Главная городская газета

Как закрыть школу, не закрывая ее

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
Как закрыть школу, не закрывая ее | ФОТО xtock/shutterstock.com

ФОТО xtock/shutterstock.com

Реорганизация петербургских учебных заведений (не отставать же от Москвы!) продолжается. В июле газета писала, как в Выборгском районе сливают центр образования (ЦО) # 100 с гимназией # 92, притом что «контингент» учреждений, мягко говоря, разный.

И вот новые вести с полей: в центре образования # 697 Приморского района из прошлогодних 500 с лишним учеников остались 25, как уверяют педагоги, или 73, как утверждает райадминистрация. Виртуозно выполненная операция. С учетом того, что нет ни одного документа о закрытии ЦО.

Потому что у вас документов нет

Центры образования называют школами для трудных подростков. Но это потому, что лень выговаривать «для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».

Такие учебные заведения с их очно-заочным, заочным и экстерновским обучением – шанс для тех, кто не смог учиться в обычной школе. По разным причинам. Диапазон «трудных ситуаций» – от пьющих родителей и загулов с дурными компаниями до невзгод, подкосивших хорошую крепкую семью. Ученики, соответственно, всех мастей: хулиганье – и забитые тихони, двоечники – и неуправляемые отличники, юные спортсмены, которые вечно на сборах, – и 30 – 40-летние работающие, решившие все-таки «дополучить» среднее образование (обычное дневное обучение для них не вариант).

Сейчас центры образования стремительно исчезают.

– Перед началом учебного года нас попросили забрать личные дела детей и перейти в школу # 109, – рассказывают родители учеников. Оставшихся учеников.

Сидим в классе: несколько педагогов, родители, 11-классники (остались после уроков). Их можно бы назвать ослушниками: документы не забрали; образно говоря, вцепились в парты – не оттащишь. Но приказа-то о реорганизации нет. А раз так – имеют право.

По ходу беседы пришли еще несколько учеников – из тех, кто документы забрал. Хотят вернуться.

– В мае на последнем звонке нам сказали, что центр соединяют со 109-й школой. Хотя никакого приказа не было и нет, – рассказывает Марина Бычкова, учитель русского и литературы.

Потом экзамены, каникулы/отпуска, но педагоги успели написать в Законодательное собрание, в комитет по образованию, в Минобрнауки, главе правительства Дмитрию Медведеву. Родители не сочли за труд провести расследование и обратиться в прокуратуру: «...с 01.06.2015 прекращен прием учеников. Однако 03.07.2015, 17.08.2015 были проведены закупки на поставку оргтехники, канц. товаров». С начала 2015 года на госзакупки ушло около 3 млн рублей. Они были потрачены по назначению, но зачем, если ЦО закрывают?

Председатель постоянной комиссии по образованию ЗакСа Максим Резник затеял целую переписку с ведомствами.

Увлекательное чтение. Депутат интересуется у администрации Приморского района: в чем, собственно, дело? Ответ: «...был проведен детальный анализ целесообразности реорганизации /.../. Результаты проведенного анализа показали, что реорганизация не нарушает прав и гарантий обучающихся и сотрудников». И в том же письме администрация признает, что комитет по образованию реорганизацию не одобрил.

И правда, вот письмо комитета: «не представлен детальный анализ целесообразности реорганизации /.../, не проведена подготовительная работа с работниками и родителями обучающихся».

По звонку

Черт-те что. Администрация рапортует, что «в мае-июне с родителями и педагогами /.../ были проведены встречи по разъяснению сложившейся ситуации».

– Никаких общешкольных родительских собраний не было, – утверждают родители.

Комитет отмечает: реорганизация «может быть проведена только при условии исключения потенциальных рисков последствий для обучающихся» и предлагает администрации вернуться к вопросу «после его серьезной проработки» (это 22 июня). Но какое там: за день до того, 21 июня, вышло «Уведомление» за подписью и. о. директора центра: в 2015/16 учебном году ЦО не будет регистрировать экстернов и прекратятся образовательные услуги в форме семейного/самообразования. «По вопросам дальнейшего обучения Вы можете обратиться в школу # 109», – гласит уведомление.

– Решили дожать другим способом, – комментируют педагоги. – Учителям велели разойтись по другим школам, детям звонили, чтобы они документы забирали.

– Нам звонили: «Заберите документы». Не хочу и не буду! – возмущается 11-классница Саша. – Я здесь с 8-го класса и закончу 11-й. Я училась в других школах и не хочу туда возвращаться. Если выделяешься, тебя начинают подавлять. Только тут и поняла, какой должна быть нормальная школа.

Строго говоря, если бы все 500 человек проигнорировали просьбу «забрать документы» – так и учились бы.

– Это мы сейчас предмет «История и обществознание» не по учебникам проходим, а на практике, строим гражданское общество, – констатирует Татьяна Чурилова, как раз преподающая эти дисциплины.

– В администрации не ожидали, что у нас грамотные дети, грамотные учителя, – говорит одна из мам. – Думали, все тихо получится: все разойдутся, они придут – ой, школа пустая и поэтому мы ее закрываем.


Незаконно.
Ну и что?

Учителя подсчитывают: в 109-ю школу ушли человек 30, в «Новое поколение» – около 100. Кто-то – в училище... «Но человек сто «подвисли». Где они, никто не знает». Раньше – попробуй отчисли, не получится, если «анфан терриблю» не исполнилось 18 лет: следила прокуратура, отдел по делам несовершеннолетних. «А тут сотня учеников запросто были отправлены неизвестно куда!» — недовольны родители.

В 109-й есть вечернее отделение. Но оно для десятых-одиннадцатых классов. Для восьмых-девятых – нет. Дневным школам такие восьмиклассники (трудные или просто великовозрастные) нежелательны. Осталось еще несколько центров образования, но они в других районах.

– Вот, у нас 29-летний ученик есть, – Марина Бычкова представляет парня за партой. – Нам говорят: «Пусть ваши идут в другие школы». Но другие школы таких не принимают!

– Я рассматривал вариант ухода в другую школу, – говорит 11-классник Артем. – Мама без меня пошла подавать заявление, но завуч, которая меня в глаза не видела, сказала, что я асоциальный ребенок и меня «не надо».

Марина Бычкова продолжает:

– В других школах смотрят в личное дело, а «дела» у наших детей неидеальные. У меня в свое время 97 учеников на учете в милиции состояли.


Детский сад какой-то

Центру образования # 697 – 15 лет. В отличие от той же «Сотки» с ее отремонтированным привлекательным зданием этот ЦО делит незавидную постройку на Авиаконструкторов, 21, корп. 1, с отделением Сбербанка. Были предположения: не банку ли хотят отдать? В комитете по образованию категорически отрицают: ни одно здание из системы образования сейчас не уходит.

Действительно, администрация писала: здание может быть использовано под детсад. К тому же ссылается на предписание Роспотребнадзора: по новым правилам, в таких помещениях не должны находиться 25 человек и более.

Педагоги понимают: критикуя – предлагай. Критикуют они в первую очередь выбор здания под детсад: дом – впритык к проспекту, гулять негде; «чтобы тут был детсад, надо все снести и заново построить». Их предложение такое: у центра образования есть еще один адрес, тоже на Авиаконструкторов, 31, корп. 2 (его арендует ООО «Новое поколение»). «Вот оно отвечает всем требованиям: в тихом месте, во дворе, огороженная забором территория для прогулок». Да когда-то там и был детсад.

Дальше. Нельзя классы по 25 человек? Хорошо, они уже продумали, как перевести ЦО на заочное обучение и экстернат с классами по 9 – 15 человек. Вообще-то их мечта – выйти из подчинения районных властей и подчиняться комитету по образованию.

Пока, говорят, получается так: борясь с одной проблемой, нехваткой детсадов, район создает другую. Потому что уже сейчас сотня человек не с самой безоблачной судьбой «выпали из образовательного процесса».

Администрация отмечает: по закону, все школы имеют право предоставлять различные формы обучения. Но иметь право не значит им пользоваться. Приходите это вы в школу по соседству и требуете зачислить вас в вечернюю смену. Примут? И что-то подсказывает: если ученика уже когда-то «попросили» из обычной школы, с чего бы принимать его обратно?

Есть и такое мнение: из-за центров образования обычные школы «расслабились» – всегда можно выпроводить сложного ученика в «цэ о». «Центры образования становятся такими резервациями», – критиковал один специалист сферы образования. Специалист имеет в виду, что школы должны сами работать с неудобными учениками, а не «сплавлять» их.

Кто спорит, должны. Но, пока школы борются за рейтинги, это, скорее, благое пожелание. В комитете же советуют: если школа отказала ученику в приеме – обращаться в роно и на «горячую линию» комитета.


Что дальше?

– Я не уверена, что мы завтра не окажемся перед закрытыми дверями, – говорит Татьяна Киселева, мама одной из учениц. – В каком-нибудь северном селе, в школе, где один ученик остался – и то собирают поселковое собрание и пишут бумажку: всего один ученик, придется школу закрыть. А тут полтысячи учеников, и не село, а Петербург!

Любопытно, что центр образования # 697 когда-то вышел из 109-й школы. В конце девяностых были резоны открывать в каждом районе такие учреждения. «Вот увидите, года через два-три поймут, к чему эта реорганизация привела, и будут возвращать прежнюю систему, – уверены учителя. – Только ведь строить – это не ломать».

...Газета направила вопросы в администрацию. Пока ждали ответ, центр образования возобновил прием. Правда, своеобразный: разрешено возвращаться бывшим ученикам. Нового набора так и нет. Из полученного газетой ответа следует: центр не востребован, а вот детсад очень нужен.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook