Хранители культов

Государственный музей истории религии создавался в 1932 году под эгидой Академии наук СССР как научно-исследовательский центр по изучению мировых религий, их типологии и эволюции. Начиналось музейное собрание с 800 единиц хранения, за 85 лет фонд вырос до 200 тысяч («возраст» экспонатов - от VI века до нашей эры до века двадцать первого). В 2016 году музей посетили более 100 тыс. человек, было подготовлено около ста новых экскурсий. В том, что МИР в глазах петербуржцев стал неким «модным» местом для интеллектуального времяпрепровождения, не последнюю роль сыграл определенный разворот к проблемам современности. На вызовы времени музейщики ответили долгосрочными программами работы с различными группами населения - студентами, школьниками, этноконфессиональными объединениями, мигрантами.

Хранители культов | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Поделимся с туманным Альбионом

Религиозная «специализация» - большая редкость в мировой музейной семье. В России МИР такой единственный. Похожие учреждения действуют в белорусском Гродно и украинском Львове, известны также Музей религий в Марбурге (Германия), мировых религий в Тайбэе (Тайвань) и религиозного искусства в Глазго (Великобритания). Вот, пожалуй, и все.

Недавно Британский музей пригласил петербургских коллег поучаствовать в выставочном проекте «Общество и вера», его куратор Джил Кук уже поработала в фондах МИР и отобрала предметы, которые впишутся в концепцию выставки. Экспозиция откроется 1 ноября.

- Для нас это большая честь и уникальная возможность представить себя на самом высоком уровне, - говорит замдиректора ГМИР по научной работе Екатерина Терюкова. - Надо признать, что вопросы религии в музейном пространстве обсуждаются нечасто. И предметы, связанные с религией, не воспринимаются хранителями как артефакты, рассказывающие об истории религии, а скорее как включенные в определенный культурный контекст. На них привыкли смотреть с точки зрения искусствоведа, культуролога, археолога, этнографа... Наш опыт изучения и экспонирования культовых предметов для Британского музея очень важен.

Не оскудеет рука дарящего

У МИР подписаны соглашения о сотрудничестве с Санкт-Петербургской духовной академией, буддийским дацаном Гунзэчойнэй, Большой хоральной синагогой. В петербургскую Соборную мечеть туристов пускают смотреть интерьеры только в сопровождении сотрудника Музея истории религии...

- Для нас это свидетельство того, что нам доверяют и понимают: наша информация не окажется предвзятой, а всегда будет базироваться на очень серьезной научной основе, - рассказывает заместитель директора МИР Татьяна Пчелянская. - Религиозные организации - наш надежный партнер, когда речь идет о пополнении музейной коллекции, ведь их сегодняшняя жизнь уже завтра станет историей.

По словам главного хранителя Музея истории религии Елены Денисовой, из 2,5 тыс. предметов, пополнивших фонд за 2012 - 2016 годы, около 600 - это дары и подношения от общественных и религиозных организаций, а также частных лиц. Немало даров поступило в музей из буддийской Сангхи. Личные мемориальные вещи передала семья муфтия Соборной мечети Джафара Насибулловича Пончаева после его смерти. Дарят музею свое облачение священники Римской католической церкви различных орденов.

Сохранность по договору

Но этот процесс не односторонний. В 1990-е годы, когда стали вновь открываться русские православные церкви, музей возвращал им иконы, утварь, предметы облачения - около 3 тыс. единиц хранения тогда были списаны из музейного фонда РФ и переданы РПЦ.

Кроме того, в храмах сейчас находится около 200 единиц хранения из МИР (в том числе 88 в Казанском соборе). Передавая артефакт в пользование церкви, музей заключает с ней договор, в котором описаны все условия хранения предметов музейного фонда: температурно-влажностный и световой режимы, место размещения, регулярные проверки. Например, недавно Казанскому собору музей передал мощехранительную икону святого патриарха Гермогена: в договоре прописаны условие создания специальной капсулы для нее и хранение в нижнем крипте. Большая статуя Будды Шакьямуни теперь «живет» в Улан-Удэ. Отдельные предметы переданы в католические храмы...

Впрочем, «поделиться» сокровищем можно и не расставаясь с ним - при помощи виртуальных представительств. На площадках образовательных и музейных организаций нескольких регионов РФ в электронном виде представлены коллекции МИР: «История буддизма на берегах Невы», ислама, христианства... Пока таких представительств семь - четыре в Бурятии (Улан-Удэ, Иволгинск, Северобайкальск и Новоселенгинск) и по одному в Чечне (Грозный), Республике Коми (Сыктывкар) и Ульяновске. В этом году будут открыты еще четыре - в Волгограде, Усть-Цильме (Республика Коми), Кызыле (Республика Тыва) и Дербенте (Дагестан).

Три «кита» - три священные книги

В прошлом году в пилотном режиме в МИР проводили циклы занятий, которые помогли бы несовершеннолетним иностранцам адаптироваться в многоконфессиональном пространстве большого города. Занятия на базе экспозиции музея, мастер-классы. Знакомство мигрантов с межконфессиональной средой Петербурга начинают с главных книг трех авраамических религий - ислама, христианства и иудаизма. Затем переходят к общим нравственным и этическим нормам, которые характерны для них. Следующее занятие посвящается исламу в Петербурге. А потом слушателям рассказывают... об основах ислама. И хотя Коран им более-менее знаком (некоторые даже могут читать наизусть из него суры), но разницы между шиитами и суннитами они, как правило, не знают. Собирал и приводил группы юных мигрантов фонд «Дети Петербурга».

Процесс «музейной адаптации» не идет гладко.

- Надо понимать, что мигранты и их семьи находятся в состоянии тотального кризиса - финансового, морального, самоидентификации, шока от переезда в большой город, и с этим связана масса проблем, - рассказала Екатерина Терюкова. - Родители своих чад зачастую даже в школу не отпускают, да и при всем желании сопровождать их в музей взрослые могли не всегда, поэтому в группах постоянно менялся состав. Время занятия нам тоже было трудно рассчитать: ребятишки увидели гардероб - застряли перед ним, поравнялись с автоматом со снеками и водой - опять «культурный шок».

Тем не менее нынче Музей истории религии в сотрудничестве с городской администрацией, Духовным управлением мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, фондом «Дети Петербурга» начал большую программу социокультурной адаптации мигрантов и членов их семей. Совсем недавно к ним присоединились таджикская и узбекская диаспоры.

Ислам, исламизм и другие «измы»

На протяжении многих лет в рамках программы «Религиозный Петербург. Вера, традиции, культура» в музее проходили тематические дни с участием диаспор и религиозных сообществ, на которых рассказывали о национальных праздниках, традициях, кухне, мечетях. В прошлом году музейщики поняли: «аттрактива» недостаточно. Петербуржцам требуются и более серьезные глубокие форматы. В апреле в рамках действующего в МИР Центра молодежных программ стартовал лекторий «Ислам: вопросы и ответы». Прошли четыре такие встречи. Вести их приглашали экспертов из петербургских научных организаций и зарубежных специалистов.

- За годы работы мы привыкли, что тематика, связанная с исламом, вызывает самую низкую активность наших посетителей по сравнению со всеми другими, - продолжает Екатерина Терюкова. - Но на каждой из тех встреч присутствовали до 50 человек - преимущественно молодежь, студенты. Заданные ими вопросы демонстрировали неплохую первичную подготовленность. И главное - острое желание разобраться.

Природе общественно-политических движений, выступающих от имени ислама, была посвящена музейная лекция «Ислам, исламизм и другие «измы». На ней слушателям объяснили, какое содержание стоит за теми терминами, которые ежедневно обрушиваются на нас с телеэкранов и газет вместе с самыми тревожными новостями.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии