Главная городская газета

Бумагу обменяли на липу

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
Бумагу обменяли на липу | ФОТО  jannoon028/shutterstock.com

ФОТО jannoon028/shutterstock.com

В конце прошлого года в петербургских детсадах и школах появились экологические советники. Наша газета узнала, что изменилось после этого в образовательных учреждениях.

– Мы весной собрали с детьми 2340 килограммов макулатуры. Пошли сдавать, а нам за нее даже заплатили – за каждый килограмм дали полтора рубля, – удивляется учитель младших классов и экосоветник школы # 511 Пушкинского района Татьяна Логинова. – Кажется, это небольшие деньги. Но мы использовали их на закупку растений и летом посадили на школьной территории шесть великолепных кустов роз. Осенью решили повторить и только за сентябрь собрали 4340 килограммов бумаги! Дети старались, родители им помогали. И в итоге снова заработали деньги – на две ели, клен и липу...

Экосоветник – это своего рода консультант, который проникся чувством заботы об окружающей среде, прошел специальную подготовку и готов помочь другим понять, что к природе необходимо относиться бережно, осознать собственную ответственность за ее состояние. И всячески мотивировать окружающих людей к довольно простым действиям – элементарно выключать свет, когда он не нужен, отказаться от едкой бытовой химии или сортировать отходы. Экосоветники – это учителя и завхозы в школах, воспитатели и нянечки в детских садах, работники предприятий и муниципальных учреждений... Но сегодня мы поговорим именно об экосоветниках в образовательных учреждениях, с которых у нас в городе и началось это движение.

Проект «Шаг к экоподдержке» не наш – финский. Еще в 2006 году соседи из Суоми запустили у себя программу, которая повышает экологическую ответственность у всех слоев общества. А вот финская статистика: своей деятельностью одни только хельсинкские экосоветники помогли сэкономить 35% энергии, что соответствует снижению выбросов CO2 на 54 тонны.

– В 2010 году, когда мы были в министерстве окружающей среды Финляндии, нам рассказали об этой практике, которая на тот момент существовала уже и в Эстонии, – вспоминает начальник сектора международного сотрудничества городского комитета по природопользованию Марина Коробейникова. – Уже тогда только в Хельсинки действовали в разных сферах более 700 экосоветников. Мы подхватили идею и решили, что самые благодарные слушатели – это наши педагоги, у которых есть замечательная возможность распространить такие идеи дальше. Была тогда определена и вторая группа – представители малого бизнеса.

Так что в прошлом году финско-российский проект «Шаг к экоподдержке» стартовал и в Петербурге. Программой в образовательных учреждениях занялась экологическая организация «Друзья Балтики», которая решила создать здесь целую сеть экосоветников. Провели серию семинаров, съездили за опытом к финнам и эстонцам. Учились, как заинтересовать педагогов, как мотивировать администрацию школ на принятие «зеленых» решений. Направлений тут действительно много. Можно, например, ввести в школе или детском садике раздельный сбор и отправить мусор на переработку. Начать экономить воду и электроэнергию. Закупать для образовательных учреждений только экологически чистые товары, пригодные ко вторичной переработке. Или в конце концов превратить неуютную пришкольную территорию в зеленый сад. Главное – привлекать ко всем этим мероприятиям детей. А те потом дома просвещают родителей, такая вот цепочка. Кто-то, конечно, подумает, что «яйцо курицу учит», а кто-то наверняка прислушается к своему чаду и станет на экологическую дорожку.

– За год нам удалось подключить к программе около 80 педагогов, – подводит итоги руководитель всероссийского проекта SPARE/ШПИРЭ по образованию школьников в области энергосбережения и председатель правления «Друзей Балтики» Ольга Сенова. – Многим понравилась идея экономить воду. А в некоторых школах заменили освещение. Параллельно проводилась большая работа по информированию детей. Конечно, мы увидели разрыв между мечтами и реальной ситуацией. На что может пойти администрация, а на что не хватает средств...

Но уже из нескольких примеров становится понятно: пользу действия экосоветников приносят не только окружающей среде, но и самим образовательным учреждениям. Интересный эксперимент провели в школе # 599 Приморского района.

– Можно существенно сэкономить на энергии, используя инфракрасные датчики, они, между прочим, недорогие, – делится опытом завхоз школы Владимир Лекан. – У нас стоят такие на одном из этажей. Когда дети уходят на уроки, свет в коридоре гаснет. И загорается, как только кто-то выходит в коридор.

А в четырех кабинетах установили светодиодное освещение – и снова не прогадали: экономия 300 тысяч рублей. Но больше всего сохранили средств, ежедневно регулируя тепло.

– Оказывается, любая школа может спокойно производить ряд действий, в результате которых получается серьезная выгода, – продолжает Лекан. – Конечно, существует оборудование, которое сверяет температуру воздуха на улице и регулирует подачу тепла в большую или меньшую сторону – в зависимости от температуры внутри здания. Но, чтобы его купить, понадобятся немалые деньги. А если директора школ обяжут своих завхозов каждый день спускаться в подвал и просто задвижкой регулировать подачу воды, тепла в здание, только на этом можно сэкономить до 700 тысяч рублей!

В итоге только благодаря таким простым действиям школа за каких-то десять месяцев сэкономила порядка 1 миллиона 164 тысяч рублей! За такую экономию педагогов обещали поощрить премиями. А часть денег пошла на ремонт.

Кроме того, во многих школах экосоветники организовали экологические кружки или уроки экологии.

– Сейчас, по новым госстандартам, нам выделили много часов на внеурочную деятельность. Поэтому теперь два часа в неделю я веду уроки экологии, можно и больше, но времени не хватает, – объясняет учитель химии и экосоветник 85-й гимназии Петроградского района Инна Сидорова. – Любим с ребятами разные исследования проводить – делаем анализ воды, изучаем витамины, работаем с реактивами, проводили опыты по энергоэффективности.

А в сентябре этого года в городе стартовал другой проект – на этот раз австрийский, в который экосоветники плавно переходят. Вся работа австрийских школ, включенных в проект «Экосертификат», полностью строится на основных принципах устойчивого развития и ресурсосбережения – вплоть до того, что продукты питания в столовую должны поставляться из экологически чистых мест. А выполнившая все требования школа получает государственный сертификат на четыре года, по которому ей выдается солидное дополнительное финансирование. Там считают: лучше не только рассказывать, а предпринимать такие шаги, чтобы дети участвовали в этом процессе и смогли на практике понять, что такое забота об окружающей среде.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook