Был моложе своих учеников
«Сегодня в 6.03 скончался наш дорогой отец и дедушка. Просим Ваших молитв о новопреставленном рабе Божьем Илие», - эта запись появилась ранним утром 9 июля на странице дочери народного художника СССР Ильи Сергеевича Глазунова Веры в «Фейсбуке».
ФОТО Валентина МАСТЮКОВА/ТАСС
Как сообщили вскоре информационные агентства, художник скончался 9 июля от сердечной недостаточности.
- Я собираюсь жить 200 лет и чувствую себя моложе своих учеников, - часто говорил он на встречах со своей публикой.
Судьба отмерила 87 - он родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Ему было 11 лет, когда началась война. В блокаду потерял родителей и вообще всех своих родных - умерли от голода. Сам Илья Глазунов выжил благодаря тому, что его в 1942 году вывезли по Дороге жизни в Новгородскую область.
Вернувшись в Ленинград в 1944-м, мальчик поступил в знаменитую СХШ при Академии художеств, а после ее окончания - на живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина.
Еще будучи студентом, Глазунов получил «Гран-при» на международном конкурсе в Праге. В 1957 году, памятном в истории как год, когда в Москве прошел Международный фестиваль молодежи и студентов, в столице открылась первая персональная выставка молодого художника. На ней были представлены четыре цикла работ, определивших основные направления его дальнейшего творчества, - «Образы России», «Город», «Образы Достоевского и русской классики», «Портрет».
Трудно сказать, так ли бы удачно сложилась судьба молодого художника, если бы не его знакомство в 1958 году с поэтом Сергеем Михалковым. Впоследствии Глазунов часто поминал его добрым словом, называя благодетелем. Он попал в круг, приближенный к иностранным дипломатам и знаменитостям. Посыпались заказы на портреты. Среди тех, кого запечатлел Глазунов, были и политические деятели, и звезды кино - Федерико Феллини, Джина Лоллобриджида, Индира Ганди, Сальвадор Альенде.
Уже тогда его работы были узнаваемы. Одним из «фирменных» знаков были огромные «византийские» глаза.
В 1960 - 1970-х годах Глазунов начал создавать иллюстрации к произведениям русских классиков. Самым любимым писателем был Достоевский. Илья Сергеевич проиллюстрировал все его произведения.
Мечтатель из «Белых ночей» чем-то похож на самого художника в молодости. По легенде, которая рассказывается и в фильме о Глазунове «Лестница одиночества», великий итальянский режиссер Лукино Висконти обратил внимание на эти работы и даже хотел снять еще одну версию своей картины «Белые ночи» с Глазуновым в главной роли.
Многие годы он писал масштабные исторические полотна о России. «Поле Куликово», «Борис Годунов», «Легенда о царевиче Димитрии», «Иван Грозный», «Дмитрий Донской» - эти и другие картины были написаны на рубеже 1960 - 1970-х годов.
В них художник использовал приемы древнерусского искусства, писал их темперой на досках, дополнял инкрустацией цветными стеклами, парчой, металлом. Все это не очень-то вписывалось в господствующую в СССР идеологию, но именно поэтому привлекало к художнику повышенное внимание в народе.
Километровые очереди, стоявшие в 1979 году в только что открывшийся ЦВЗ «Манеж» на выставку Глазунова, вполне могут соперничать с нынешними - на Серова или Айвазовского.
Илья Глазунов был яростным противником так называемого современного искусства, всячески подчеркивая свою приверженность принципам русского реалистического направления. Так и студентов своих учил.
Трудно найти художника, чье творчество вызывало бы столь острую критику в среде профессионалов и столь сильный интерес зрителей. Обвинения в киче, в слабости рисунка, композиции, с одной стороны, и восторженные отзывы - с другой.
Даже если признать, что его выставки не были событиями в мире искусства, они всегда имели общественное значение. Он действительно был народным художником, а мнение искусствоведов его мало интересовало.
Предполагается, что отпевание Ильи Сергеевича Глазунова пройдет в Москве в храме Христа Спасителя, в росписях которого художник участвовал вместе со своими учениками.
Комментарии