Главная городская газета

Был моложе своих учеников

Свежие материалы Общество

Справедливость — его ремесло

На днях, 14 сентября, на «Литераторских мостках» Волковского кладбища торжественно открыли надгробный памятник Анатолий Федорович Кони после реставрации Читать полностью

Химчистка для полигона

Когда рассеется туман над «Красным Бором».

Читать полностью

Не браконьер, а рыбовод!

Кержаков «отнерестился» на Ладоге.

Читать полностью

Лужа на семи мостах

Новым островам в дельте Невы не улыбнулась судьба Китеж-града.

Читать полностью

Виноградный дуэт

Калейдоскопом ярких, но иных, нежели весной и летом, красок может удивить осенний сад.

Читать полностью

Осенний марафет

«Осень она не спросит, осень она приедет...» — звучит известная мелодия.

Читать полностью
Реклама
Был моложе своих учеников | ФОТО Валентина МАСТЮКОВА/ТАСС

ФОТО Валентина МАСТЮКОВА/ТАСС

«Сегодня в 6.03 скончался наш дорогой отец и дедушка. Просим Ваших молитв о новопреставленном рабе Божьем Илие», - эта запись появилась ранним утром 9 июля на странице дочери народного художника СССР Ильи Сергеевича Глазунова Веры в «Фейсбуке».

Как сообщили вскоре информационные агентства, художник скончался 9 июля от сердечной недостаточности.

- Я собираюсь жить 200 лет и чувствую себя моложе своих учеников, - часто говорил он на встречах со своей публикой.

Судьба отмерила 87 - он родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Ему было 11 лет, когда началась война. В блокаду потерял родителей и вообще всех своих родных - умерли от голода. Сам Илья Глазунов выжил благодаря тому, что его в 1942 году вывезли по Дороге жизни в Новгородскую область.

Вернувшись в Ленинград в 1944-м, мальчик поступил в знаменитую СХШ при Академии художеств, а после ее окончания - на живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина.

Еще будучи студентом, Глазунов получил «Гран-при» на международном конкурсе в Праге. В 1957 году, памятном в истории как год, когда в Москве прошел Международный фестиваль молодежи и студентов, в столице открылась первая персональная выставка молодого художника. На ней были представлены четыре цикла работ, определивших основные направления его дальнейшего творчества, - «Образы России», «Город», «Образы Достоевского и русской классики», «Портрет».

Трудно сказать, так ли бы удачно сложилась судьба молодого художника, если бы не его знакомство в 1958 году с поэтом Сергеем Михалковым. Впоследствии Глазунов часто поминал его добрым словом, называя благодетелем. Он попал в круг, приближенный к иностранным дипломатам и знаменитостям. Посыпались заказы на портреты. Среди тех, кого запечатлел Глазунов, были и политические деятели, и звезды кино - Федерико Феллини, Джина Лоллобриджида, Индира Ганди, Сальвадор Альенде.

Уже тогда его работы были узнаваемы. Одним из «фирменных» знаков были огромные «византийские» глаза.

В 1960 - 1970-х годах Глазунов начал создавать иллюстрации к произведениям русских классиков. Самым любимым писателем был Достоевский. Илья Сергеевич проиллюстрировал все его произведения.

Мечтатель из «Белых ночей» чем-то похож на самого художника в молодости. По легенде, которая рассказывается и в фильме о Глазунове «Лестница одиночества», великий итальянский режиссер Лукино Висконти обратил внимание на эти работы и даже хотел снять еще одну версию своей картины «Белые ночи» с Глазуновым в главной роли.

Многие годы он писал масштабные исторические полотна о России. «Поле Куликово», «Борис Годунов», «Легенда о царевиче Димитрии», «Иван Грозный», «Дмитрий Донской» - эти и другие картины были написаны на рубеже 1960 - 1970-х годов.

В них художник использовал приемы древнерусского искусства, писал их темперой на досках, дополнял инкрустацией цветными стеклами, парчой, металлом. Все это не очень-то вписывалось в господствующую в СССР идеологию, но именно поэтому привлекало к художнику повышенное внимание в народе.

Километровые очереди, стоявшие в 1979 году в только что открывшийся ЦВЗ «Манеж» на выставку Глазунова, вполне могут соперничать с нынешними - на Серова или Айвазовского.

Илья Глазунов был яростным противником так называемого современного искусства, всячески подчеркивая свою приверженность принципам русского реалистического направления. Так и студентов своих учил.

Трудно найти художника, чье творчество вызывало бы столь острую критику в среде профессионалов и столь сильный интерес зрителей. Обвинения в киче, в слабости рисунка, композиции, с одной стороны, и восторженные отзывы - с другой.

Даже если признать, что его выставки не были событиями в мире искусства, они всегда имели общественное значение. Он действительно был народным художником, а мнение искусствоведов его мало интересовало.

Предполагается, что отпевание Ильи Сергеевича Глазунова пройдет в Москве в храме Христа Спасителя, в росписях которого художник участвовал вместе со своими учениками.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook