Атака Маринеско

Это событие, случившееся 30 января 1945 года на Балтийском море у берегов Восточной Пруссии, стало важной вехой, приблизившей нашу победу. В тот день подводник Александр Маринеско уничтожил лайнер «Вильгельм Густлоф» – символ нацистской Германии. До сих пор вокруг обстоятельств «атаки века» множество мифов и недосказанности. О том, как разворачивались события, мы говорим с подводником Игорем КОЗЫРЕМ – капитаном 1-го ранга в отставке, шеф-редактором альманаха «Морское наследие», вице-президентом общественной организации «Полярный конвой».

Атака Маринеско | Источник: http://waralbum.ru<br>Таким был Александр Маринеско (справа) за год до начала войны. Его боевой товарищ, командир подводной лодки «М-102» Петр Гладилин (на фото слева), погиб в июле 1943 года.

Источник: http://waralbum.ru
Таким был Александр Маринеско (справа) за год до начала войны. Его боевой товарищ, командир подводной лодки «М-102» Петр Гладилин (на фото слева), погиб в июле 1943 года.

– Игорь Витальевич, какие события разворачивались на водном и подводном театре военных действий в заключительный период войны?

– Первая и главная задача, которая была в тот период поставлена перед Балтийским флотом, – срыв коммуникаций противника, участие в блокаде окруженных группировок, в частности Курляндской. Главным исполнителем этих задач являлись подводные лодки, поскольку использовать крупные боевые корабли на этом театре военных действий было крайне сложно и из-за высокой минной опасности, и из-за технического состояния оставшихся на плаву кораблей.

Надо отметить, что к тому времени у нас в строю оставалось всего порядка трех десятков боеспособных подводных лодок. Новых за время войны изготовлено не было. Сил хватало только на проведение среднего ремонта, для которого привлекался даже личный состав субмарин...

Выход Финляндии из войны облегчил судьбу Балтийского флота. Это позволило перевести из Кронштадта наши подводные лодки – в основном в Турку и Хельсинки. Оттуда шхерными фарватерами они выходили в центральную и южную Балтику для выполнения поставленных задач. Кстати, именно из Ханко в январе 1945-го подводная лодка Александра Маринеско «С-13» выходила в поход.

Война шла к закономерному исходу, но на интенсивности боевых действий ни на море, ни на суше это, по существу, не отразилось. О том, что борьба была крайне напряженной, свидетельствует и тот факт, что на севере последние потери мы понесли 29 апреля 1945 года, когда был потоплен транспорт союзников буквально у входа в Кольский залив. К тому времени немцы, проиграв битву в Атлантике, перебросили значительную часть своих субмарин в порты Северной Норвегии. На Балтике же свой последний поход Маринеско совершил буквально накануне победы и вернулся на базу в конце мая 1945 года. Немцы отчаянно сражались до самого конца.


– Чтобы все-таки понять произошедшее 30 января 1945 года, давайте вспомним о том, что происходило к тому времени в Восточной Пруссии...

– Красная армия стремительно наступала в направлении Кенигсберга и Данцига. Сотни тысяч немцев, боясь расплаты за злодеяния нацистов, стали беженцами и двигались к портовому городу Готенхафену (ныне польская Гдыня). 21 января гросс-адмирал Карл Дениц отдал приказ: «Все имеющиеся в наличии немецкие корабли должны спасать от Советов все, что можно будет спасти». Капитаны кораблей получили приказ передислоцировать курсантов-подводников и их военное имущество, а в любом свободном закутке своих кораблей разместить беженцев, и в первую очередь женщин и детей.


– Готенхафен стал для многих последней надеждой: здесь стояли не только большие военные корабли, но и крупные лайнеры, каждый из которых мог взять на борт тысячи беженцев...

– Да, одним из них и был «Вильгельм Густлоф», который казался немцам непотопляемым. Построенный в 1937 году, великолепный круизный лайнер служил гордостью Третьего рейха, он призван был демонстрировать всему миру достижения нацистской Германии, ее мощь, могущество и неуязвимость.

В январе 1945-го «Вильгельм Густлоф» был военным транспортом, был вооружен, шел под военным флагом, поэтому звучащие порой упреки в адрес Маринеско, что он будто бы потопил госпитальное судно, не имеют под собой никаких оснований. Кроме того, на «Густлофе» размещалась плавбаза 2-й учебной дивизии подводников. Таким образом, на лайнере были и военные, и подводники, и беженцы, причем все нормативы по приему последних были перекрыты многократно.

Сегодня мы располагаем данными Гейнца Шена – одного из тех, кто занимался на «Густлофе» подсчетом принятых на борт пассажиров. После войны он стал летописцем гибели корабля и автором нескольких документальных книг на эту тему. Как утверждает Шен, подсчет беженцев прекратился, когда их число достигло 7 тысяч. Дальше людей принимали уже без всякого счета. Поэтому точного количества беженцев мы никогда не узнаем, хотя последующие исследования позволили зафиксировать, что всего на борту в момент подводной атаки Маринеско находились до 10 тыс. человек, включая экипаж и подводников.


– Как Маринеско удалось оказаться в нужном месте в нужный час?

– На мой взгляд, здесь было сочетание везения и командирского расчета. Поначалу он должен был действовать на удалении от берега, но, поскольку там кораблей не было, он решил переместиться непосредственно к Готенхафену. К тому времени операция по эвакуации войск из Восточной Пруссии в Западную Германию шла уже не первый день, и, безусловно, какие-то разведданные об интенсивности движения на этих коммуникациях были. Но предугадать, что под прицелом окажется именно «Густлоф», Маринеско не мог...

Объективно говоря, Маринеско произвел грамотную атаку, максимально использовав возможности экипажа и субмарины. Кстати, к тому времени это ведь была последняя «эска», оставшаяся в строю. Настойчивость, расчет, доверие экипажа, который его беззаветно любил (чему есть немало свидетельств!) – все это стало залогом удачной атаки. Она до сих пор является ярким примером военного искусства, ее изучают в военно-морских училищах, она фигурирует в учебниках. Но надо подчеркнуть: это был подвиг не только самого Маринеско, но и всего экипажа.


– Почему же все-таки потопление «Густлофа» назвали «атакой века»? По каким параметрам?

– Считается, что первым в начале 1960-х годов ее так назвал писатель-фронтовик Сергей Сергеевич Смирнов, много сделавший для восстановления доброго имени многих несправедливо забытых участников войны. Именно он фактически вернул имя Маринеско из забвения и напомнил всем о его подвиге.

Что же касается параметров, то об успехах подводников судят прежде всего по тоннажу потопленных ими судов. «Густлоф» был единственным крупным германским кораблем, который нашим подводникам удалось потопить за всю войну. Кстати, сам Маринеско поначалу даже не знал, какое судно отправил на дно, и в своем докладе существенно ошибся в тоннаже, указывая водоизмещение потопленного им лайнера в 20 тыс. тонн. Когда стало известно, что потоплен именно «Густлоф», цифра была уточнена до 25 тыс. тонн.

Маринеско называют подводником номер один, поскольку тоннаж потопленных им судов превосходит аналогичные показатели других советских подводников. Хотя, если кратко проанализировать его боевой путь, он выходил в море на подводной лодке за всю войну всего пять раз. «Атака века» произошла во время его четвертого похода. А среди командиров подводных лодок есть такие, кто совершал и по двадцать походов, но не таких результативных в смысле потопления вражеских кораблей. Но отнюдь не менее героических. К примеру, каждый прорыв подводной лодки в осажденный Севастополь – это подвиг...

Что же касается «Густлофа», то его потопление имело важное политическое значение еще и потому, что именно по тоннажу потопленных кораблей оценивался военно-морской вклад союзников в общую победу. Эти цифры фигурировали при определении размеров репараций.


– До сих пор нередко упоминают о 3700 или даже 7000 немецких подводниках, потопленных Маринеско на «Густлофе»...

– Сегодня исследователи уже не принимают эти данные всерьез. Для них эта тема уже давно закрыта... К сожалению, упомянутый Сергей Смирнов в свое время запустил несколько мифологем, которые живут до сих пор. Во-первых, о том, что Гитлер объявил Маринеско своим личным врагом. Во-вторых, Смирнов впервые публично огласил данные о том, что на потопленном «Густлофе» было 3700 подводников, достаточных для укомплектования 70 экипажей субмарин...

К сожалению, впоследствии этими цифрами, которые не подтверждаются ни одним документом, начали спекулировать. Сегодня известно, что отправной точкой мифологизации послужило сообщение шведской газеты «Афтонбладет» от 2 февраля 1945 года. В нем говорилось, что в результате гибели лайнера погибли 8000 человек, из них 3700 обученных специалистов-подводников и 4000 беженцев – женщин и детей. Обнаружить первоисточник пока никому не удалось, хотя можно предположить, что в газете отталкивались от того, что корабль был плавбазой учебной дивизии подводников, а ее полный численный состав примерно и составлял около 3700 человек.

По немецким данным, которые стали нам доступны относительно недавно и которые можно считать достоверными, на «Густлофе» находились около полутора тысяч военных, из них 918 подводников. После потопления выжили 1239 человек, из них 528 подводников, 123 человека вспомогательного женского состава военно-морского флота, 86 раненых, 83 члена экипажа и 419 беженцев. Нетрудно подсчитать, что из находившихся на борту «Густлофа» подводников погибли 390 человек. Все имена указаны на монументе памяти немецких подводников в городке Мельтенорт под Килем...

Да, жертвы были велики... В то же время потери немцев при эвакуации из Восточной Пруссии оцениваются в полпроцента – и сюда как раз и входят погибшие на «Густлофе». Много это или мало – вопрос, на который нет ответа.

Что же касается мифов, то борьба с ними редко увенчивается победой. Тем более что такой герой, как Маринеско, нужен и востребован, он давно уже стал элементом нашего достаточно мифологизированного исторического сознания. Причем, надо заметить, Маринеско никогда не был любимцем официальной пропаганды. Тут особая история, когда мифологизацией «занималось» общественное сознание. К тому же следует отдать должное Маринеско как человеку, который с исключительным мужеством перенес все удары судьбы, выпавшие на его долю после войны: исключение из состава ВМФ, заключение в лагерь по ложному обвинению, тяжелую болезнь...

Что же касается гибели беженцев на «Густлофе», то в Германии этот аспект до последнего времени не афишировали. Его начали муссировать в 2000-х годах: именно тогда стали много (и далеко не объективно!) говорить об эксцессах, случавшихся во время наступления Красной армии в Восточной Пруссии и во время ее нахождения в Германии. К сожалению, трагический эпизод гибели беженцев на «Густлофе» стал частью общей кампании по дискредитации роли СССР во Второй мировой войне.


НАША СПРАВКА

В военной науке принято считать, что тоннаж вражеских судов, потопленных советскими подводниками за всю Великую Отечественную войну, составил 462 300 тонн. Из них 347 578 тонн – на счету подводников Краснознаменного Балтийского флота (по другим оценкам – не менее 300 тыс. тонн). Тоннаж судов, потопленных Маринеско, составил 42 567 тонн (из них «Густлоф» – 25 484, «Штойбен» – 14 660). Самым результативным подводником США был Р. О,Кэйн, на его счету уничтожение вражеских кораблей общим водоизмещением 93 684 тонны. Для сравнения: счет лучших германских подводников составил: О. Кречмер – около 270 тыс. тонн, В. Лют – свыше 225 тыс. тонн, Э. Топп – около 200 тыс. тонн.


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 008 (5381) от 21.01.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?
23 Мая 2018

Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Прощайте, Даниил Александрович
06 Июля 2017

Прощайте, Даниил Александрович

В ночь на 5 июля в Петербурге на 99-м году жизни скончался писатель Даниил Гранин.

Юность, красота и успех
06 Июля 2017

Юность, красота и успех

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

Спектральный анализ по сходной цене
15 Июня 2017

Спектральный анализ по сходной цене

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ — исчезло.

Муринский прокол
15 Июня 2017

Муринский прокол

Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени

Уйти достойно
31 Мая 2017

Уйти достойно

Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов

Экологическая «прививка»
29 Мая 2017

Экологическая «прививка»

В Петербурге завершился VIII Невский международный экологический конгресс, организаторами которого выступили Межпарламентская ассамблея (МПА) стран - участниц СНГ и Минприроды РФ.

Уберут ли Uber?
23 Мая 2017

Уберут ли Uber?

На сегодня сервис заказа такси Uber работает почти в 400 городах и 68 странах мира. На него с удовольствием переходят потребители...

Метро на вырост
18 Мая 2017

Метро на вырост

Конечная станция Ф-2 - второй очереди Фрунзенского радиуса - в 70-процентной степени готовности.

Ладожский клин
12 Мая 2017

Ладожский клин

Одно из мероприятий в преддверии празднования 90-летия Ленобласти получится грустным. Тональность международной конференции по Ладоге, которая открылась сегодня в Москве и собрала многих видных учены...

Детство кончилось
10 Мая 2017

Детство кончилось

Парадоксально, но затормозить развитие некоторых детей можно, впихнув их в группу сверхраннего развития.

Военные архивы
03 Мая 2017

Военные архивы

Где хранятся документы о военных и участниках Великой Отечественной войны