 г – 39 руб. 90 коп.); пельмени «Сибирский размер» – на 43% (800 г – 229 руб. 90 коп.); котлеты куриные – на 42% (400 г – 59 руб. 90 коп.).

ДАННЫЕ ИЗ КАТАЛОГОВ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ ПО СОСТОЯНИЮ на 28.03.2015 г.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 054 (5427) от 30.03.2015.


Комментарии