Чем угостит библиотека

В конце прошлой недели стало известно: руководитель Российской государственной библиотеки Александр ВИСЛЫЙ выдвинут Министерством культуры РФ на пост генерального директора Российской национальной библиотеки. Окончательное решение за правительством страны, но эксперты уверены, что неожиданностей не будет: нынешний глава знаменитой московской Ленинки станет главой не менее знаменитой петербургской Публички. А наша встреча с Александром Ивановичем состоялась незадолго до того – в кулуарах «круглого стола» по библиотечным проблемам, проходившего в РНБ. О предстоящем назначении речи еще не было; говорили о библиотеках в целом, об их судьбе в современном быстро меняющемся мире.

Чем угостит библиотека | Фото пресс-службы РГБ

Фото пресс-службы РГБ

– Главный вопрос, который не сходит сегодня с повестки дня: как привлечь в библиотеки читателей?..

– Вспомним историю. Первая библиотека в России, куда пришли читатели с улицы, была основана Петром Великим при Кунсткамере. Из нее впоследствии выросла Библиотека Академии наук. Так вот: и Петру Первому пришлось решать эту проблему – как привлечь читателей. Он принял нестандартное решение. Известен его разговор с генерал-прокурором, зафиксированный в документах. Точных цитат не приведу, но звучал он примерно так. Царь спросил у генерал-прокурора, надо ли брать деньги за вход. Тот ответил, что, конечно, надо. «Не дело ты говоришь, – парировал Петр. – Кто ж к нам за свои деньги пойдет? Наоборот нужно делать!» И повелел всем, кто придет в Кунсткамеру и библиотеку, подавать бесплатно чашку кофию или чарку вина. На угощение библиотекарю выдавали 200 рублей в год – сумасшедшие деньги по тем временам.


– Какой хороший способ! Может быть, сейчас его применить?

– Если говорить серьезно, то сейчас идет речь о создании группы по инновационному развитию библиотек. Задача группы – понять, как в современных условиях привлечь читателей. Думаю, что все-таки наша группа не будет делать таких «инновационных» предложений, как Петр Первый.


– Но ведь можно, к примеру, открыть при библиотеке кафе, проводить встречи с писателями, интересными людьми, читать лекции, устраивать экскурсии. Во многих наших библиотеках это делается.

– Это делается и у нас в Москве, и во многих маленьких городах. Но традиции сильны. Присутствует восприятие библиотеки как места, где в тишине сидят за столами читатели. И шуршат страницами. А когда появился Интернет, многие решили, что теперь в библиотеки вообще ходить незачем. Все есть на просторах Сети. Но это ошибочное мнение! В Интернете есть далеко не все. Скажу, что там можно найти процента 2 – 3 материала, который имеется в библиотеках. И вот это мы должны объяснять потенциальным читателям.


– На встрече в РНБ директора крупнейших библиотек стран СНГ говорили о том, что необходимо восстановить правило обязательного экземпляра, согласно которому все издательства должны предоставлять библиотекам по одному экземпляру выпускаемых в свет книг.

– Это тоже проблема. Если посмотреть на тиражи научной, образовательной, научно-популярной литературы (за исключением школьных учебников), то они сегодня часто мизерные. Как тираж тысяча экземпляров попадет в сорок тысяч общедоступных библиотек, доберется до поселка где-то под Хабаровском?

В СССР книги издавались миллионными тиражами. Экземпляры доходили до библиотек. Но с тех пор прошло много времени. И фонды многих региональных и сельских библиотек давно не обновлялись. Они ветшают. Вот пример. В СССР было полное собрание сочинений Чехова. Сегодня в некоторых библиотеках от него уцелел только последний том с письмами Чехова, а все остальные развалились, их просто зачитали.


– Понятно, что издательства ориентируются на спрос, потому и детективам зеленый свет, а Чехов издается небольшими тиражами.

– Естественно, издательства, сосредоточенные в основном в Москве, Петербурге и Екатеринбурге, не рискуют сейчас издавать серьезные книги большими тиражами. Библиотеки не пополняются, новинок нет, люди туда не идут. Можно, как мы с вами уже говорили, превратить библиотеку в клуб. Но нам ведь нужно, чтобы люди шли туда не только общаться и развлекаться, а читать. Для этого нужно найти способ пополнять фонды.


– Какой же выход?

– Если мы не можем повлиять на тиражи издательств и обеспечить, чтобы печатная книга дошла до каждого села, остается Интернет. Компьютеры сейчас есть практически везде. И с помощью Интернета мы можем сделать так, чтобы в библиотеке можно было прочитать все, что интересно. А нужны самые разные издания, не только детективы. Вот я часто спрашиваю, нужны ли в сельской библиотеке диссертации? И сразу следует ответ: «Нет!». А почему? Скажем, в селе работают зоотехники. Им очень нужна литература по теме. И таких примеров много можно привести. Если современные книги пусть в электронном виде, но будут доступны, люди пойдут в библиотеку.


– Разве они не могут прочитать все это дома?

– А вот здесь стоит напомнить об авторском праве. Если книга присутствует в Интернете и ее можно прочитать бесплатно, то это, скорее всего, пиратская копия.

Другой вопрос – что именно из современной научной литературы попадает в Интернет. Я бы, например, не рискнул пользоваться книгой по фармакологии, выложенной в Сети. А вдруг там ошибка в формулах? Кто за это будет отвечать?

Но для чтения книги именно в помещении библиотеки в авторском праве есть исключение. Это разрешено. И задача центральных библиотек – обеспечить тот набор книг, которые реально нужны в небольшом селе, например под Хабаровском. На это, собственно, и направлен проект «Национальная электронная библиотека».

Здесь много сложностей. Возьмем для примера «Гамлета» Шекспира. Казалось бы, это произведение можно свободно выкладывать в Интернет, авторские права давно закончились, читай – не хочу! Но это неправда, потому что «Гамлет» у нас существует в переводах. Самый популярный – перевод Бориса Пастернака. Так вот: для того чтобы «Гамлет» в переводе Пастернака легально, законно появился в Интернете, нужно договориться со всеми наследниками. И подобных примеров тысячи.


– Но ведь, по закону, если истекло 70 лет со дня смерти автора, его наследие становится общественным достоянием.

– Это так. Но что это означает на деле? Вот вам простая арифметика. Представим писателя, который родился в 1880 году. В 1905-м он написал хорошую книгу. Умер в 1945 году. И получается, что переводить книгу, не спрашивая наследников, можно только в 2016 году. Через сто с лишним лет!


– Александр Иванович, уверены ли вы, что все задуманные проекты осуществятся?

– Бюджет страны был сверстан с расчетом на то, что баррель нефти будет стоить 50 долларов. Однако цена значительно упала. Понятно, что при экономическом спаде первым делом страдают библиотеки как бюджетные учреждения. Они ведь финансируются по остаточному принципу. Но важно понимать, что, если тратить бюджетные деньги не бездумно, а точечно, многие вопросы можно решить. Например, нужно ли каждой библиотеке, оцифровывая свои фонды, делать электронную копию «Евгения Онегина»? Согласитесь, что это бессмысленно. Нужна одна копия, но проверенная.


– Списываются ли сейчас книги в библиотеках?

– Это зависит от значения библиотеки. Должно обновляться десять процентов книг – то, что не пользуется спросом, списывают, а их место занимают новинки. Другое дело – Российская государственная библиотека или Российская национальная. Мы должны хранить вечно все, что публикуется в России, причем в двух экземплярах.


– Часто ли книги нуждаются в реставрации?

– С книгами есть проблемы, о которых многие даже не подозревают. До середины XIX века книги печатали на так называемой ветошной бумаге, которую варили из старых тканей. Это была прекрасная бумага, она не старится, не выцветает. В середине XIX века бумагу стали делать из древесины, целлюлозы. Ее производство обходилось намного дешевле, а потом оказалось, что она содержит высокий процент кислоты. Напечатанная на ней книга или газета сначала становится желтой, потом коричневой, ломкой. А на такой бумаге печатали книги сто лет! Существуют специальные технологии «лечения» таких изданий, когда в огромные чаны загружается тонна печатной продукции и заливается специальными растворами, которые «вытаскивают» кислоту. Но это ручное производство, объем его невелик. Нужен большой завод, который перерабатывал бы эту продукцию. Ее очень много, только в нашей библиотеке – полторы тысячи тонн. Кризис не кризис, но такой завод надо строить!


– Что все-таки делать, чтобы люди читали? Если не применять рецепт Петра Первого.

– На чем основывается мнение, что люди в России перестали читать? На опросах? Вот я недавно видел опрос, согласно которому только семь процентов населения прочитали за год более одной книги. Казалось бы, ужасающие цифры. Но если тем, кто приводит такие данные, подумать?


У нас 11-летнее образование в школе. В течение этих лет школьники волей-неволей читают более одной книги в год. А школьники – это уже 16 процентов населения. Есть еще студенты. Так откуда 7 процентов взялись?

На самом деле мне кажется, это миф, что мы стали меньше читать. Вот я пришел в первый класс в 1965 году. Мне было семь лет, и я не умел читать. В нашем классе только два-три человека читали по слогам. И вот четыре года назад моя младшая дочь пришла в школу. Сегодня 95 процентов первоклассников умеют читать. Ситуация поменялась кардинально в лучшую сторону. Другое дело, что многие читают сегодня не столько для души, сколько для учебы, профессионального роста, карьеры. Но это тоже чтение. И мне лично все равно, предпочитают ли люди книги в печатном или электронном виде. Главное, что читают.


– У вас есть время читать для души?

– Уж поверьте, что я читаю не одну книгу в год и даже не двадцать, а больше.

Читаю разные книги. Когда ехал в поезде в Петербург, читал фэнтези. Люблю этот жанр. В дороге часто читаю и детективы: Акунина, Донцову... Сейчас многие пишут иначе, чем раньше: легко. И читается легко. Другое дело, что часто мимо сознания проходит. Но ведь сложно читать «Идиота» Достоевского в поезде или самолете.


– У вас есть домашняя библиотека?

– Да, у меня много книг. Но я не библиофил. Потому книги как приходят в дом, так и уходят. Друзья часто берут почитать, а отдать забывают.

Беседовала Зинаида АРСЕНЬЕВА



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 016 (5633) от 01.02.2016.


Комментарии