Дорога для него – и жизнь, и радость, и любовь

Родился Виктор Васильевич в Подпорожье Ленинградской области. Железная дорога не была мечтой его детства. Как и все мальчишки того времени, он хотел быть летчиком или космонавтом, а стал… машинистом.

 Дорога для него – и жизнь, и радость, и любовь | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

До железной дороги поработал слесарем на заводе, где трудились его родители. После неудачной попытки поступить в Петрозаводский университет домой не вернулся, а поступил в техникум железнодорожного транспорта. Диплом техника-электромеханика получил в 1980 году после службы в армии и стал работать помощником машиниста в Петрозаводском локомотивном депо - водил поезда тепловозами. Романтика стальных магистралей Карелии приворожила юношу, и здесь он прочно встал на рельсы Октябрьской железной дороги (ОЖД). За более чем 36 лет он прошел все ступени карьерной лестницы, исколесил старейшую магистраль вдоль и поперек. Из них почти 11 лет в ранге начальника дороги.

Всю жизнь его сопровождает страсть к самообразованию. «Он жадный до учебы», - отмечает супруга юбиляра Татьяна Васильевна. Она-то точно знает все его пристрастия. Познакомились они в Петрозаводском железнодорожном техникуме, где оба учились. А потом работали вместе на Октябрьской железной дороге. Воспитали замечательную дочь, а теперь радуются успехам внука.

Сам Виктор Васильевич не раз говорил: «Что такое диплом? Это документ, удостоверяющий, что человека научили учиться. А дальше учиться всю жизнь должен сам человек».

В 1986 году без отрыва от работы он окончил ЛИИЖТ по специальности «инженер путей сообщения - электромеханик». В 1994-м получил диплом экономиста. В канун назначения начальником дороги Степов защитил диссертацию и в 47 лет стал кандидатом экономических наук и начальником дороги. Продолжал учиться сам и вовлекал в процесс всю команду ОЖД.

31 января 2004 года на представление нового руководителя Октябрьской магистрали Виктора Степова тогдашний президент ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев привез полный состав правления. Новый начальник, получив наказ от руководства компании, обозначил свои критерии работы: высочайшая финансовая дисциплина, прибыльность компании, безопасность и еще продолжение реформы на ОЖД.

Реформирование отрасли только вставало на рельсы. К тому же Октябрьская магистраль - это не только основная магистраль двух столиц, она связывает центральную часть России с выходом на морские порты Петербурга и Калининграда и по своей протяженности (10,5 тысячи км) является одной из самых длинных железных дорог в стране. Поэтому кандидатура на пост начальника подбиралась тщательно, вспоминает Геннадий Матвеевич. «Нужен был руководитель новой формации, и мы пошли на прецедент - впервые в истории руководить дорогой стал не движенец, а экономист. Лидера выбирает время, и тогда пришло время Степовых. Виктор Васильевич наши надежды оправдал», - сказал Геннадий Матвеевич.

Через сто дней, отправляясь в деловую поездку, начальник дороги пригласил меня. В пути Виктор Васильевич поведал о приоритетных направлениях в работе.

В людях, по его мнению, надо было разбудить заинтересованность, инициативу. Людей приходится переубеждать и учить работать по-новому.

Акционирование не изменило основные наши цели и задачи, отмечал он. Что же касается приоритетов, то, безусловно, работа в условиях рынка ориентирована на прибыль, экономический результат, эффективность производства, а не выполнение плана любой ценой. В нынешних условиях надо просчитывать каждый шаг, считать каждый рубль. Эти критерии актуальны и сегодня.

Обо всем, что делалось на Октябрьской магистрали и в отрасли, Степов постоянно рассказывал журналистам, поэтому не буду повторяться. Виктор Васильевич говорил тихо, коротко и только по делу. Это привлекало к диалогу особое внимание. «При тихом голосе у него настойчивости больше, чем у громкоговорящих, - вспоминает первый вице-президент РЖД Анатолий Краснощек. - Нам с ним было интересно работать. Он инновационный руководитель. Такие личности сегодня нужны в науке».

«Не скучаете без железной дороги?» - в канун юбилея спросила я у Виктора Васильевича.

«Я остался в отрасли. Дорога - это моя жизнь, радость и любовь. Доволен поворотом судьбы, что, уйдя от организационного управления перевозочным процессом, трудовыми коллективами, я включился в научный процесс. Но ничего случайного не бывает, я долгие годы к этому шел. Коллектив совершенно другой, с иной организационной культурой. И те методы неприемлемы в научной среде. Конечно, пришлось учиться управлять новым коллективом.

Мы не просто наблюдаем за развитием инновационных транспортных систем, а активно в нем участвуем, для того чтобы обеспечить синергию этого развития с развитием железных дорог и на этой основе повысить стратегическую конкурентоспособность отрасли».

Подготовила Надежда Алешина

С юбилеем, уважаемый Виктор Васильевич, здоровья, оптимизма и успехов во всех начинаниях.

Коллектив Октябрьской магистрали



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?
23 Мая 2018

Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Прощайте, Даниил Александрович
06 Июля 2017

Прощайте, Даниил Александрович

В ночь на 5 июля в Петербурге на 99-м году жизни скончался писатель Даниил Гранин.

Юность, красота и успех
06 Июля 2017

Юность, красота и успех

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

Спектральный анализ по сходной цене
15 Июня 2017

Спектральный анализ по сходной цене

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ — исчезло.

Муринский прокол
15 Июня 2017

Муринский прокол

Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени

Уйти достойно
31 Мая 2017

Уйти достойно

Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов

Экологическая «прививка»
29 Мая 2017

Экологическая «прививка»

В Петербурге завершился VIII Невский международный экологический конгресс, организаторами которого выступили Межпарламентская ассамблея (МПА) стран - участниц СНГ и Минприроды РФ.

Уберут ли Uber?
23 Мая 2017

Уберут ли Uber?

На сегодня сервис заказа такси Uber работает почти в 400 городах и 68 странах мира. На него с удовольствием переходят потребители...

Метро на вырост
18 Мая 2017

Метро на вырост

Конечная станция Ф-2 - второй очереди Фрунзенского радиуса - в 70-процентной степени готовности.

Ладожский клин
12 Мая 2017

Ладожский клин

Одно из мероприятий в преддверии празднования 90-летия Ленобласти получится грустным. Тональность международной конференции по Ладоге, которая открылась сегодня в Москве и собрала многих видных учены...

Детство кончилось
10 Мая 2017

Детство кончилось

Парадоксально, но затормозить развитие некоторых детей можно, впихнув их в группу сверхраннего развития.

Военные архивы
03 Мая 2017

Военные архивы

Где хранятся документы о военных и участниках Великой Отечественной войны