Главная городская газета

Кто следующий?

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея, или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
Кто следующий? | РИСУНОК Игоря КИЙКО

РИСУНОК Игоря КИЙКО

Кому-то разделение на икс, игрек, зет кажется таким же дурацким, как деление года на знаки зодиака. Однако серьезные компании выкладывают серьезные деньги за «поколенческие исследования», а теоретики поясняют, что миллениалам легче столковаться с беби-бумерами, чем с иксами, а лучше всех устроились пограничники. В «ОхтаЛабе» при большом стечении слушателей дискутировали защитники теории поколений и скептики.

Неизвестные, миллениумы, домоседы...

Создатели теории поколений американцы Уильям Штраус и Нил Хоув (их книжка Generations вышла в 1991-м) измерили в поколениях историю Америки аж с 1584 года. В «ОхтаЛабе» так не углублялись, тем более где Штаты - и где мы. Однако те же Штраус и Хоув подметили, что определенные черты присущи поколению, живущему в самых разных странах.

Поэтому, например, согласно теории поколений, молчаливые (рожденные в 1924 - 1942 годы) едва ли не в мировом масштабе усвоили, что у стен есть уши и болтун - находка для шпиона.

А беби-бумерам (послевоенный бум рождаемости 1944 - 1963 годов) будто бы свойственен трудоголизм.

Поколение Х (рожденные в 1964 - 1983 годы) - «неизвестные», «необыкновенные»: на Западе они росли в недоверии к властям, в распадающихся семьях.

А в нашей стране их детство/молодость выпали на период от застоя до девяностых; как следствие - нелюбовь к категоризации (так что поколение Х кривится, когда его называют таковым) и любовь к стебу, высмеиванию.

Поколениям, следующим за иксами, латинские буквы достались чисто автоматически - идущие по порядку Y и Z, на чем латинский алфавит исчерпался. Однако приверженцы теории поколений на буквах не зациклились.

Игреков (рожденных в 1984 - 2003) называют миллениумы («миллениалы» в английском все-таки прилагательное): эти считают себя шибко продвинутыми. А нынешних детей, поколение Z (с 2004-го), именуют хоумлендерами - от homeland, «домосед»: дети, очень много времени проводящие под присмотром взрослых, необязательно родственников.

- Американцы исследовали, сколько времени ребенок проводит без взрослых. Если не считать времени сна - меньше 10 минут в сутки, - отмечает Евгения Шамис, основатель проекта «Ru.Generations - Теория поколений в России».

Чуть не забыли: есть еще пограничники. К ним могут себя причислить те, кто родился на три года раньше или позже условной поколенческой границы.

- Мы просмотрели список «Форбс» в мире и в России. Самое большое число миллиардеров - пограничники, - говорит Евгения Шамис.

Три языка и деньги в долг

Поколения разнятся своими ценностями, но ценности эти можно разглядеть только на больших группах, не индивидуально. И крупным компаниям отчего-то недостаточно знать ценности возрастные, этнические, личностные и какие там еще. Компании и в эти поколенческие игрушки играют: выясняют предпочтения иксов или антипатии миллениумов.

Как считают сторонники теории, поколенческие ценности закладываются в первые 10 - 12 лет нашей жизни - машинально, некритически. И так окапываются, что многие решения, от экономических до политических, мы на протяжении всей жизни принимаем, исходя из усвоенных когда-то (неосознанно) ценностей.

Когда в 2017-м Шамис вместе с коллегами проводила очередное исследование, зарубежные беби-бумеры ей интригующе напоминали: «В этом году дата большая...». Имелось в виду не столетие нашей революции. А то, чему они, иностранцы, будучи детьми, были свидетелями: полет советского искусственного спутника в 1957-м. Ключевые общественные события, усвоенные в детстве, весьма влияют на наши ценностные ориентиры, уверяет Евгения Шамис.

Еще один ценностный фактор - то, чему в нашем детстве принято было учить для достижения успеха. Еще в девяностые-нулевые чадо позарез нужно было отдать на английский, а нынешних детей для надежности учат трем языкам: двум иностранным (английский - само собой плюс еще какой-нибудь) и языку общения с машиной - программированию.

Свою долю добавляет информационный фон: по словам Евгении Шамис, реклама кредитов так внедрилась в современных детей, что они наловчились копить и ссужать деньгами старших братьев-сестер.

Наконец, еще один формирователь ценностей: то, что в нашем детстве было в дефиците. У российского поколения Х дефицитом было все незаурядное (вспомните прилавки) - стало быть, котируется все, что предполагает возможность выбора.

Алексей Сулимов, директор по маркетингу портала, ориентирующего в концертах, выставках, спектаклях и т. д., изучал, как горожане ищут развлечения, и тоже нащупал поколенческие черты. Выяснилось, что юные хоумлендеры редко включают на сайтах блокировку рекламы: для них реклама не что-то навязчивое и лишнее, а нормальная информация, не хуже любой другой, констатирует Сулимов.

Он с интересом ждет, когда это поколение подрастет и обзаведется своими деньгами - как оно будет ими распоряжаться? По наблюдениям Сулимова, нынешняя молодежь, хоть и зарабатывает, чаще ищет бесплатные выставки, лекции, курсы. А средневозрастные за бесплатным не гонятся - четко знают, чего хотят: вбивают в поисковый запрос конкретный театр, спектакль и покупают билет.

Они и мы

Писатель Александр Цыпкин готов забраковать готовые теории поколений и предложить свои. К примеру, в том же поколении Х есть прослойка: успевшие побыть пионерами, но не ставшие комсомольцами. Цыпкин как раз из таких и считает, что эти люди живут сегодняшним днем, готовы к любым катаклизмам и не строят планов на будущее. «Если вы посмотрите на клуб миллиардеров в нашей стране - это те, кто родился либо до нас, либо после нас. А мы умеем создавать яркие идеи, но не умеем их долгосрочно реализовывать. Мы нужны для стартапов. А потом можете нас выбросить».

Писатель набросал еще несколько отличий 35 - 55-летних от более молодых:

- Для нас секс был важнее денег, для нынешних важнее деньги. Для нас впечатления были важнее здоровья (потому многие не дожили до сегодняшнего дня), для нынешних здоровье главнее. Для нас было важнее мнение близкого круга о нас, чем мнение общественное, для нынешних общественное мнение важно, близкий круг - побоку. Для нас путешествие имело колоссальную ценность - для сегодняшних передвижение по миру перестало быть ценностью. Для нас протест был важен сам по себе - для нынешних важнее спокойствие.

Или вот еще водораздел: поколение до соцсетей и после их появления, когда я-виртуальный выбирает круг общения не из тех, кто рядом, а в любой точке мира.

Директор Института неформального образования, неформальный Дима Зицер, от официальной теории поколенческого разделения тоже не в восторге:

- Такое представление, кроме как к манипулированию, ни к чему не ведет, - считает он. - Главная ценность, которую мы можем себе позволить, - быть разными. Иногда кто-то поражается: «Как же это! У меня трое детей, и они совершенно разные! Но они же от одних родителей!..» Фиг вам, ребята, они от разных родителей. Вы были разными в разное время: когда у вас появился планшет, когда вы поменяли работу, с кем-то познакомились...

У защитников теории поколений наготове ворох советов, как поколениям общаться. По словам Евгении Шамис, лучше понимают друг друга не соседние поколения, а через одно: иксам трудновато с миллениумами, но нормально - с хоумлендерами. Есть и предположение, какое поколение грядет («Мы не знаем, как его назовут, но оно будет похоже на беби-бумеров», - предрекает Евгения Шамис). Однако большинство участников дискуссии смачно поколенческую теорию высмеяли.

Впрочем, все дискутанты - поколение X, для которого высмеивание, напомним, - характерная черта.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook